Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В силу существенного изменения социальной ситуации развития детей вследствие глобальных социально-экономических, демографических и информационно-технологических изменений, происходящих в обществе, появления нового «цифрового поколения» школьников [3], введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), ускорения темпа жизни, введения различных образовательных инноваций, повышения учебных требований приводит к росту напряженности, тревожности, нарушениям поведения и межличностного взаимодействия, то есть к школьной дезадаптации первоклассников.
Исследованию условий предупреждения и коррекции школьной дезадаптации посвящены работы многих исследователей (Т. А. Дорофеев; Л. С. Иванова; В. В. Гурьева; Л.В.Замулина). При всей безусловной важности упомянутых исследований, до настоящего времени не имеется ясных представлений о ранних проявлениях школьной дезадаптации у детей 6 – 7 лет, для этого важна профилактика школьной дезадаптации с комплексом различных мероприятий, направленных на предупреждение неадекватных механизмов приспособления первоклассника к школе.
Объект исследования – Профилактика дезадаптации в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования – Условия профилактики дезадаптации в младшем школьном возрасте
Цель исследования - специфика условий профилактики дезадаптации в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования
1. Провести теоретический анализ психологической, методической литературы по проблеме дезадаптации в младшем школьном возрасте.
2. Подобрать методики и провести империческое исследование по проблеме дезадаптации в младшем школьном возрасте. Разработать и опробировать программу по профилактике «Первоклассник».
3. Разработать рекомендации для родителей по профилактике дезадаптации младшего школьного возраста.
База исследования проходила в МОУ СОШ 15 в 1А и 1Б классе (50 человек) город Орехово-Зуево
Практическая значимость работы : Исследование проведённое по теме «Профилактика школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте» могут использовать социальные педагоги, родители. Они помогут бороться с «Профилактики школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте»
Теоретико-методологические исследования составляют: подходы к изучению особенностей адаптации и дезадаптации в процессе обучения в школе (В. Н. Дружинина; В. П. Зинченко; В. Е. Коган; М.Г Петровский и др.); представления о психологических особенностях младших школьников (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.В. Запорожец, Л.А. Вегнер и др.).
Глава 1.Теоретические аспекты профилактики дезадаптации в младшем школьном возрасте
1.1 Теоретические аспекты профилактики дезадаптации младшего школьного возраста
Дезадаптация — это неприспособленность человека к определённым, чаще всего новым условиям существования. Она находит выражение в поведении, которое не типично для него в привычной обстановке. Например, дома он может вести себя совершенно нормально: общаться с родными и соседями, ухаживать за родителями, содержать квартиру в чистоте, проявлять уважение к семейным ценностям. На работе он кардинально меняется: не может наладить контакт с коллегами и начальством, грубит или замыкается и не произносит ни слова, не соблюдает Устав предприятия (опаздывает, курит в неположенном месте).
Дезадаптивное поведение — это нарушение основных правил социума, действующих в тех или иных условиях (на работе, в школе, в семье, в государственном учреждении, в любом объединении).
Однако при дезадаптации меняется не только поведение, но и психофизическое состояние человека. Если дома он умиротворён и отлично себя чувствует, то на работе у него резко повышается уровень тревожности, учащается дыхание и сердцебиение, наблюдается обильное потоотделение, случаются панические атаки. Данное состояние затрагивает практически все личностные сферы — эмоциональную, физиологическую, поведенческую.
Социальная дезадаптация – современный недуг отдельных людей. Несмотря на то, что всевозможные компьютеры, телефоны, возможности работать и платить дистанционно способствуют отчуждению от общества, полезного в этом мало. Человеку необходимо общение, а также соблюдение некоторых норм поведения. Так он может расти и развиваться. Люди испытывают трудности в общении Социальная дезадаптация что такое Понятие социальной дезадаптации принадлежит трем сферам: это психология, социология и педагогика. Отвечая на вопрос, что такое дезадаптация личности в психологии, во внимание берется умение человека приспосабливаться к условиям, продиктованным неким обществом. Говоря точнее, индивид имеет проблемы с адаптацией, либо он не может правильно соблюдать правила и нормы поведения в социальной сфере.
Дезадаптация – это в психологии не просто неумение соблюдать общественные нормы и правила поведения, но и опасность пережить деградацию. Суть в том, что индивид испытывает трудности при контакте с окружающими его людьми.
Множество факторов способствует развитию данного недуга. Нет необходимости выходить из дома – работать можно через интернет, оплачивать счета дистанционно с помощью карточки, даже покупки заказываются по телефону.
Функции общения в психологии и их краткая характеристика Когда индивид наблюдает сложности в общении, нахождении в кругу других людей, испытывает внутренний дискомфорт и понимает, что ему становится сложнее привыкать к новым социальным группам, он страдает от данного недуга. Существуют разные виды дезадаптации, среди которых выделяют патогенную, психосоциальную и непосредственно социальную. Человек намеренно избегает контактов или, например, проявляет неадекватное, агрессивное отношение к окружающим.
