Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вся история развитие человеческого в рамках психологической науки, которая в своем развитии прошла разные подходы к пониманию психологии человека, его смыслов и способов существования в мире и всего того, что формирует психологическую культуру общества, являет собой нравственный кризис, который обостряется в переломные для развития общества и науки, моменты. Современная постиндустриальная эпоха развития общества, актуализирует независимую, творческую активность. Сегодня интересен человек как субъект, автор своей жизни, преодолевающий отчуждение в собственной жизни. В тоже время, социокультурные трансформации и потрясения XXI века (политические проблемы, экономическая нестабильность, культурологические, идейные, духовно-нравственные изменения), приводят к кризису человеческого существования. Личность, находящаяся в состоянии одиночества, нарастания тревоги в мире вещей (М.Хайдеггер) находится в ситуации экзистенциального выбора смысла жизни и обусловленности своего существования.
В последние годы, наука и общество возвращаются к необходимости осмысления и принятия ценностных основ психологической культуры. В основе психологической культуры лежат нравственные ценности, которые являются регуляторами отношений личности с самим собой, с другими людьми и с миром. Так, ценностное отношение к жизни в целом, является обязательной составляющей психологической культуры. Человечество приходит к необходимости нравственно-ценностного отношения к жизни, который и выражает смысл и значимость самого феномена жизни. Преодоление негатива, обретение подлинности и возможность обретения яркой индивидуальности невозможна без обретения ответственности за собственное существование. В окружающем мире всё больше становится востребованным человек свободный, который способен, осознано сделать выбор и ощущающий себя в полной мере свободной личностью. Особенно это актуально на этапе формирования личностной идентичности, осознания самого себя, своей роли в социуме, что свойственно подростково-юношескому возрасту (16-17 лет) – периоду выпуска из школы. Сегодня, к выпускнику школы предъявляются достаточно высокие требования – осознанное отношение к выбору профессии, конкуренция при поступлении в учреждения профессионального образования, переход от привычных условий жизни, обусловленный сменой статусного положения, места жительства, отделением от родителей и др. формирует у выпускника особое психическое состояние. В старшем подростковом возрасте выстраивание жизненной перспективы является приоритетным. Без четко сформированных планов, перспектива личности утрачивает основную функцию – целенаправленную саморегуляцию поведения на основе предвидения отдаленных событий будущего (Абульханова-Славская К. А., Гинзбург Р. М., Головаха Е. И.) [2, 9,10]. Понимание человека как автора своей жизни находит свое отражение в работах многих гуманистически ориентированных психологов теоретиков и психотерапевтов: А. Маслоу, К. Роджерса, Ф. Перлза, Р. Мэйя, Дж.Бюдженталя и т.д. Социальное значение человека экзистенциально создающего свой образ, в рамках которого расширяется понимание значимости и способов бытия, выбора истинных человеческих ценностей (А.Г.Асмолов, В.П.Зинченко, Д.А.Леонтьев, В.И.Слободчиков и др.). При этом, возрастание темпов жизни требует от человека более осмысленного отношения к времени собственной жизни, так как умение предвидеть, прогнозировать и строить жизненные планы влияют на жизненный выбор, организацию и осуществление деятельности. Д.А.Леонтьев пишет, что «возникает все больше ситуаций, в которых требуется рассматривать человека иначе, ситуаций, когда человеку ничто не подсказывает, как действовать, и он должен принимать решение сам»[9,с.44].
Проблема исследования обусловлена спецификой психического состояния выпускников школ, от которых с одной стороны, социум требует мобилизации адаптивных и сохраняющих ресурсов психики, в силу меняющейся ситуации развития, а с другой стороны –активизации эмоционально-когнитивно-личностных ресурсов для осознанного выбора профессии, принятия решений, принятие ответственности в своем выборе и т.д. Это, в свою очередь обуславливает необходимость более подробного изучения специфики психического состояния выпускников школ для реализации адаптивной, консультативной, подготовительной психолого-педагогической работы с данной категорией.
Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы данного исследования: «Система жизненных смыслов старшеклассников с разным восприятием временной перспективы».
Цель исследования: изучение жизненных смыслов старшеклассников с разным восприятием временной перспективы.
