Фрагмент для ознакомления
2
Материальные ресурсы – предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, топливо, незавершенное производство и отходы производства, а также запасные части машин, предназначенные для ремонта оборудования, тара и тарные материалы.
В их состав включают сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо, энергию. Этот состав, по нашему мнению, вбирает в себя все базовые компоненты, но при этом материальные отходы производства, на наш взгляд, целесообразно рассматривать как отдельный их вид (при условии возможности их повторного использования как на собственном, так и на других производствах).
По своему происхождению материальные ресурсы можно разделить на природные (первоначально изъятые из природы) и промышленные (производные от них), традиционные и модифицированные (по степени изменения исходных природных свойств), а также по степени использования – на возобновляемые и невозобновляемые, выступающие в натурально-вещественной и стоимостной формах.
Ресурсы также разделяют на внешние и внутренние. Рассмотрим сначала внутренние ресурсы.
Одним из первоочередных внутренних ресурсов являются люди, персонал компании. Любой проект образуют его участники. Вся их деятельность проходит в границах предметной области, которая подвергается проектному управлению и зависит от сложности, типа, вида, масштаба и жизненного цикла проекта. Участники делятся на активных и пассивных. Активные самостоятельно реализует деятельность проекта или ту деятельность, которая оказывает на него влияние. Пассивные же только ощущают воздействие со стороны проекта.
Кроме того, различают непосредственных и косвенных участников. Непосредственные - это и есть сами участники проекта. А косвенные выполняют свою деятельность при помощи объектов внешней среды.
По использованию в процессе производства, с позиции натурально вещественного подхода, наиболее полно элементы материальных ресурсов представлены в работах М. В. Макаренко и О. М. Махалиной, М. А. Матушкина, В. С. Геворкяна, В. И. Степанова. Они включают в их состав сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо, энергию. Этот состав, по нашему мнению, вбирает в себя все базовые компоненты, но при этом материальные отходы производства, на наш взгляд, целесообразно рассматривать как отдельный их вид (при условии возможности их повторного использования как на собственном, так и на других производствах).
Планирование материальных потоков (logistic requirements planning) имеет некоторые специфические особенности [6, С.29]. Один из стандартных технических приемов разработки логистической стратегии заключается в анализе обычного логистического равновесия между услугами и издержками. Помимо этого, необходимо учитывать комплексность поставок.
Комплексный подход планирования поставок включает в себя интегрированную оценку таких взаимозависимых факторов, как:
- количество источников снабжения и источников запасов;
- товарную и упаковочную номенклатуру;
- количество источников поступления заказов и точек отгрузки товара;
- сезонность;
- количество рабочих центров;
- иерархию номенклатуры материалов и т. д.
Решение такого рода многофакторной задачи предъявляет достаточно высокие требования к квалификации плановиков.
Кроме того, ресурсы можно разделить на возвращаемые и невозвращаемые, на накапливаемые и ненакапливаемые. Как известно, возвращаемые ресурсы – это ресурсы многократного использования: техника, оборудование, средства малой механизации, трудовые ресурсы и т. д. Иногда такого рода ресурсы называют «нерасходуемые ресурсы», что в принципе неверно, так как любые ресурсы в процессе их использования изнашиваются и, как следствие, предполагают материальные потери (физический и моральный износ, которые отражаются в экономическом понятии «амортизация»)[4, С.77].
К внешним ресурсам относятся ресурсы, которые организация привлекает из вне. К ним также относятся привлекаемый персонал, инвестиции, коммуникационные, консалтинговые, логистические и иные услуги.
Каждый проект должен основываться на определенном экономическом обосновании, которое определяет эффективность его реализации и обозначает для инвесторов стоимость данного проекта.
Управление стоимостью проекта обосновывается ограниченностью ресурсов. Именно поэтому управления стоимостью было и остается актуальным во все времена и во всех сферах деятельности.
Стоимость проекта включает в себя стоимость всех ресурсов, необходимых для его реализации, а также стоимости времени выполняемых работ. Управление стоимостью – это процессы оптимизации использования ресурсов с целью экономии и достижения оптимальной экономической эффективности.
Ресурсная составляющая системы управления проектами представляет собой совокупность кадровых, технологических финансовых, временных и иных ресурсов, которые необходимы для реализации проектов и функционирования системы управления проектами.
Обязательным элементом группы «Процессы планирования» является определение организационной структуры проекта (рис. 1.4).
