Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире говорят на 7000 языков. Все эти языки принадлежат к разным языковым семьям, и
происхождение многих из них насчитывает не одну тысячу лет. До сих пор исследователи не могут прийти к
единому мнению – какой же язык самый древний в мире? Однако с уверенностью можно назвать 5 языков,
возраст которых составляет целые тысячелетия.
Русский язык, по признанию отечественных и зарубежных лингвистов, является одним из самых сложных в
мире. Поэтому, неудивительно, что многие люди, ориентируясь на интуицию, допускают так много ошибок
в постановке ударения в словах.
Но каждому необходимо уметь правильно ставить ударение в словах, ведь это говорит о грамотности
человека, о том, насколько хорошо он владеет культурой речи, а это имеет не меньшее значение, чем
верное написание слов. Неправильное произношение может отвлекать от содержания разговора, тем
самым затрудняя процесс общения. Это очень важно в современное время, когда публичные выступления
на публике по телевидению, радио, на конференциях стали основным средством общения между
миллионами людей. Это обуславливает актуальность выбранной темы
Соблюдение единообразия в произношении имеет очень большое значение. Орфоэпические ошибки всегда
мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными погрешностями
произношения. Правильное произношение облегчает и ускоряет процесс общения [Введенская, 4]. Кроме
того, соблюдение орфоэпических норм устной речи – один из показателей владения культурой речи,
который позволяет в любой ситуации общения использовать языковые средства с максимальным эффектом
при соблюдении этики общения. Владение культурой речи, правильной постановкой ударения – важное
качество интеллигентного человека. Безусловно, ударение как одна из неотъемлемых составляющих речи
выполняет разные функции в зависимости от вида, специфики языка конкретного народа.
3
В русской грамматике были описаны два ключевых свойства русского ударения, такие как разноместность и
подвижность. Систематическое описание этих явлений содержится в «Русской грамматике» [Грамматика,
1980], а также легло в основу грамматического словаря А. А. Зализняка [Зализняк, 7]. Поскольку русское
ударение разноместно, оно является индивидуальным признаком каждого слова и выполняет
словоразличительную функцию. Ударение в русском языке способствует правильному толкованию
омографов: слов, обладающих одинаковым написанием, но имеющих различное произношение. Такие
слова могут возникать как при совпадении написания у слов, обладающих разным значением (ср.: атла́с −
а́тлас), так и между разных грамматических форм одного и того же слова (ср.: дела́− де́ла). В некоторых
случаях оно также помогает различать дополнительные смысловые оттенки слова, к примеру, зу́бчатый
(похожий на зуб) и зубча́тый (состоящий из зубцов).
Информация о явлении омографии и разных видах омографов можно получить из трудов [Барбук, 3] и
[Голев, 6].
Свойства русского ударения не ограничиваются явлениями подвижности и разноместности. К примеру, во
многих сложных словах может присутствовать не только основное, но и побочные ударения (вѐчнозелёный,
д̀евятьсо́т, а̀втомо̀токлу́б). Помимо сложных слов побочное ударение может присутствовать в
сложносокращенных словах (мѐдса̀нча́сть, го̀сба́нк), в словах с рядом неодносложных приставками
(а̀нтиобще́ственный, свѐрхпри́быль), а также в некоторых словах иноязычного происхождения
(по̀стскри́птум). Тема побочного ударения затрагивается в работе «Современный русский язык. Активные
процессы на рубеже XX-XXI веков» [Крысин, 10], в которой автор отмечает явление акцентирования первых
основ сложных слов и приводит ряд примеров, а также разбирает изменения, произошедшие в
акцентуации сложных слов с середины XX века. Кроме того, тема побочного ударения широко освещается
во второй главе книги «Просодический строй русской речи». Методологической основой работы стал труд
Зализняк А. А. Древнерусское ударение: Общие сведения и словарь. [Зализняк, 7]
Объект исследования – классические языки.
Предмет исследования – ударение в классических языках (Греческий, венгерский, русский языки).
Целью данной работы является раскрытие функций ударения в языках мира.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) определить понятие «ударение»;
2) классифицировать типы ударений;
3) рассмотреть функции ударения в разных языках.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты понятия «ударение» в современном языкознании. Типология ударений
1.1. Понятие, значение и происхождение ударения
В каждом языке в словах есть слоги ударные и безударные. Поэтому ударение необходимо везде, так как
оно служит для передачи лексического значения слова, а также показывает культуру речи.
Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.
Если вообразить, что мы читаем текст без ударения, то станет очевидно, что многие из слов станут
непонятными. К примеру, без опоры на контекст, будет непонятно, что имеется в виду в следующих словах:
замок, белки, полки (за́мок-замо́к, бе́лки-белки́, по́лки-полки́).
