Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время топ-менеджмент организации в большей мере сам должен быть заинтересован и ответственен за свою хозяйственную, эффективную деятельность. Поэтому постоянно повышается потребность в самостоятельной разработке и внедрении стратегий в процесс развития организаций и компаний. Здесь подразумевается не отдельное развитие, построение, а затем внедрение стратегий, а взаимосвязанное становление всей цепочки компонентов в намеченном плане развития, базирующейся на ценностях, культуре, политике менеджмента и в их интегрированном единстве, позволяющем организациям и компаниям получать планируемые стратегические результаты. Предприятиям необходимо начать разработку стратегий, органически увязывая их с «реактивным комплексом», то есть всей системой «оперативных» положений, инструкций, методов и других элементов, которые определяют и регулируют повседневную деятельность предприятия в целом и его структурных подразделений в отдельности [12].
Тема данного курсового проекта является актуальной, так как в настоящее время наиболее важным является умение выбрать наиболее эффективное направление развития предприятия, балансирующее интересы и возможности потребителей и производителя и, в соответствии с этим, сформировать определенный набор стратегий. В связи с этим имеется настоятельная необходимость более глубокой проработки отдельных элементов формирования стратегии развития и вопросов организации процедуры выбора оптимального набора стратегий.
Целью данной работы является рассмотрение теоритических основ стратегического менеджмента и рассмотрения его механизма действия в управлении организацией.
Для достижения поставленной цели в работе стоит поставить следующие задачи:
- изучение роли и сущности стратегического менеджмента на предприятии;
- рассмотрение особенностей реализации основных функций в системе стратегического планирования;
- анализ функций и задач стратегического менеджмента;
- рассмотрение инструментов стратегического менеджмента.
При написании работы использовались общенаучные и специальные методы исследования: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, синергии и другие.
При написании работы были использованы: учебная литература, материалы периодической печати, в частности такие журналы как «Контроллинг», «Управление предприятием» и прочие, ресурсы Интернета.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие и сущность стратегического менеджмента
Будучи ориентирована на цели внутреннего развития и дальнейшего роста предприятие базирует свою деятельность на основе проработанного прогноза, но в то же время оно должно быть готово к эффективной реакции на динамику факторов внешней среды. Огромный опыт в оценке проблем стратегического менеджмента приобретен в зарубежных странах. Он нашел отражение в научных работах многих ученых, однако в их исследованиях не учитываются закономерности и характер развития экономики России и особенности деятельности отечественных организаций в рыночных условиях. В отечественной научной литературе вопросы стратегического менеджмента осветил в трудах:
1. Гуськов Ю.В., который определил стратегический менеджмент как «процесс утверждения и выполнения стратегических задач, основным элементом которого является план действий, основанный на сравнении персонального ресурсного потенциала и скрытого резерва организации с ее возможностями и опасностью внешних окружающих факторов, где оно функционирует» [1]. Этот способ тесно связан с приемами политики планирования, привлекает своей доступностью в представлении хронологии действий управленцев – исполнителей данной стратегии, а также легкими и доступными методологическими установками.
2. Басовский Л.Е. в своей формулировке объединил несколько способов, выделяя значимость человеческих возможностей в политике менеджмента: «Стратегическое управление это такое управление предприятием, которое: основывается на человеческий ресурс, ориентирует технологию операций на запросы покупателей, производит плавную корректировку, вовремя вносит преобразования, соответствующие требованиям со стороны общества и дающие возможность достигать превосходства среди конкурентов, что позволяет предприятию быть конкурентоспособным» [13]. Полное знание характера и планов можно получить, если сопоставить его с оперативным управлением (таблица 1).
Таблица 1 – Отличия стратегического менеджмента от оперативного [2]
1.2 Задачи стратегического менеджмента
Задачи стратегического менеджмента организации состоят из пяти взаимосвязанных направлений [8].
