Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема циклического развития экономики интересна во все времена, так как циклическое движение является основной закономерностью рыночной экономики.
Цикличность понимается как периодичность повторяющихся нарушений равновесия в экономической системе, приводящих к свертыванию хозяйственной деятельности, спаду, кризису. Цикличность – это универсальная норма движения рыночной экономики, отражающая ее неравномерность, смену эволюционных и революционных форм экономического прогресса, колебания деловой активности и конъюнктуры рынка, чередование преимущественно экстенсивного или интенсивного экономического роста. В то же время цикличность очень чувствительна к влиянию государства на социально–экономические процессы в обществе. Цикличность экономического развития во многом обусловлена ростом, обострением и разрушением внутренних противоречий экономической системы.
Таким образом, данная тема весьма актуальна в понимании процесса экономического развития и возможности влияния на него с целью благоприятного развития общества в целом.
Целью курсовой работы является анализ цикличности экономического развития и выявление причин в развитии рыночной экономики, способствующих возникновению цикличности экономического развития.
Цели курсовой работы:
определение содержания экономического цикла;
рассмотреть фазы цикла;
описать процессы, происходящие в каждом из них и предпосылки перехода от одной фазы к другой;
рассмотреть основные подходы к классификации циклов;
изучить современные подходы к антициклическому регулированию.
Предметом курсовой работы является макроэкономическая динамика рыночной экономики.
Объектом курсовой работы являются циклические процессы в экономике.
Методология и методологические основы. Используются: метод анализа, общенаучные методы познания, а также: диалектический, исторический, системный анализ, метод экспертных оценок и частнонаучный.
Работа имеет традиционную структуру и включает введение, основную часть, состоящую из 2–х глав, заключение и список использованных источников.
1 Принципы и методы антициклического регулирования экономики
1.1 Основные рычаги антициклического регулирования экономики
Роль государственного регулирования экономики изучалась различными экономическими школами еще с XVIII в.
В мировой экономической практике сложились три основных подхода к роли государства в регулировании экономики: первый предусматривает невмешательство государства в экономику, второй – частичное вмешательство, третий – активное вмешательство. Представители классической школы отводили государству роль своего рода ночного сторожа (т. е. охранять, но ничего не трогать). А. Смит, Д. Рикардо и их последователи уповали на невидимую руку рынка и считали национальную экономическую систему самоуправляемым организмом, а значит, рыночная система сама в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия, без какого–либо вмешательства государства . Сторонники монетарной школы (М. Фридмен, Ф. Хайек) полагали, что рыночная экономика – устойчивая система, а любые колебания экономической системы основаны на некомпетентном вмешательстве государства. Макроэкономическая политика на основе монетарных принципов предполагает ограниченную интервенцию государства в экономику. В свою очередь, банки, как ведущий инструмент регулирования, способны свести к минимуму ошибки государства, и при их непосредственном участии изменение на денежном рынке трансформируется в изменение на товарном рынке. Представители кейнсианства, и в частности сам ее основатель Дж. М. Кейнс, придерживались взглядов, согласно которым вмешательство государства в экономику неизбежно, поскольку система свободного рынка лишена механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие. Поэтому в рамках кейнсианской теории был сделан вывод о необходимости поощрения активного вмешательства государства в экономику посредством налогово–бюджетной, кредитно–денежной и социальной политик. Более того, они считали это необходимым для того, чтобы обуздать вышеупомянутые негативные процессы.
Мы ежедневно сталкиваемся с процессами, имеющими периодически повторяющийся характер. В экономической теории их принято называть цикличными. Цикличность характерна для всех сфер человеческой жизни, и экономика отнюдь не исключение. В современной экономической науке по–разному именуют фазы экономического цикла, но согласно наиболее распространенной концепции принято выделять кризис, депрессию, оживление и подъем. Может показаться, что влияние государства необходимо только тогда, когда все плохо, т. е. наблюдается кризис со всеми вытекающими ему явлениями (массовое банкротство фирм во всех отраслях народного хозяйства, рост безработицы, нарастание социальной напряженности и т. п.). Но в другом случае, когда экономика находится в фазе подъема и все ресурсы и производственные мощности используются максимально полно, крайне важно не отпустить вожжи и не допустить перегрева. Иными словами, необходима политика государства, при которой бы сглаживались резкие колебания экономического цикла. Такую стратегию называют политикой антициклического регулирования .
Первым инструментом влияния является фискальная, или налогово–бюджетная, политика. Она представляет собой сознательное воздействие государственных властей на уровень деловой активности через манипулирование расходами государства и налоговым бременем, т. е. доходами. Выделяют дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политики. Дискреционная политика подразделяется на стимулирующую и сдерживающую.
