Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Теневая экономика в большинстве своём является следствием болезни экономики страны,
трансформации системы взаимоотношения общества.
Через деловые отношения теневая экономика воздействует и на обыденную жизнь каждого человека,
на реализацию его интересов. Нелегальное производство товаров и услуг, сокрытие доходов, оборот
неучтённой наличности, отмывание грязных денег, взятки и злоупотребление служебным
положением - всё это привело к угрожающему перетеканию денег из легального сектора экономики в
теневой. Возник серьезный конфликт между потребностью государства в развитии своего
экономического базиса и реальной экономической практикой.
Распространение теневых отношений наносит огромный вред национальному хозяйству, пагубно
влияет на духовно-нравственную и, как следствие, на правовую сферы, видоизменяет личностные
компоненты многих людей, подрывает суверенитет государства, уменьшает конкурентоспособность
национальной экономики.
Актуальность темы исследования обусловлена объёмами и угрозой теневой экономики для
государственной безопасности Российской Федерации.
Обществу, как фундаменту развитого государства, необходимо активно влиять, прежде всего, на сами
причины формирования теневых экономических отношений, а не её проявления. Наличие
специфичных факторов и определенных пробелов в системе регулирования теневых экономических
отношений на всех уровнях национального хозяйства, большой удельный вес теневого сектора в
экономики России требует поиска причин разбухания, а также рычагов сдерживания теневой
экономики.
Главной особенностью теневой экономики России является то, что она не отделима от коррупции.
Основная часть теневой экономики не противостоит легальной экономике, а существует внутри неё.
Нелегальная экономическая деятельность в большинстве случаев проходит не как независимая
2
частная инициатива за пределами действующего закона. Она возникает в недрах хозяйственной
деятельности, лежащей в рамках официального правового поля, но живет по своим законам.
В отечественной науке проблемам теневой экономики как угрозе экономической безопасности
России и её регионов посвящены работы А.Е. Городецкого, М.В. Ямбулатовой, В.К. Сенчагова, И.И.
Елисеевой, М.С. Корнилова, В. И. Авдийского и многих других учёных.
Объектом исследования курсовой работы является проблема экономической безопасности
Российской Федерации.
Предмет исследования курсовой работы - теневая экономика России.
Целью исследования курсовой работы является анализ состояния теневой экономики Российской
Федерации и определение мер для её сокращения.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
- исследовать теоретические основы теневой экономики.
- проанализировать меры государственной политики Российской Федерации, направленные на
сокращение масштабов теневой экономики в стране.
Теоретической основой исследования являются общие положения стратегии экономической
безопасности Российской Федерации до 2030 года и теоретические разработки отечественных учёных
о влиянии теневой экономики на развитие экономики страны в целом.
Методологической основой исследования стали системный подход, метод экспертных оценок,
экономико-статистические методы.
Курсовая работа структурно состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной
литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены
объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе
исследованы теоретические аспекты теневой экономики. Во второй главе дана характеристика
состояния теневой экономики в России.
В заключении обобщены выводы по задачам исследования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Общая характеристика и свойства теневой экономики
В настоящее время общепринятое универсальное понятие «теневая экономика» отсутствует:
многообразие толкований обусловлено различиями в решаемых авторами теоретических и
прикладных задачах, а также в методике исследования.
Учёные, изучая теневую экономику преследуют следующие цели: теоретический анализ, оценка
статистических показателей, совершенствование социально-экономической политики, оптимизация
правоохранительной деятельности, обеспечение экономической безопасности.
Необходимо принимать во внимание, какой подход выбирают авторы - теоретический или
операциональный. С точки зрения теоретического подхода теневая экономика рассматривается в
качестве экономической категории, которая отражает сложную систему экономических отношений.
Операциональный подход применяется при решении статистических задач для разработки
рекомендаций по совершенствованию законодательства и корректировки социально-экономической
политики, поэтому теневая экономика рассматривается через действия по её измерению [32].
