Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена политическими, социально-экономическими, культурными преобразованиями, характерными для современной России, что находит отражение в журналах и прессе, ориентированных на детскую аудиторию. Под влиянием массовой культуры медийная сфера стала коммерциализированой. Жесткая борьба за рынок сбыта заставляет создавать продукт, значительно уступающий в качестве: традиционные ценности, к числу которых относят духовность, любовь, трудолюбие, искренность, взаимовыручка, уважение к окружающим, практически исчезли со страниц. Либо, если же они упоминаются, то обычно приобретают отрицательную коннотацию; в лучшем случае подобные темы, хотя и есть, встречаются крайне редко.
Кроме того, в современных изданиях, ориентированных на детскую аудиторию, мало рубрик, поднимающих моральных и нравственные проблемы, закладывающие сложность человеческих отношений. Подобные выводы сделаны в диссертационных исследованиях Е.В. Вологиной, Л.А. Вяткиной, Л.Б. Доржиевой, Г.Л. Капустиной, А.А. Теплицкой, А.Н. Тепляшиной и др. Отдельные стороны функционирования журналов и газет для детей осмыслены А.П. Корочинским, С.В. Кузиной, Т.В. Лебедевой, В.В. Переваловым, М.Ф. Поповым, В.А. Савицким, С.П. Суворовым и др. Вышеперечисленные и другие авторы подчеркивают, что для формирования у детей адекватных представлений о сущности мира важен положительный пример, как образец, на который они будут ориентироваться. С подобными выводами нельзя не согласиться. Детям дает положительный пример сказка: взаимодействуя с другими персонажами, с животными и растениями, герои усваивают нормы и правила, принятые в социуме. Это преданность родной земле, почитание родителей, бережное отношение к природе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Потенциал сказки в формировании мировоззрения детей проанализирован в публикациях Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Водовозовой, Т.С. Комаровой, Л.П. Стрелковой, А.П. Усовой и др.
Объект исследования – российские детские журналы и пресса.
Предмет исследования – отражение сказочных героев в российских детских журналах и прессе.
Цель исследования – сопоставить российские детские журналы и прессу, в которых отражены сказочные герои. Задачи исследования:
1) обозначить роль сказочного героя в детской картине мира;
2) выявить особенности восприятия целевой аудиторией информации в детских журналах и прессе;
3) охарактеризовать специфику информационного наполнения журналов для детей;
4) осуществить анализ отражения сказочных героев в российской детской прессе: журналах «Квантик», «Мурзилка», «Непоседа».
В качестве общенаучных методов исследования в работе используются анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Источниками исследования стали сказки «Как Бусенька делил клад», «Знаменитая собачка Соня», «Путешествие Улитки».
Научно-практическая значимость настоящего исследования заключается в выводах, сделанных на основе сопоставления образов сказочных героев, представленных в детских журналах. Суть состоит в отличиях характеристик персонажей литературных произведений, что обусловлено направленностью информации на целевую аудиторию. Материалы данного исследования могут стать полезными разным группам: редакторам детских изданий, отбирающим контент для журналов и газет; художникам, занимающимся иллюстрированием детских изданий; специалистам дошкольных образовательных организаций и школ, разрабатывающим сценарии мероприятий в рамках педагогики досуга; библиотекарям, готовящим книжные выставки.
Структура исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТРАЖЕНИЯ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ В РОССИЙСКОЙ ДЕТСКОЙ ПРЕССЕ
1.1 Роль сказочного героя в детской картине мира
Человеческая жизнь наполнена множеством контактов – с близкими людьми и друзьями, коллегами по работе и с незнакомыми. Осваивая действительность, человек использует массу предметов, пытаясь проникнуть в суть явлений, осмысляет социальные и природные феномены. Так происходит формирование картины мира, или же совокупность «интуитивных представлений о существующей реальности» [11, с. 37]. Сознание «подвергает осмыслению мироздание в аспекте взаимоотношений человека с окружающим миром в различных ракурсах» [11, с. 37]. Выделяют метафизическую картину мира, чувственно-пространственную, духовно-культурную. Также говорят о философской, физической, биологической, педагогической и прочих картинах мира. Когда сравнивают людей, принадлежащих разных типам культуры, этносам, цивилизациям, то получают наглядное представление о том, что у них различные картины мира. Указанные обстоятельства накладывают отпечаток на интерпретацию любых событий и явлений.