Стимулирующая политика проводится в период кризиса в экономике и направлена на повышение уровня деловой активности, так называемый внутренний спрос потребителей. Для этого правительство снижает размер налогов и увеличивает объем государственных расходов. Любая из этих мер вызывает эффект мультипликатора. В частности, увеличение внутреннего валового продукта страны кратно превысит размер проведенных инъекций в виде государственных инвестиций.
Эффективность данного метода борьбы с рецессивными явлениями не раз подтверждалась на практике. Обратимся к мировому экономическому кризису 2008 г., очень больно ударившему по национальным производствам почти всех стран, попутно вызвав при этом тяжелые социальные последствия и обострив до предела накопившиеся в обществе противоречия. Своеобразным стимулом для пошатнувшейся экономики США послужила как раз мягкая фискальная политика. Реализована она была через принятие закона «Об экономическом восстановлении и реинвестировании» (февраль 2009 г.). Согласно его положениям вводились индивидуальные налоговые преференции, например, для граждан, имеющих детей, производились выплаты тем категориям населения, которым эти преференции не предоставлялись (субсидия размером $ 250 в виде социального пособия и дополнительные страховые выплаты, а также выплаты вышедшим на пенсию работникам железнодорожного транспорта), предоставлялись налоговые льготы корпорациям, адресная помощь тем, кого негативные явления коснулись в первую очередь (был увеличен размер пособий по безработице, дан новый толчок программе поддержки семей, которые оказались в затруднительной ситуации, для них расширялись фонды снабжения питанием и т. д.) .
Экономика – динамическая система, которая имеет тенденцию постоянного изменения во времени, выражающуюся в периодических колебаниях деловой активности. Фазы экономического цикла постепенно сменяют одна другую. Дефицит бюджета, который образовался в результате проведения стимулирующей политики, направленной на увеличение деловой активности и оживления экономики (фаза кризиса), будет компенсироваться в периоды высокой деловой активности (фаза подъема) за счет проведения сдерживающей политики. Доходная часть бюджета при проведении сдерживающей политики (налоговые поступления) будет увеличиваться, а расходная (выплаты субсидий, инвестиции в промышленность, скупка активов на биржевом рынке и т. д.), наоборот, уменьшаться.
Таким образом, с помощью экономических рычагов, которыми располагает современное государство, возможно целенаправленное воздействие на деловую
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Альпидовская, М.Л. Макроэкономика: учебник / М.Л. Альпидовская. – РнД: Феникс, 2017. – 411 c.
2. Альпидовская, М.Л. Макроэкономика: Учебник / М.Л. Альпидовская. – Рн/Д: Феникс, 2018. – 192 c.
3. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: Уч. / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская и др. – М.: Инфра–М, 2017. – 191 c.
4. Борисовская, Т.А. Микроэкономика. макроэкономика (для бакалавров) / Т.А. Борисовская, М.З. Ильчиков, В.Д. Камаев. – М.: КноРус, 2017. – 480 c.
5. Бурлачков, В.К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис: Анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития / В.К. Бурлачков. – М.: КД Либроком, 2019. – 240 c.
6. Вымятнина, Ю.В. Макроэкономика в 2 ч. часть 1: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю.В. Вымятнина, К.Ю. Борисов, М.А. Пахнин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 294 c.
7. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: Учебное пособие / Р.М. Гусейнов, В.А. еменихина. – М.: Омега–Л, 2017. – 384 c.
8. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Макроэкономика –1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник / Г.П. Журавлева. – М.: Дашков и К, 2016. – 920 c.
9. Золотарчук, В.В. Макроэкономика: Учебник / В.В. Золотарчук. – М.: Инфра–М, 2016. – 352 c.
10. Ивасенко, А.Г. Макроэкономика (для бакалавров) / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – М.: КноРус, 2018. – 159 c.
11. Ильяшенко, В.В. Макроэкономика (для бакалавров) / В.В. Ильяшенко. – М.: КноРус, 2019. – 416 c.
12. Капканщиков, С.Г. Макроэкономика: Учебник / С.Г. Капканщиков. – М.: КноРус, 2018. – 370 c.
13. Киселева, Е.А. Макроэкономика. экспресс–курс / Е.А. Киселева. – М.: КноРус, 2018. – 544 c.
14. Марыганова, Е.А. Макроэкономика. Экспресс–курс: Учебное пособие / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. – М.: КноРус, 2018. – 608 c.
15. Миропольский, Д. Макроэкономика.Стандарт третьего поколения / Д. Миропольский. – СПб.: Питер, 2018. – 368 c.
16. Нуреев, Р.М. Макроэкономика: Пос. для семинар. занятий / Р.М. Нуреев. – М.: Норма, 2018. – 448 c.
17. http://minfin.ru – Официальный сайт Министерства финансов.