В методологическом отношении выделяют следующие подходы к понятию «теневая экономика»:
- в рамках экономического подхода исследуется влияние на эффективность экономической политики,
распределение и использование экономических ресурсов; разрабатываются надёжные методы оценки
и измерения теневой экономики. На уровне глобальной экономики учёные рассматривают теневые
международные отношения: наркобизнес, отмывание денег, полученных преступным путём. На
макроуровне проводится анализ влияния теневой деятельности на структуру экономики,
производство, распределение, перераспределение и потребление валового внутреннего продукта,
занятость, инфляцию, экономический рост и прочие макроэкономические процессы. На микроуровне
делается акцент на изучении экономического поведения субъектов теневой экономики, исследуются
нелегальные рынки. Институциональный уровень концентрирует внимание на социальноэкономических институтах теневой экономики: систему формальных и неформальных правил
поведения, закономерности их развития;
- правовой подход рассматривает теневую экономику как сферу преступного поведения. Основное
внимание обращается на изучение общественно опасных форм экономической деятельности,
предупреждение правонарушений и борьбе с ними правовыми средствами;
3
- социологический подход рассматривают теневую экономику как взаимодействие социальных
групп, которые различаются положением в системе теневых институтов, мотивами экономического
поведения в значимых ситуациях;
- при использовании кибернетического подхода теневая экономика представляется
саморегулируемой и управляемой системой, поэтому разрабатываются экономико-математические
модели прогнозирования и управления ею, анализируются закономерности её развития и
взаимодействия с официальным сектором;
- при учётно-статистическом подходе критерием выделения теневых экономических отношений
выступает отсутствие фиксации их официальной статистикой. Понятие теневой экономики
определяется по основной цели системы национальных счетов - максимально точного учёта всех
видов экономической деятельности, которые обеспечивают реальный вклад в производство валового
внутреннего продукта;
- формально-правовой подход в качестве основного критерия выделения теневых экономических
явлений определяет отношение к нормативной системе регулирования. Уклонение от
государственной регистрации и уклонение от государственного контроля также являются
критериями;
- при криминологическом подходе используется критерий общественной опасности экономической
деятельности;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Законодательные и нормативно-методические документы
1) Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной
деятельности (ETS N 141). / Информационно - правовой портал «Гарант.ру»:
http://base.garant.ru/2541079/
2) Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред. от 04.11.2019). / Информационно - правовой
портал «Гарант.ру»: http://base.garant.ru/10108000/
3) Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» /
Информационно - правовой портал «Гарант.ру»: http://base.garant.ru/12123862/
4) Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц,
замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (с изменениями и дополнениями
от 22.12.2014, 03.11.2015, 04.06.2018, 03.08.2018) / Официальные сетевые ресурсы Президента
России: http://kremlin.ru/acts/bank/36431
5) Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации». / Официальные сетевые ресурсы Президента России:
http://kremlin.ru/acts/bank/40391
6) Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии
экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». / Официальные
сетевые ресурсы Президента России: http://kremlin.ru/acts/bank/41921
7) Специальная научная отечественная литература
8) Авдийский, В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: учебное
пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 496 c.
9) Богомолов В.А. Введение в специальность «Экономическая безопасность»: учебное пособие /
Юнити-Дана, 2015. - 278 с.
10) Бойков В.Э. Человеческий фактор «теневой» экономики после 20 лет реформирования
российского общества // Социологические исследования. - 2016. - N 8. - C.90-95
11) Буров В.Ю. Теоретические основы исследования теневой экономики: ретроспективный
анализ // Теневая экономика. - 2017. - Том 1. - № 2. – С. 57-72
12) Волобуев А.Н. Противодействие легализации наркотиков // Вестник прокуратуры. - 2015. - №
1. - С. 53-58
13) Годин А. М. Развитие обеспечения экономической безопасности в странах с развитой
рыночной экономикой // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - № 6. - С. 60–
65
14) Годин А.М., Гармаш И. А. Развитие обеспечения экономической безопасности в странах с
развитой рыночной экономикой // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 6.
- С. 75-84
15) Городецкий А.Е. Механизмы уклонения от уплаты налогов. Закономерности и тенденции
4
схемообразования // Аудит и финансовый анализ. - 2017. - № 1. - С. 35-41
16) Дорожкин А.В. Комплексно-правовой подход и контуры государственной политики в
отношении субъектов теневой экономики // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №4-5. - С.
44- 48
17) Елисеева И.И. Измерение теневой экономической деятельности / под ред. И.И. Елисеевой и
А.Н. Щириной. - СПб.: Питер, 2015. – 238.