Также немаловажно правильно ставить ударения, чтобы показать культуру речи (то́рты, краси́вее, звони́т).
В изучении языка есть раздел, называемый акцентологией, который изучает функции и особенности
постановки ударения.
В древних славянских языках каждая морфема языка имела свою акцентную характеристику. Разделялось
два класса подобных характеристик, каждый со своей маркировкой: класс сильных (с точки зрения
4
ударения) морфем, обозначающийся маркировкой «+», и класс слабых морфем, обозначающийся
маркировкой «-». Класс сильных морфем, в свою очередь, делился на два подкласса: с маркировкой
самоударности и с маркировкой правоударности . Самоударность обозначала падение ударения на
морфему, обладающую данной характеристикой, тогда как правоударность указывала на то, что ударение
падает на морфему, находящуюся справа. Изложенная парадигма является фундаментальным тезисом
концепции, созданной в середине XX века такими выдающимися лингвистами, как В.М. Иллич-Свитычем,
В.А. Дыбо и К. Стангом. Теория, изложенная ими на основании этой концепции, состоит, прежде всего, в
том, что каждая морфема в древних славянских языках могла быть охарактеризована одним из трех
способов: способом самоударности, способом правоударности и минусовым состоянием. Теория работает,
подчиняясь единому правилу, полностью покрывающему все словоформы древнерусского языка, что
чрезвычайно важно, поскольку в современном языке нет такого правила, которое могло бы покрыть весь
массив слов. Единое правило формулируется так: «Ударение привязано к первой, т. е. к самой левой
сильной морфеме. Если она самоударная, то ударение падало прямо на нее, если правоударная, то
ударение в нормальном случае падало на следующий слог. Если же в словоформе ни одной сильной
морфемы нет, то ударение падало на первый слог».
Те из слов, которые перешли из древнерусского языка в современный русский, сейчас значительно
отличаются от того, как они произносились ранее (так, в словах с корнем -прав- ранее ударение всегда
находилось на корне: пра?ва, пра?вила, пра?вота, пра?витель, пра?вительство). Именно это и является
иллюстрацией того, что новые правила вторглись в старую систему, подвернув ее изменениям и рассыпав
тот стройный ряд, который она имела первоначально. В каждом случае при вторжении в язык нового
правила возникает конфликтная ситуация, если ударение, свойственное старой системе, не соответствует
ударению, которое диктует это правило. Исторически можно пронаблюдать, что старое всегда постепенно
уступает новому и спустя некоторый промежуток времени новое правило окончательно входит в язык.
Самое принципиальное направление в структуре новых правил состоит в том, что происходит некоторая
унификация ударений в группах слов или словоформ, которые оказываются в чем-либо сходными друг с
другом (по грамматической форме, по суффиксу или даже по конечным звукам основы).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова Д. Фонетика и интонация / Д. Антонова. – М.: Дрофа, 2015.
2. Ахманова О.С. Фонология, морфонология, морфология: Учеб. пособие / О.С. Ахманова. - М.: Изд-во
Моск. Ун-та, 1969.
3. Барбук С.Некоторые особенности русского ударения // Мова і культура, 2013. Вып. 16, т. 5. С. 164-
169
4. Введенская Л.А., Риторика и культура речи. Издание 5-е, дополненное и переработанное. Серия
«Высшее образование» /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2015.
5. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим / А.Е. Войскуновский. – М.: Просвещение, 1989.
6. Голев Н. Д. Омофонический и омографический фонды современного русского языка часть 1. Общие
вопросы. Лексические омофоны и омографы // Известия Алтайского государственного университета, 1999.
№. 4
7. Зализняк А. А. Древнерусское ударение: Общие сведения и словарь. М.: Языки славянской
культуры, 2014. 728 с.
8. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. 2-е издание / Л.Р. Зиндер. – Л.: Лениздат, 2007.
9. Златоустова Л.В. Фонетическая структура слова в потоке речи / Л.В. Златоустова. – Казань: Магариф,
2015.
10. Крысин Л. П. Современный русский язык. Активные процессы на рубеже XX-XXI веков. М.: Языки
славянских культур, 2008.
11. Маслов В.Г. Культура речи. Уч. Пос. / В.Г.Маслов. - М.: 2010. -160 с.
12. Проблема интонации в контексте учения о внутренней речи // Общая педагогика и методика
преподавания. Психология. Филология. Сборник трудов молодых ученых Байкальского региона. — УланУдэ: БГУ, 1999. — (0,4 п. л.)
13. Георгиевский А.С. Проблема интонации в современной филологии // Актуальные проблемы
современного литературоведения. Материалы межвузовской научной конференции. — Вып. 4. — М.:
МГОПУ, — 2000. — (0,2 п. л.)