Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Двигательные способности и их характеристика 5
Глава 2. Методические особенности развития двигательных способностей в процессе занятий
физической культурой15
2.1. Развитие выносливости в процессе занятий физической культурой 15
2.2. Развитие силы в процессе занятий физической культурой 18
2.3. Развитие гибкости в процессе занятий физической культурой 19
2.4. Ловкость и ее развитие в процессе занятий физической культурой 21
2.5. Скоростные способности и их развитие в процессе занятий физическими упражнениями
23
Заключение 25
Список использованных источников 26
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования,
раскрывая содержание физического развития детей, особое внимание уделяет развитию у детей
основных физических качеств .
Физическое воспитание детей и молодежи является важной и ответственной задачей
общественного воспитания, так как все должны расти здоровыми, крепкими, гармонически
развитыми. Именно в детском и школьном возрасте формируется здоровье, общая выносливость,
работоспособность, активная жизнедеятельность и другие качества, необходимые для
всестороннего гармонического развития личности.
2
Для оптимальной жизни и деятельности каждому индивидууму требуется как состояние
нормального функционирования организма, так и хорошие физические качества. Сами по себе
физические качества не могут принести победу в игре, и поэтому их необходимо рассматривать с
точки зрения их взаимосвязи с точностью выполнения действий.
Физические способности не связаны с одаренностью к выполнению любых движений точно.
Принятые в настоящее время в спорте понятия «сила», «быстрота», «выносливость» носят
слишком общий характер. На самом деле данные физические качества проявляются в разных
формах, которые определяются физиологическими и биомеханическими индивидуальными
особенностями, причем в игре проявление той или иной формы физических качеств, связано со
спецификой исполнения технических приемов.
Объект исследования – двигательные способности.
Предмет исследования – общая характеристика двигательных способностей.
Цель курсовой работы- раскрыть общую характеристику двигательных способностей.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть двигательные способности и их характеристику.
2. Определить методические особенности развития двигательных способностей в процессе
занятий физической культурой.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
анализ научной и научно-методической литературы.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретико-методологическая база
исследования определяется его объектом, предметом и характером поставленных задач.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре ___________________________, состоит из
введения, 2-х разделов, заключения, списка использованных источников. Данная структура
позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
3
Глава 1. Двигательные способности и их характеристика
Физическое качество «Выносливость» определяют как важнейшее качество, которое проявляется
и в профессиональной, и в спортивной, и даже в повседневной жизни людей регулярно и влияет
на эффективное выполнение определенной деятельности за определенный интервал времени.
Другими словами – это способность организма поддерживать надобную для обеспеченности
профессиональной деятельности мощность нагрузки и способность противостоять состоянию
утомления, которая возникает в ходе выполнения определенной работы.
Практически при любом виде физической деятельности нужна выносливость. Выносливость-это
физическое качество, которое проявляется в спортивных результатах в некоторых видах
физических упражнений (бег на средние или длинные дистанции и др.). Выносливость позволяет
лучше выполнить некоторые тактические действия, так же выносливость помогает перенести
неоднократные кратковременные большие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление
после выполненной работы (прыжки, метания, спринтерский бег и др.).
Изучение научной литературы позволяет выделить общую и специальную выносливость .
Под общей выносливость подразумевается способность длительно выполнять работу с
оптимальностью функционирования основных органов и систем индивидуума. Данная работа
обеспечивает выполнения упражнений. Упражнения при этом выполняются с умеренными
нагрузками с аэробным режимом энергетического обеспечения деятельности мышц.
Под специальной выносливостью подразумевается способность к длительной работе,
устанавливающая локализацию характера усталости от специфических двигательных действий,
при этом учитывается вид и специальная направленность упражнений.
Координационные способности представляют собой способности согласования движений
отдельных участков тела при решении определенных двигательных задач. Координационные
способности включают в себя такие понятия, как способность к произвольному расслаблению
мышц, чувство ритма, умение быстро и адекватно действовать в изменяющихся условиях,
способность сохранять равновесие и др. Не овладев этими навыками, нельзя научиться управлять
собой, своими движениями, своим телом .
Для характеристики координации при выполнении какой-либо двигательной деятельности в
тео¬рии и методике долгое время использовался термин «ловкость». С середины 70-х годов
прошлого столетия для обозначения термина «ловкость» стали использовать термин
«координационные способности .