18) Иншаков, О.В., Иншакова, Е.И. Теневая экономика и этноэкономика Южного макрорегиона
России / О. В. Иншаков, Е. И. Иншакова // Свет и цвет в экономике и обществе. Монография. -
Волгоград: Волгоградское научное издательств, 2016. – 342 с.
19) Катасонов В. Ю. Ограбление России: Новый мировой порядок. Оффшоры и «теневая»
экономика. Финальная экспроприация началась! / Книжный мир. - 2017 - С. 134-140
20) Колесников В.В. Актуальные вопросы уголовно-правовой характеристики коррупционных
преступлений // Закон и право. - 2017. - № 1. - С. 85-87
21) Колесникова Т.В. Общие положения правового обеспечения экономической безопасности //
Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: материалы II международной (заочной)
научно-практической конференции /[отв. ред. Ю.А. Коблова]. – Саратов: Саратовский социальноэкономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - С. 76-78
22) Корнилов М. С. О сущности экономической безопасности // Проблемы теории и практики
управления. - 2017 - № 8. - С. 123–129
23) Куницына Н.Н. Инструменты предупреждения, выявления и пресечения операций, связанных
с легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных преступным путем // Национальные
интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - N 10. - С.39-46
24) Мельков С.А. Террористическая угроза и «теневая экономика»: есть ли взаимосвязь? //
Власть. - 2017. - N 10. - С.17-25
25) Нестерова Н. В. Влияние теневой экономики на развитие национальной экономики //
Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - № 17. - С. 7-11
26) Павлов К.В. Эволюция парадигмы теневой экономики в научных исследованиях //
Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - N 1. - С.155-163
27) Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс / под ред. В.К. Сенчагова. -
2-е изд. – М.: Дело, 2015. – 718 с.
28) Способы «отмывания» полученных преступным путём денежных средств, связанные с
переводом за границу, и банковские документы как источники сведений об этом (информация для
служб безопасности банков) // Банковское право. - 2017. - № 4. С. 69-79.
29) Суринов А.Е. Ненаблюдаемая экономика: попытка количественных измерений /под ред. А.Е.
Суринова. - М.: Наука, 2019. - 224 с.
30) Тимофеев Л.М. Теневые экономические системы современной России: теория – анализ –
модели: учебник для вузов. / Л.М. Тимофеев. М.: Издательский Центр РГГУ, 2018. – 318 с.
31) Чеботарев П.А. Коррупция: криминологический и правовой аспекты // Вопросы экономики. -
2017. - № 3. С. 46-53
32) Экономическая безопасность : учебник для вузов / Л. П. Гончаренко [и др.]; под общей
редакцией Л. П. Гончаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. —
340 с. — (Специалист). — ISBN 978-5-534-06090-4. - Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/
ekonomicheskaya-bezopasnost-432165.
33) Эриашвили Н.Д Экономика и право. Теневая экономика: учебное пособ. для студентов вузов,
обучающихся по экон. специальностям, для курсантов и слушателей образовательных учреждений
МВД России /под ред. Н. Д. Эриашвили. - 4-е изд., стер. - М.: ЮРАЙТ, 2018. - 448 с.
34) Ямбулатова М.В. Угрозы безопасности национальной экономики: понятие, причины
возникновения // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: материалы II
международной (заочной) научно- практической конференции / [отв. ред. Ю.А. Коблова]. – Саратов:
Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - С. 248-
254
Электронные ресурсы
35) Министерство внутренних дел Российской Федерации: https://xn--b1aew.xn--p1ai
36) Министерство финансов Российской Федерации: https://www.minfin.ru/ru/
37) Центральный Банк РФ: http://www.cbr.ru/
38) Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru
39) Пенсионный фонд Российской Федерации: http://www.pfrf.ru/
5
40) Всероссийский центр изучения общественного мнения: https://wciom.ru/
41) Государственная академия народного хозяйства и государственной службы при президенте
Российской Федерации / Портал социологических данных: http://social.ranepa.ru/tsentr-sotsialnopoliticheskogo-monitoringa-ion
42) Национальное бюро экономических исследований: https://nber.org
43) Национальные счета России в 2012-2018 годах / ФСГС:
http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_15/Main.htm
44) Международная Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров: http://
www.accaglobal.com