Медицинская, или патогенная социальная, дезадаптация характеризуется не столько изменениями поведения, сколько предрасположенностью к ним. Отмечается, что такое явление может произойти ввиду врожденных особенностей или недостатков, в пример можно привести уровень умственного развития. Психологическая Социально-психологическая дезадаптация характеризуется особенностями развития организма, гормональными изменениями, психическими нарушениями. Кроме того, появлению дезадаптации способствуют страхи, особенно те, которые формируются в фобии. Недуг может возникнуть вследствие гормональных изменений Причины социальной дезадаптации
Дезадаптация личности – современный недуг, которому подвержены люди любого возраста, в частности, школьники младшего возраста, подростки, взрослые люди. Во многом причины данного отклонения закладываются с детства, когда ребенок не был обучен правильным социальным контактам, общению. Также отношение родителей к растущему ребенку имеет большое значение на разных этапах взросления. Все же существуют прочие причины развития дезадаптации.
У детей Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции Факторы социальной дезадаптации личности ребенка зависят от семейной атмосферы: в каких условиях он воспитывался, каково поведение родителей и прочих родственников по отношению к малышу. Ребенок испытывает неспособность дать себе адекватную оценку в процессе общения, эмоциональную неуравновешенность, в целом низкие навыки общения. У подростков Признаки подростковой дезадаптации выражаются в высоких требованиях к окружающим, неадекватности восприятия критики, готовности унизить собеседника. Наряду с гормональной перестройкой, подросток испытывает эмоциональную неуравновешенность. Все это может усугубляться так называемой травлей в школьные годы.
В процессе общения со сверстниками подросток ведет себя пассивно или, напротив, агрессивно, в силу чего группа «выталкивает» его за границы данного общества, либо ребенок покидает его самостоятельно, испытывая негативные чувства от полученного опыта.
У взрослого человека данный недуг развивается в силу заболеваний нервной системы, а также травм головного мозга и прочих физических нарушений. Также возникновение дезадаптации наблюдается по причине отклонений психического характера, например, при повышенной
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Абдуллина Л.Б., Головнева Е.В., Головнева Н.А. Преемственность дошкольного и школьного образования как способ решения проблемы дезадаптации младших школьников / Конструктивные педагогические заметки. 2019. Т. 1. № 7 (11). С. 227-236.
2. Воронкина М.А. Специфика дезадаптации в младшем школьном возрасте / Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2016. № 1. С. 176-180.
3. Ганиева А.Д., Юнусова Э.А.Г. Взаимодействие семьи и школы по профилактике дезадаптации у детей младшего школьного возраста /
4. Дмитриева Е.Е., Тихомирова С.Д. Проблема школьной дезадаптации младших подростков "группы риска" / человек как предмет междисциплинарного гуманитарного познания Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы Л.Ф. Уварова, Е.В. Федосенко. 2015. С. 302-306.
5. достижения вузовской науки 2019 сборник статей IX Международного научно-исследовательского конкурса. В 2 ч.. Ответственный редактор: Гуляев Герман Юрьевич. Пенза, 2019. С. 230-233.
6. Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения Сборник трудов по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых "51-е Евсевьевские чтения", посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне [Электронный ресурс]. Под научной редакцией Ю.В. Варданян. 2015. С. 133-137.
7. Егорова М.А. Профилактика школьной дезадаптации младших подростков в условиях общеобразовательной школы / Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов. В 2-х томах. Ответственный за выпуск Л.А. Метлякова. 2018. С. 196-198.
8. Залевская Е.А. Школьная дезадаптация детей младшего школьного возраста / массовые коммуникации на современном этапе развития мировой цивилизации Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Гуманитарно-социальный институт. 2015. С. 70-75.
9. Зыбина Л.Н., Мантурова Н.М. Родительское отношение и школьная дезадаптация учащихся младших классов / Антология российской психотерапии и психологии Материалы Международного конгресса. 2018. С. 86-90.
10. Калашян Н.А. Основные проблемы дезадаптации детей младшего школьного возраста в социальной среде /
11. Канашкина Е.М., Щелина Т.Т. Психологические особенности школьной дезадаптации младших школьников / Профилактическая и коррекционная работа с детьми "группы риска": опыт, проблемы и перспективы материалы всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 113-116.
12. Картавщикова Е.В., Кофлюк Л.В. Влияние тревожности на социальную дезадаптацию детей младшего школьного возраста с ОВЗ / Наука и знание: векторы развития конкурентоспособности общества, науки и бизнеса Материалы XVII международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.В. Пономарева, Т.А. Куткович. 2015. С. 130-145.