К ключевым координационным способностям относятся:
- способность к ориентации, под которой понимают возможности человека точно определять и
своевременно адаптировать положение тела и осуществлять движения в необходимом
направлении;
- способность к дифференцированию параметров движений, что, в свою очередь, предполагает
высокую точность и экономичность силовых, временных и пространственных параметров
движения;
4
-способность к быстрой реакции позволяет своевременно отреагировать на известный или
неизвестный заранее сигнал всем телом или его частью;
-способность к изменению двигательных действий представляет собой скорость преобразования
отработанных форм движений или переключения от одних двигательных действий к другим
соответственно меняющимся условиям;
-способность к согласованности, под которой понимается соединение отдельных движений и
действий в целостные двигательные комплексы;
способность к равновесию представляет собой удержание устойчивости позы в тех либо иных
статических положениях тела, в процессе выполнения движений;
-способность к ритму предполагает способность точно воспроизводить определенный ритм
двигательного действия или адекватно изменять его в связи с изменившимися условиями;
-вестибулярная устойчивость представляет собой способность быстро и стабильно выполнять
движения в условиях вестибулярных раздражений (поворотов, бросков, кувырков);
-произвольное расслабление мышц является способностью к оптимальному согласованию
расслабления и сокращения определенных мышц в тот или иной момент .
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или же
противодействовать ему посредством мышечных усилий. Сила является основной частью
проявления почти всех других физических качеств. Особенно это прослеживается в связи с
выносливостью и скоростью. Наряду с максимальной силой различают скоростную (взрывную)
силу и силовую выносливость. Абсолютная (или максимальная) сила – наибольшая сила, которая
проявляется во время максимального мышечного напряжения при относительно медленных
движениях. Скоростная (взрывная) сила – данная разновидность силы проявляется во время
преодоления противодействия с высокой скоростью. Силовая выносливость – это способность
противостоять усталости, которая проявляется во время выполнения длительных силовых
упражнений.
Фрагмент для ознакомления
3
3. Ачкасов, Е.Е., Машковский, Е.Е., Левушкин С.П. Инструктор здорового образа жизни и
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" : учеб. пособие.
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 256 с.
4. Воротник, А. Н. Повышение физической подготовленности курсантов вузов МВД России
средствами и методами развития выносливости / А. Н. Воротник, П. Н. Войнов, А. В. Апальков //
Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2014. – № 1. – С. 27-31.
5. Гайворонский И. В. Анатомия и физиология человека — М.: Академиня, 2015. - 496 с.
5
6. Захаров Е. Н., Карасев А. В. Энциклопедия физической подготовки /Е.Н. Захаров. – М.:
Лептос. – 2017. – 368 с.
7. Корбукова, Н.А. Использование всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в
образовательном процессе высшей школы и интерактивных технологий обучения в контроле
качества дисциплины физическая культура // «Научные исследования и их практическое
применение. Современное состояние и пути развития 2013», г. Одесса, выпуск 3,том 25,
Куприенко С.В., 2013–100 с.
8. Кузьмина, Л.И. Методы физического воспитания // Теория и методика физического
воспитания: пособие /А.Г. Фурманов, М.М. Круталевич, Л.И. Кузьмина; под общ.ред А.Г.
Фурманова, М.М. Круталевича. – Минск: БГПУ, 2018.
9. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник для студентов
высш. учеб. заведений / Ю. Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с.
10. Матвеев, А. П. Методика физического воспитания в начальной школе [Текст] / Л. П.
Матвеев. – М.: Владос – Пресс, 2003. – 379 с.
11. Менхин, Ю. В. Физическая подготовка в гимнастике [Текст] / Ю. В. Менхин. – М:
Физкультура и спорт, 2009. – 190 с.
12. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов (методическое пособие)
/В.Г. Никутишкин.-М.: Издательский центр «Академия», 2009.-259 с.
13. Организация и проведение физкультурно-оздоровительной работы в режиме школьного
дня: методическое пособие для организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме
школьного дня. /Автор-составитель. О.В. Ечевская – Тамбов, 2013. –123 с. .
14. Строев, С.Ю., Пономарева, М.С. Комплекс упражнений круговой тренировки для развития
специальной выносливости боксеров /С.Ю., М.С. Пономарева //Актуальные проблемы подготовки
спортсменов в олимпийских и национальных видах спорта на разных этапах многолетнего
соврешенствования.-2015.-С.293.
15. Тычинин, Н.В. Элективные курсы по физической культуре и спорту. Учебное пособие /Н.В.
Тычинин.- Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2017.-
158 с.
16. ФГОС. Физическая культура планирования работы по освоению образовательной области /
Е. А. Мартынова, М. А. Давыдова, Н. Р. Кислюк и др. - Издательство: Учитель, 2013. - 302 с.
17. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для
студ. высш. учеб. заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Academa, 2016.- 480 с.
18. Хрипач Г.Н. Бодибилдинг. Современный подход /Г.Н. Хрипач.- СПб.: Питер, 2016. - 162 с.
19. Шпак, В.Г. Теория и методика физического воспитания краткий курс лекций /В.Г. Шпак, А.А.
Синютич.-Витебск. Издательство УО «ВГУ им. Машерова» 2017 – 168 с.