Объект исследования: жизненные смыслы старшеклассников во взаимосвязи с временной перспективой.
Предмет исследования: жизненные смыслы старшеклассников с разным восприятием временной перспективы.
Гипотеза исследования: целенаправленная деятельность по формированию временной/жизненной перспективы обеспечит включение в смыслообразующий компонент психического состояния старшеклассников следующих векторов:
- когнитивно-аналитического – готовность осознанно выстраивать свои цели, наличие профессионального интереса;
-ценностного – устойчиво-позитивное отношение к семье, труду, знаниям;
-регулятивно-деятельностного – высокая конкурентоспособность, непрерывное саморазвитие, стремление к качественному результату.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие жизненного смысла в науке и представить характеристику жизненных смыслов старшеклассников;
- проанализировать восприятие временной перспективы старшеклассниками;
- провести эмпирическое исследование системы жизненных смыслов старшеклассников с разным восприятием временной перспективы.
Теоретико-методологические основы исследования.
1. Теории жизненного пути личности (С. Л. Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, К.А. Абульханова-Славская);
2. Идеи системного подхода (Л. С. Выготский, Б.Ф. Ломов, В.Е.Клочко);
3. Теория поколений (Н. Хоув, В. Штраус, Е. Шамис).
Методы исследования: теоретические – анализ, обобщение научной психолого-педагогической литературы; эмпирические – тестирование. Метод математической статистики: t-критерий Стьюдента. Обработка данных осуществлялась с применением пакета прикладных программ БИОСТАТ.
Методики исследования: «Анализ жизненной и временной перспективы личности» (ЖВПЛ) Н. И. Никольской, «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева, «Ценностные ориентации» П.В.Степанова.
Практическая значимость исследования: определение психолого-педагогических условий формирования жизненной перспективы современных подростков; полученное в результате исследования знание об особенностях формирования жизненных перспектив личности старших подростков может быть положено в основу элективного профориентационного курса/курса личностного роста для обучающихся старших классов.
Выборка и база исследования.
Структурно исследование состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1.Понятие жизненного смысла в науке
В ряде исследований, понятие жизненного смысла тесным образом связано с понятием ценностных ориентаций личности и совпадает с понятиями, которые определяют мотивационно-потребностную сферу личности. В частности, Абрахам Маслоу не разделял понятие ценность, смысл, потребность и мотив. Виктор Франкл объединял понятие ценности и личностные смыслы. Отечественные авторы, зачастую, понятие жизненного смысла включали в другие, более устоявшиеся психологические понятия, которые являлись основным объектом их исследования[36, с.11]. В частности, Ф.Е.Василюк, указывал, что в попытках определить в рамках психологической науки, что есть смысл, зачастую создается впечатление, что основное стремление здесь – попытка отделаться от личностного смысла как самостоятельной категории и свести это понятие к определениям эмоциональной значимости, нормы, установки и др.[7].
Е.И.Головаха указывал, что предметы потребностей, будучи осознаваемыми личностью, становятся ведущими жизненными смыслами, но если бы это было так, не было бы таких состояний как внутриличностные конфликты, аллегорического выражения «запретный плод» и т.д.[9].
Ф.Е.Василюк указывает, что смысловые ориентации это не предмет потребности, не мотив, так как, обозначенные проявления всегда корыстны, здесь личность борется за свои интересы. Ценности имеют смысл для личности, в интропсихическом пространстве они выполняют интегрирующую, объединяющую функцию[7, с.296]. Д.А.Леонтьев также отмечал, что ценности «не эгоистичны», и, в отличие от потребностей, не ограничиваются конкретным моментом и не влекут к чему-либо изнутри, а «притягивают извне»[17, с.40].