Рисунок 1.4 – Определение организационной структуры проекта [13, С.77]
Состояние структуры проекта способно изменятся во времени. Некоторые элементы могут удаляться из проекта, а некоторые добавляться. Это происходит из-за того, что проект тесно взаимодействует с окружающей его средой. Производится обмен финансовыми, энергетическими, информационными, материальными и др. ресурсами.
Ключевыми активными участниками являются: заказчик, инициатор, руководитель проекта, инвестор, команда проекта, подрядчик, проектировщик, поставщик, потребитель.
Заказчик - тот, кто заинтересован в результатах проекта, в достижении цели. Он обеспечивает финансирование, заключает договоры с участниками проекта, оглашает основные требования, а также несет ответственность перед обществом и остальными участниками этого проекта. Инициатор реализует свою идею. Им может быть любой из участников проекта.
Проект-менеджер или руководитель проекта - тот, кто наделен полномочиями регулировать деятельность, которая способствует достижению целей проекта. Он ответственен перед заказчиком за достижение целей. За выполнение обязанностей проект-менеджера в сложных проектах может быть ответственна специальная управляющая фирма. Но руководителем проекта является только один человек.
Инвестор заинтересован в финансовых результатах проекта. Это лицо (физическое или юридическое), которое вкладывает свои средства в проект. Чаще всего в лице инвестора выступает заказчик, если же нет, то должен заключаются договор на определенные сроки, который определяет контроль выполнения контрактов, формы инвестиций, расчетов. Инвесторами могут являться как банки, уполномоченные органы власти, так и инновационные фонды, институты рискового финансирования и венчурные компании.
Команда проекта - объединение участников проекта, действуя как единое целое, обеспечивают достижение целей, решение задач и эффективность проекта под управлением руководителя. Ее состав зависит от характеристик проекта: сложности, масштаба, целей, сроков и др. Высокий профессиональный уровень является обязательным для команды проекта. Команда формируется исходя из квалификации, опыта персонала, условий и организаций, а также потребностей проекта.
Подрядчик несет ответственность за деятельность и реализацию проекта в соответствии с контрактом. Компания, которая ответственна за все проектные работы и имеет право предоставлять специализированные работы субподрядчикам, называется генконтрактором. А субподрядчики, в свою очередь, являются субконтракторами.
Проектировщик - организация, которая выполняет работы по подготовке проектно-сметной документации. Если проект сложный и длительный, то необходимо назначить генерального проектировщика.
Поставщик поставляет ресурсы, оборудование и материалы, которые необходимы для деятельности проекта. Поставщик выбирается путем переговоров или генеральным подрядчиком.
Потребитель приобретает и пользуется продуктом. Он может являться посредником, передавая результат проекта другим потребителям. Такой потребитель называется промежуточным. В последнее время предмет рыночной экономики и методы управления обязали увеличить состав участников новыми лицами. Ими являются аудиторские и консалтинговые компании, фонды поддержки, органы экспертизы. Все они оказывают содействие основным лицам проекта в выполнении определенных задач проекта.
Научно-технический совет играет важную роль, отвечает за уровень и выбор научно-технических решений, а также за комплексность и полноту мероприятий. Все участники проекта вовлечены в проект, формируют свои требования и идеи.
Существует такое физическое или юридическое лицо, как лицензиар - это обладатель лицензии и "ноу-хау", используемых в проекте. Лицензиар предоставляет возможность использовать необходимые научно-технические достижения. Лицензиар также обязан бороться с контрафактной продукцией, которая девальвирует бренд и снижает стоимость, если даже у проекта не заберут лицензию.
Потенциальные лицензиаты не делают вкладываться в тот продукт, права которого могут быть делегированы другой компании. Руководитель считает, что из-за подвижности бизнеса, контракты не могут заключаться на долгий срок, а лицензиаты влияют на чужой бренд ограниченно. Сегодня же большинство компаний стараются совместно с партнерами вырабатывать долгосрочную стратегию. Эксперты уверяют, что чем лучше развивается лицензионный бизнес, тем более развитой становится розничная торговля.
Эти закономерности наблюдаются на примере компании "Уолт Дисней Компании СНГ", которая вышла на российский рынок. Генеральный директор Disney утверждает, что их лицензиатами являются и крупные компании, и небольшие участники рынка, имеющие свои бренды и развивающиеся благодаря им. Дисней приносит дополнительные качества в структуру больших брендов, благодаря этому, лицензионная модель представляет не малый интерес. Тем самым, компания является сотрудником Kimberly-Clark, и дает возможность изображать диснеевских героев на салфетках Cleenex. Так, к простому базовому продукту создается привязанность, что повышает ценность этого товара.