Субъектом картины мира может быть как отдельный человек, так и социальные группы. Основной функцией картины мира является моделирование поведения объектов в реальном мире. Как правило, картина мира существует в сознании в неоформленном виде. Многие неявные черты картины мира выявляются в экстремальных состояниях, в ситуациях выбора. Ярким тому подтверждением можно считать реакцию человека на какое-либо травматическое событие – природную или техногенную катастрофу, потерю близких и проч. При обстоятельном изучении личности выявляется, что у человека может быть не одна, а несколько картин мира. Они даже могут казаться раздробленными, хотя некоторым удается успешно сочетать научную и религиозную картины мира.
Но было бы ошибочным полагать, будто это образование, не претерпевающее изменений. Картина мира, оставаясь в своей основе достаточно устойчивой, тем не менее па протяжении жизни все же подвергается трансформации, на что оказывает влияние множество обстоятельств. Формирование и содержательное наполнение картины мира берет свое начало в ранние годы. Представления об окружающем мире зависят от комплекса социальных условий, в которых воспитывается ребенок: семьи, национальных традиций ближайшего окружения, места жительства и других факторов. Картина мира ребенка состоит из совокупности эмоционально окрашенных образов и представлений об окружающей действительности.
Отношение к ней положительное, потому что взрослые создают пространство, защищенное от негативных влияний реальности и предназначенное для игр, налаживания контактов со сверстниками, познания мира в его полноте. По сути, это некое предметно-чувственное образование, компоненты которого, с одной стороны, находятся в нераздельной связи, а с другой – плохо сочетаются между собой. Другим словами, в восприятии переплетаются реальность и вымысел. Поэтому дети легко переносят свои фантазии в повседневную действительность: «Картина мира детей – это сказочный мир, полный чудовищ и волшебников» [14], которые часто возникают и в снах. Ребенок плохо дифференцирует разные отрезки времени: «Многие родители помнят, как их ребенок просыпался и кричал, что в его комнате ходит медведь» [14].
Какие бы усилия не прилагали взрослые, чтобы успокоить малыша, тот «все равно «знает», что в комнате был медведь» [14]. Получается, что дети одновременно находятся в нескольких измерениях – в пространстве видений сна, в пространстве собственного вымысла и в пространстве реального бытия. В зависимости от текущей ситуации дети «переходят» из одного измерения в другое, на что также указывает их творчество – словесное или рисуночное. Например, если попросить ребенка изобразить свою семью, то некоторые девочки наряжают маму в короне принцессы, хотя вокруг нарисована обычная обстановка. То же самое и у мальчиков: в руки своих отцов они нередко вкладывают меч, символизирующий активность, силу. Данные факты указывают на тесную связь со сказкой. Детское сознание приписывает животным, растениям, неживым предметам способность чувствовать, как человек. Подобное отношение сохраняется и всему окружающему миру. Почему так происходит? Потому, что в дошкольном и младшем школьном возрасте сознание ребенка пока не способно отделить мир от себя. Оно сливается не только со своей семьей, но и с фантазией, вымыслом, сказкой. Следует отметить, что сказка – феномен национальной культуры, отражающий мировоззрение народа о действительности, природном окружении, социальных отношениях и воплощающий чаяния людей о лучшей жизни. Такие фольклорные произведения, существующие на протяжении сотен лет, не перестают увлекать своим простым и в то же время занимательным сюжетом. Понимание сказочного мира помогает ребенку сделать выводы, имеющие отношение к морально-нравственным категориям.
В этом играет значимую роль положительные герои. Среди них не только люди, но животные, птицы, растения, наделенные чертами и характером человека. Такие персонажи показывают, что в жизни много отрицательного – зависти, жадности, корысти, предательства, но за негативные мысли и поступки следует адекватное наказание. Говоря иначе, всегда торжествуют добро и справедливость. Сказочное повествование оказывает на ребенка сильное эмоциональное воздействие: сопереживая сказочным героям, он как бы становится соучастником событий. В своем воображении он борется с врагами и наравне со сказочными героями пользуется волшебными предметами, помогающими разрешить проблему.
Итак, люди отличаются друг от друга на основе ряда критериев, одним из которых является картина мира. Ее формирование начинается в детстве. В силу возрастных особенностей дети слабо разграничивают реальное и ирреальное. Им больше нравится сказочный мир, где всё возможно. Сопереживая любимым героям, ребенок учится замечать настроение близких людей, своих друзей. А значит, получает опыт социального взаимодействия. Это основа, на которой выкристаллизовывается мировоззрение личности.