Относительно установки, Д.Н.Узнадзе отмечал, что при наличии ситуации, в которой возможно удовлетворения определенной потребности, включается особое регулятивное образование, которое называется установкой. По А.А.Прангишвили, она указывает потребности конкретный предмет, который в состоянии удовлетворить эту потребность в данный момент в данной ситуации[26, с.20-26]. Таким образом, установку с ценностью личности объединяет общее для них состояние готовности совершить поступок, что уже предполагает оценивание. Установка видится здесь, как готовность определенным образом реализовать свою ценность, как отмечает О.М.Краснорядцева[15]. Тем не менее, количество смыслов, которые существуют у индивида, значительно меньше, чем количество установок, связанных с конкретными ситуациями. Большинство отечественных авторов отмечают, что именно ценности определяют основные качественные характеристики установки, имея большую субъективную значимость, а не наоборот. Ценностные ориентации, обладая регулятивным свойством, охватывают больший круг проявлений активности индивида, чем установка, которая в грузинской психологической школе связывается с конкретной биологической потребностью[36].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абульханова-Славская К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. – М.: Академия, 2013. – 304 с.
2. Абульханова-Славская К.А.Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 137-145
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания 3-е изд. – Питер, 2016. –428 с.
4. Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов / Л.И.Бершедова. - Диссерт. доктора психол. наук. – М., 1999. – 227 с.
5. Безменова И. К., Гулевич О. А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением: Реферативный обзор. — М.: РПО, 1999.
6. Братусь Б. С. Аномалии личности / Б.С.Братусь. — М.: Мысль, 1988.
7. Василюк Ф. Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997. – С.292
8. Волков Б.С. Психология юности и молодости / Волков Б.С. – М.: Академический проспект, 2006. - 255 с.
9. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000.
10. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005.
11. Идобаева О.А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности / О.А.Идобаева. - Автореф. дис. док. психол. наук. – М., 2013. - 24 с.
12. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М., 1989. - 256 с.
13. Киселёв Ю.Я. Теоретические и прикладные проблемы психических состояний в спорте. / Диагностика и коррекция психических состояний у спортсменов //Сб. науч. тр. под ред. П.В.Бундзена, Ю.Я.Киселёва. Л., 1989 с. 3-24.
14. Куликов Л.В. Проблема описания психических состояний // Психические состояния. Сост. и общ. ред. Л.В. Куликов. СПб: Питер, 2000. 486 с.
15. Краснорядцева О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов//Сибирский психол. журн. – Томск, 1998. – №7.
16. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. 344 с.
17. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. – 43 с.
18. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000.
19. Ловягина А.Е. Психические состояния человека: учеб. пособие. – СПб: СПбГУ, 2014. – 120 с.
20. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: учебное пособие для школьных психологов и педагогов / О.В. Лишин. - М., 1997. - 79 с.
21. Мандрикова Е. Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал – 2008. - №4. – С. 54-65
22. Молчанов С. В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование, 2005, № 3. – С. 16-25
23. Никонов Е., Шамис Е. Теория поколений. Необыкновенный икс. – Москва: Изд-во Синергия, 2016. – 185 с.
24. Потанина Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности / Л. Т. Потанина // Мир психологии. – 2011. - №4. – С. 32-38
25. Прохоров О.А., Блинова О.Г. Феноменология трансовых состояний субъекта // Психология состояний. Хрестоматия / Сост. Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров / Под ред. проф. А.О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. С. 293-297.
26. Прангишвили А. С. Проблема установки на современном уровне разработки грузинской психологической школы // Психологические исследования. – Тбилиси,1973. – С.20-26
27. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф. Райс - 8-е издание. - СПб: Питер, 2000. – 347 с
28. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн – изд. 2-е – Изд-во Питер, 2002. – 720 с.
30. Самсоненко Л.С. Особенности психолого-педагогического сопровождения формирования жизненной перспективы личности: Учебно-методическое пособие / Л. С. Самсоненко, Л. Ю. Колтырева. – Оренбург: ООО «Агентство «ПРЕССА», 2009. – 88 с.
31. Степанов, П. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова. – М.: Академия: АПКИПРО, 2003. 82 c.
32. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. М.: Академический проект, 2005. 126 с.
33. Хекхаузен Х Психология мотивации достижения. СПб: Речь, 2001. – 240 с.
34. Чевачина А.В. Особенности становления самоотношения в подростковом возрасте // Инициативы XXI века. – 2012. – № 1. – С.147-148.
35. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Прогресс,1996. – 314 с.
36. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Монография. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.
37. Woodworth R. Dynamics of Behavior, N. Y., 1958. 110 p.
38. http://психологическая-лаборатория.рф/news.php (Дата посещения 19.11.2019)