Взаимоотношение участников проекта - сложная и довольно широкая область, требующая подготовки и практики. Сейчас стоит больше времени уделять вопросам, связанным с ней. Основной фактор успеха проекта - его участники, знающие свои обязанности и взаимодействующие друг с другом.
К внутренним факторам ресурсам относится временной ресурс, который определяет сроки реализации проектов и создает определенные ограничения.
Первое - ограниченность во времени: как правило, в течение одного года. Эта характеристика важна потому, что указывает на реалистичность проекта, является показателем того, что он разворачивается планомерно и поэтапно, имеет начало и завершение, т.е. является проектом, а не "прожектом".
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданов В.В. Управление проектами. Корпоративная система – шаг за шагом. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016
2. Володин В.В. Исследование нормативной базы управления проектами /В.В. Володин, А.Г. Дмитриев, В.И. Хабаров. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. – 128 с.
3. Володин В.В. Управление проектом: теория, методология, практика: монография / В. В. Володин, В. И. Хабаров. – М.: Университет «Синергия», 2018. – С.10
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 5-е изд., стер. - М.: Магистр: ИФРА-М, 2017. - 576 с.
5. Волщуков Ю.Н. Успешный руководитель проекта. – М.: Омега-Л, 2017. – 126 с.
6. Гайлунь В.В. Оперативный контроль исполнения проектов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/08/2912 (дата обращения: 14.01.2018).
7. Гнедых В.А. Что такое корпоративная система управления проектами и зачем она нужна компании // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/52665 (дата обращения: 03.01.2018).
8. Гончаров Г.А. Управление институциональными изменениями: сложности и их решение на пути к успеху // Вопросы управления. 2016. №1 (19). С.7-11.Зайцев К.А. Прикладная методика анализа систем управления // Социологические науки, 2012. - №5. – С.51-55
9. ГОСТ Р ИСО 21500:2014. Руководство по проектному менеджменту.
10. ГОСТ Р 54870-2011. Проектный менеджмент. ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ПОРТФЕЛЕМ ПРОЕКТОВ
11. Зуб А.Т. Управление проектами: учебник и практикум для академического бакалавриата – М.: Издательство Юрайт, 2015.- 422 с.
12. Ильина О.Н. Методология управления проектами: становление, современное состояние и развитие. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016 – 208 с.
13. Клишин А.И. Анализ стандартов управления проектами и управления рисками. Аспект: управление проектными рисками // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69232 (дата обращения: 23.05.2019).
14. Международный Стандарт по Управлению Проектами ISO 21500:2012
15. Мысин И.В. Особенности проектов модернизации на промышленных предприятиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10567 (дата обращения: 13.05.2019).
16. Неретина Е.А., Бочкина О.Н. Управление проектами на основе Scrum методологии // УЭкС. 2017. №4 (98). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-proektami-na-osnove-scrum-metodologii (дата обращения: 12.03.2019)
17. Павлов А.Н. Управление программами проектов на основе стандарта PMI The Standart for Program management. Изложение методологии и рекомендации по применению / А.Н. Павлов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 304 с.
18. Полковников А.В., Дубовик М.Ф. Управление проектами. Полный курс МВА. М.: Олимп-Бизнес, 2015. 529 с.
19. Разу М.Л. Управление проектом. Основы проектного управления/ М.Л. Разу [и др.]//учебник / коллектив авторов; под редакцией профессора М.Л. Разу. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.:КНОРУС, 2016. – 768 с.
20. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBoK®)
21. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 304 с.
22. Сазерленд Дж. Scrum, Революционный метод управления проектами. – М.: Манн, Иванов и Фербер. 2016, С.45
23. Сооляттэ А.Ю. Управление проектами в компании: методология, технологии, практика: учебник. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2016
24. Федоров В.А. Структура организации: понятие, принципы построения и анализа // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 10 апр. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 2 (8). – С. 260
25. Фунтов В. Н. Основы управления проектами в компании: учебное пособие по дисциплине, специализации, специальности "Менеджмент организации". – М. – СПб. [и др.]: Питер , 2016, С.48
26. Ходырева Е. А. Развитие системы управления инновационными проектами в образовательной организации: монография. - Киров: ООО «Радуга-ПРЕСС», 2016. - С. 19-34.
27. Шапиро В.Д. Управление проектами: Учебное пособие для студентов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге. М.: Питер, 2017. - 1127 c.