Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной мировой экономике в условиях обострения торговых конфликтов между ее субъектами в виде введения санкций, торговых войн, все более востребованными становится использование различных средств регулирования внешней торговли. Антидемпинговые меры являются одним из важнейших средств защиты национальных интересов.
Актуальность темы исследования заключается в том, что коммерческие компании, а также целые государства прибегают к запрещенным методам конкуренции для достижения поставленных перед собой целей. Данными целями являются устранение конкурентов, захват рынка сбыта продукции и получения сверхприбыли. Российская Федерация и её компании являются частью мирового рынка и неизбежно сталкиваются с подобными методами в отношении своих товаров и услуг, а также сами прибегают к ним, с целью защиты своих интересов.
В тоже время участники рынка защищают свои интересы инициируя антидемпинговые расследования.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что антидемпинговые меры играют важную роль в международной торговле в целом и во внешней торговле РФ, в частности.
Цель данной работы – изучить экономический механизм антидемпинговых мер во внешней торговле Российской Федерации.
Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие антидемпинговых мер, их назначение, экономическую сущность, механизм антидемпинговых мер; проанализировать применение антидемпинговых мер Российской Федерацией по защите внутреннего рынка на конкретном примере. Проанализировать применение антидемпинговых мер в отношении товаров и услуг из Российской Федерации.
Объект курсовой работы — антидемпинговые меры во внешней торговле России.
Предмет исследования - роль и место антидемпинговых мер в международной торговле.
Хронологические рамки исследования охватывают в основном 90-е годы XX века - начало XXI века.
Теоретическая и методологическая основа исследования. При рассмотрении теоретических аспектов общих проблем использования антидемпинговых мер автор опирался на работы таких ученых, как Авдокушин Е.Ф., Борисов Г.К., Ванина И.С., Гадыршин И., Данильцев A.B., Коваленко С.В., Коваль А.Г., Трофименко О.Ю., Макарова С.И., Шепенко Р.А. и др.
Глава 1. Антидемпинговые меры во внешней торговле.
1.Понятие, назначение антидемпинговых мер
С развитием рыночных отношений и конкуренции в обиход вошло такое понятие, как демпинг. Демпинг (от англ. Dumping – сброс, сбрасывание) – продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены значительно ниже цен, установленных рынком для данного вида товара. Кроме этого, она может быть ниже, чем сама себестоимость производства товара.
Демпинг проводится для достижения следующих целей: проникновения на новый рынок сбыта продукции, закрепление на этом рынке, вытеснение конкурентов, снижение налоговых выплат за счет уменьшения цен и товарной надбавки. Зачастую демпинг преследует и политические цели, например, более экономически мощное государство подавляет в менее развитых странах национальных производителей и устанавливает над ним экономический контроль, а затем и политический. Не каждая коммерческая организация или государство может позволить себе отказаться от достижения высокого уровня прибыли и долго нести возможные финансовые издержки. Для этого необходимы значительные финансовые и производственные резервы. Осуществление демпинговой политики может осуществляться государством и компаниями в расчете на компенсацию в будущем понесенных убытков, когда за счет данной политики будет достигнуто желаемое положение на рынке.
Согласно ст. 2.1 «Соглашения по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле «товар рассматривается как являющийся демпинговым, то есть поступивший на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости, если экспортная цена данного товара, экспортированного из одной страны в другую, ниже сравнимой цены в обычных условиях торговли на подобный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране» . (См. рисунок 1)
Рисунок 1
Довольно часто участники рынка прибегают к помощи демпинга как к разовому мероприятию, например, распродают излишки складских запасов, реализовывают неликвидную продукцию. В данном случае это делается при существовании угрозы более крупных убытков, чем потери при демпинге. Не каждое снижение цен на товар или услугу будет являться демпингом. Не считаются демпинговыми цены, полученные в ходе снижения затрат производства, улучшении логистики, снижения затрат на продажи.
Для государства, в которое поступают товары по демпинговым ценам это чревато ухудшением положения в отрасли экономики, производящий аналогичный товар. Подобное ухудшение проявляется: в сокращении производства товара, негативном влиянии на товарные запасы, снижении рентабельности, трудоустройстве населения, снижению уровня заработной платы, инвестиционную активность, научному прогрессу, уровне безработицы, и т.д. Демпинг в международной торговле опасен тем, что приводит к дезорганизации рынка и часто создает атмосферу торговой войны.
С демпингом принято бороться различными мерами, а именно антидемпинговыми, к которым прибегает государство при защите своих интересов.
Антидемпинговая мера – это специальная правовая мера по защите государственных интересов в сфере торговли от недобросовестной конкуренции участников рынка.
Понятие «недобросовестная конкуренция» дается в Федеральном законе «О защите конкуренции» - это «любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации».
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Федеральный закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" от 08.12.2003 N 165-ФЗ.
3. Федеральный закон "О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года" от 12.11.2012 N 201-ФЗ.
4. Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019).
6. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
7. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 37 "О вступлении в силу Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года".
8. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 марта 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза» // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eurasiancommission. org/ (дата обращения: 20.08.2018)
9. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 июня 2013 г. № 143 «О применении специальной защитной меры посредством введения специальной пошлины в отношении зерноуборочных комбайнов и модулей зерноуборочных комбайнов, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза»;
10. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 августа 2013 г. № 181 «О применении специальной защитной меры посредством введения специальной пошлины в отношении посуды столовой и кухонной из фарфора, ввозимой на единую таможенную территорию Таможенного союза».
11. Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года // Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, ВТО, 15 апреля 1994 г.
12. Гадыршин И. Возможности снижения роли антидемпинговых мер в ходе экономической интеграции // Общество и экономика. 2011. № 7
13. Губина М.А. Практика применения антидемпинговых пошлин в Индии (на примере фармацевтической промышленности) // Экономическая теория и хозяйственная практика: глобальные вызовы. СПб: Гамма, 2014.
14. Коваль А.Г., Трофименко О.Ю. Антидемпинговые меры в современной экономике: международные тенденции и Российская практика\\ Экономический анализ: теория и практика № 15. 2015г.
15. Коваль А.Г., Сутырин С.Ф., Трофименко О.Ю. Защита национальных производителей в рамках ВТО // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. 2014. Вып. 1.
16. Коваль А.Г., Трофименко О.Ю. Международные торговые споры в сфере применения мер защиты внутреннего рынка странами-членами ВТО: современные тенденции // Экономическая теория и хозяйственная практика: глобальные вызовы. СПб: Гамма, 2014.
17. Коваленко С.В., Макарова С.И. Демпинг как инструмент завоевания рынка// Тенденции развития науки и образования, 2018 № 35-1.
18. Попова Л.В. Роль Китая в системе разрешения споров в рамках ВТО // Устойчивое развитие: общество и экономика. СПб: Нестор-История, 2014.
19. Членство в ВТО: новый этап участия России в международной торговой системе / под ред. С.Ф. Сутырина и О.Ю. Трофименко. Москва: Проспект, 2014.
20. Правовая природа и практическое применение антидемпинговых пошлин в Российской Федерации, Европейском Союзе и Соединенных Штатах Америки. (Сравнительно-правовое исследование): дис. канд. юрид. наук / Шепенко Р.А. - М., 2012.
21. Официальный сайт. Внешняя торговля России. URL: http://russiantrade.com.