− Понятие области деятельности и формулировка стратегических механизмов.
− Разработка стратегических целей и задач для их осуществления.
− Определение стратегии для реализации запланированных целей и результатов функционирования производства.
− Выполнение стратегической задачи.
− Анализ итогов деятельности и переоценка стратегического плана, а также способов его исполнения.
На рисунке 1 показано взаимодействие задач стратегического управления, между которыми существует весьма сильная взаимосвязь. К примеру, мнение о том, какие действия предпринять, затрагивает вопрос по поводу того, возможно ли и как успешно реализовать стратегию.
Рисунок 1 – Пять задач стратегического менеджмента [8]
Предмет обсуждения о миссии организации сопряжено с определением целей, которых нужно добиться (эти два момента охватывают предпочтения деятельности организации).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. SNW-анализ - ключевые особенности и характеристики [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/article/146331/snw-analiz---klyuchevyie-osobennosti-iharakteristiki 2. Акмаева Р. И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент [Текст]- М: Финансы и статистика, 2013 - 207 с.- С. 67.
3. Ансофф И. Стратегический менеджмент. [Текст] Учебник /Ансофф И. – СПб: Питер, 2009. – 344с.
4. Антонов Г.Д. Стратегическое управление организацией [Текст] Учебное пособие / Антонов Г.Д., Иванова О.П., Тумин В.М.– М.: ИнфраМ/РИОР, 2014. – 239с.
5. Асаул А.Н. Стратегическое планирование развития строительной организации СПб. : СПбГАСУ, 2014. –163с.
6. Баранова Е.С., Ожерельева М.В. Формирование миссии фирмы как элемент стратегического планирования. В сборнике: Современное состояние и тенденции социально-экономического развития региона 2018. – С. 77-80.
7. Баринов В.А. Стратегический менеджмент[Текст]: Учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 285 c.
8. Белова Н.Е. Стратегическое планирование предпринимательской деятельности инвестиционно-строительных компаний: [Текст] автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Белова Надежда Евгеньевна. - СПб, 2013. – 26 с.
9. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. - Киев: Итем, 2015. – 387 с.
10. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента[Текст] / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. - 175 с. – С.156.
11. Веснин В. Стратегическое управление[Текст] Учебное пособие // Веснин В. – М.: Проспект, 2014. – 186с.
12. Власов П. К., Киселева А. А., Осичев А. В., Власов К. П. Методы исследований и организация экспериментов [Текст]. – СПб.: СанктПетербургский государственный университет (СПбГУ), 2013 - 412 с.
13. Галяутдинов Р.Р. Матрица Ансоффа: пример, построение и стратегии [Электронный ресурс] // Сайт преподавателя экономики. [2015]. URL: http://galyautdinov.ru/post/matrica-ansoffa (дата обращения: 05.05.2018).
14. Гвоздкова В.С., Бубин М.Н. Современный подход к стратегическому планированию // Современные исследования. – 2018. – № 1 (05). – С. 10-12.
15. Голубков Е.П. Стратегический менеджмент[Текст]. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 292с.
16. Голубков Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации [Текст] / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. - №3. – С.14.
17. Горшенин Е. В., Никифорова М. С. Проблемы использования инструментов стратегического менеджмента в управлении организацией [Текст] / Е. В.Горшенин, М. С. Никифорова // Экономические исследования. - 2015. №2. – С. 2-10
18. Гриффитс Алан, Уолл Стюарт. Экономика для бизнеса и менеджмента: [Текст] Пер. с англ. - Баланс Бизнес Букс, 2013. - 544 с.
19. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. [Текст]: Учебник П. Дойль / - СПб: Питер, 2014. - 480 с.
20. Ефремов В. С. Стратегическое управление в контексте организационного развития // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. № 1. – С. 127-137.
21. Ефремов В. С. Стратегическое управление в контексте организационного развития [Текст] / В. С. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. № 1. – С. 127-137.