13. Кедун Л.С. Профилактика дезадаптации детей младшего школьного возраста в условиях детского оздоровительного лагеря /
14. Комарова В.В. Методические рекомендации по профилактике школьной и социальной дезадаптации детей младшего школьного возраста / Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности Материалы V Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвящённой видному учёному-педагогу, профессору Куфаеву Василию Исидоровичу. 2017. С. 205-207.
15. Кондратенко А.П. Аксиологический подход к решению проблем школьной дезадаптации младших школьников / актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях сборник материалов Международной электронной научно-практической конференции : в 4 т.. ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования». 2018. С. 130-135.
16. Конева И.А., Юдина Е.А. Коррекция школьной дезадаптации младших школьников с нарушенным интеллектом и расстройствами аутистического спектра / Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-6. С. 355-362.
17. Кулямин С.Б., Олешко С.Н. Усвоение норм поведения в младшем школьном возрасте как профилактика социальной дезадаптации в школе / Векторы образования: от традиций к инновациям Материалы III всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 147-149.
18. Лакиз К.С., Гакаме Ю.Д. Проблемы школьной дезадаптации в аспекте речевого и психомоторного развития младших школьников / Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т34. С. 27-31.
19. Линых Н.А. Возможности исследовательской деятельности в преодолении школьной дезадаптации младших школьников / Развитие личностных потенциалов и универсальных способностей учащихся в исследовательской и проектной деятельности Сер. "Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», Серия «Методические материалы»" Москва, 2018. С. 8-15.
20. Невзорова А.В. Коррекция школьной дезадаптации младших школьников с помощью технологии линейного алгоритма навыков социализации / Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-2. С. 118-122.
21. Николаева Е.В. Профилактика школьной дезадаптации младших школьников / Проблемы теории и практики психологии развития Материалы V региональной научно-практической конференции. Под ред. О.О. Гониной. 2018. С. 29-30.
22. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы материалы II всероссийской (заочной) научно-практической конференции. под ред. М.В. Сурниной. 2017. С. 264-267.
23. Образовательная среда Материалы всероссийской научно-практической конференции. Главный редактор М.П. Нечаев. 2018. С. 44-46.
24. Одинец А.Ю. Профилактика дезадаптации в младшем школьном возрасте в условиях реализации ФГОС НОО / Интеграция науки и практики в современных условиях Материалы VII Международной научно-практической конференции. Сборник научных трудов. Научный редактор Г.Ф. Гребенщиков. 2016. С. 36-39.
25. педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2019. С. 164-166.
26. Пиркина Г.Р. Проблемы дезадаптации младших школьников в современной россии / новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 97-99.
27. Пискова К.Е. Менеджмент профилактики дезадаптации детей младшего школьного возраста в условиях коррекционной образовательной организации / непрерывное профессиональное образование специалистов социономического профиля: квалиметрический и полидисциплинарный подходы Материалы III Межвузовской научно-практической конференции. Под научной редакцией Н.И. Никитиной. 2016. С. 172-176.
28. Понкратьева И.Г., Чирикова А.С. Психодиагностика школьной дезадаптации учащихся младших классов / формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности материалы V международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию социальной работы в России. 2016. С. 250-251.
29. Пушкарёва Н.С. Профилактика школьной дезадаптации учащихся начальных классов как педагогическая проблема /
30. Ромахова И.В. Причины дезадаптации в младшем школьном возрасте / Инновации в современной науке Материалы VII Международного зимнего симпозиума. Центр научной мысли. 2015. С. 171-174.
31. Руднева В.В. Предупреждение школьной дезадаптации младших подростков в деятельности педагога / наука и инновации в xxi веке: актуальные вопросы, открытия и достижения сборник статей VI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 286-288.
32. Савина Е.Г., Бура Л.В. Школьная тревожность как фактор дезадаптации младших школьников / Синергия Наук. 2017. № 12. С. 632-635.
33. Селезнёва Е.В. Взаимосвязь школьной дезадаптации с учебной мотивацией в младшем подростковом возрасте / Право. Экономика. Психология. 2018. № 1 (9). С. 88-92.
34. Семакова Е.В. Способ диагностики школьной дезадаптации у младших школьников / патент на изобретение RUS 2605619 26.10.2015
35. Теория и практика организации летнего отдыха детей Материалы межрегиональной научно-практической конференции в рамках проекта "Вожатый будущего". Иркутский государственный университет: Педагогический институт, Кафедра социальной педагогики и психологии. 2019. С. 80-85.
36. Хапачева С.М., Шхахутова З.З. Школьная дезадаптация как следствие эмоционально-поведенческих нарушений у младших школьников / The Seventh International Conference on Eurasian scientific development Proceedings of the Conference. 2015. С. 151-155.