Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Язык – это то, что передает и сохраняет культуру. Что есть культура? Прежде всего, это историческая категория, которая включает в себя большое количество смыслов, формировавшихся на протяжении нескольких столетий. Человеческое общество достигло определенного уровня отражения мира – это позволило преобразовывать окружающее пространство в социуме. Уже потом все преобразования человека закрепляются под названием «культура».
О том, что Россия – страна многоязычная, почти не известно за ее пределами. Раньше, когда существовал Советский Союз, наверное, многие в мире знали или догадывались, что это была не просто огромная, а огромная многонациональная страна. Все европейцы понимают, что в России, как и в любой крупной стране, должно находиться много иммигрантов. Они догадываются, что со времен Российской империи и Советского Союза на территории современной России может существовать много диаспор. Но их удивлению почти нет предела, когда они узнают, что в России, кроме этнических русских, проживают еще 100 других коренных народов. Коренными народами России я называю те народы, которые или исторически сформировались в границах нынешней территории нашей страны, или преимущественно на ней проживают в течение многих столетий и при этом вне России не имеют ни государственных образований, ни больших ареалов расселения. Россия является не только одной из самых многонациональных и многоязычных стран мира. Это еще и одна из самых поликонфессиональных стран. В России исторически распространено не только христианство и мусульманство. В нашей стране распространены и иудаизм, и язычество. Более того, у нас есть два компактно проживающих буддистских народа – буряты и калмыки.
Рассмотрим, какие существуют сегменты в языковой политике России. Первое – это то, что русский язык – он государственный. Он есть в национальных республиках.
Второе – это языки коренных народов России. Наша страна – уникальная. На ее территории применяют 180 языков, и это не языки мигрантов. Третье – это продвижение русского языка в мире.
В нашей стране процент школ с обучением на русском языке равен 91,6 процентов, на ином языке – 4 процента. За последние несколько лет число русскоязычных школ выросло на 0,5 процента. Процент обучающихся на русском языке – 95,6 процента, на нерусских языках – меньше одного процента. Как правило, помимо русского обучение происходит на якутском и татарском языках. Если смотреть, какой процент детей может обучаться на родном языке, лучшими показателями характеризуется Якутия.
На сегодняшний день неоспоримым является тот факт, что традиционная информационная образовательная парадигма, основанная на передаче готового знания, не учитывает и не может противостоять, тем более способствовать преодолению переживаемого глобального кризиса цивилизационного развития в эпоху современности. С позиции информационного подхода человек нам представляется как «tabula rasa», которую мы должны заполнить.
Э. Фромм справедливо отмечает: «Школа ставит своей целью дать каждому учащемуся определенный объем «культурной собственности» и в конце обучения выдает документ, удостоверяющий обладание, по крайней мере, минимумом этой собственности».
Традиционная парадигма базируется на том, что научные знания объективны и универсальны, а учебный процесс в основной своей части ориентирован на познавательную деятельность репродуктивного характера. Общество же ставит перед образованием задачу подготовки специалиста, способного к творческой деятельности, готового к плюрализму позиций и мнений, стремящегося постоянно повышать уровень своего образования. Говоря об образовательной парадигме XXI века, мы должны отметить ее рефлексивный, исследовательский характер, обучающийся здесь – это субъект познавательной деятельности, а не объект для воздействия педагога.
В настоящее время важно не просто получать готовые знания, но сформировать умение добывать новые знания, научиться учиться. Образно говоря, отправляясь в путешествие, обучающийся не должен наполнять свой рюкзак лишь готовым знанием, а прихватить с собой и мыслительные орудия, которые позволят ему ориентироваться повсеместно при решении разнообразных задач.Согласно проекту «Инновационная Россия 2020», одними из ключевых задач стратегии инновационного развития Российской Федерации, являются создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов в обеспечивающие инновационное развитие образование и науку, а также повышение восприимчивости населения к инновациям. Для инновационной экономики нужен «инновационный человек» – не только способный в полной мере использовать достижения науки и техники, но и мотивированный на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни. Система образования на всех своих этапах должна и в части содержания, и в части методов и технологий обучения быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности. Современные информационные технологии активно используются школьными учителями на уроках самых разных типов для реализации одного из основополагающих методологических принципов – наглядности. Уроки русского языка на всех этапах образовательного процесса нуждаются в особенно интенсивном использовании этих технологий.
На наш взгляд, современный учитель обязан изменить существующий подход к информационным технологиям, чтобы более эффективно формировать «компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных.
Самостоятельный поиск информации для создания обучающимся презентации на ту или иную тему, конечно, отвечает данной формулировке, однако в конечном итоге способ подачи материала мало чем отличается от классического реферативного подхода. Навыки анализа при таком задании не развиваются, это только один из современных примеров репродуктивной деятельности на уроке, да и творческий компонент остается под сомнением.
Целью данной работы является рассмотрение способов и приемов проведения самостоятельной работы на уроках русского языка. Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым преподавателем в числе задач первостепенной важности. Задачи:
1) Характеристика современного образования и специфики самостоятельной работы учащихся сегодня;
2) Анализ основных способов и приемов практического применения самостоятельной работы на уроках русского языка;
3) Описание важности применений информационных технологий в самостоятельной работе.
В работе мы использовали труды таких авторов, как Н. П. Суханова, В. Г. Торосян, А. С. Воронин, Н. А. Миронова и др.
Гипотезой данного исследования является то, что современная самостоятельная работа по изучению русского языка является эффективной при использовании информационных технологий.
Объектом исследования является самостоятельная работа как вид обучения сегодня.
Предметом исследования выступают специфика форм и способов реализации самостоятельной работы на уроках русского языка.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
Глава I Теоретические основы самостоятельной работы в современном обучении
1.1 Специфика современного образования
В прошлом осталось понимание образования как необходимого подготовительного этапа в жизни человека, времени для обретения устойчивой культурной платформы, после чего, собственно, и начиналась важнейшая часть жизни личности. Общепринятое представление об образовании, «согласно которому оно являет собой последовательное действие, в ходе которого передаются от одного поколения к другому определенные культурные ценности и духовные достижения, определенные знания, умения, компетентностные навыки» , сегодня уже не столь актуально.
Субъект современного образования – это постоянно образовывающийся субъект. Современная реальность диктует другие условия бытия субъекта. Здесь нет иерархии ценностей, многое стало несущественным, например, скорости и расстояния, виртуальная реальность делает возможным движение в любую сторону событий. Современность чрезвычайно динамична, она не позволяет делать паузы и тем более остановки, практически лишает субъекта возможности созерцания, отделения себя от мира как субъекта от мира как такового.
Современный педагог закономерно ставит себе вопрос, чему учить и как учить, как удержаться под натиском информационных потоков и оставаться на гребне профессиональной волны. «Очень часто нормы, а тем более ценности нигде не записаны и не закреплены. Обычно они не бывают такими жесткими, как, например, правила дорожного движения» .
Сегодня в системе образования мы наблюдаем ситуацию, когда педагог вынужден перейти от адаптивной формы активности, которая ориентирована на настоящее, к форме активности креативного характера, ориентированной на то, что может произойти в будущем.
Так каким же видится современный образовательный процесс?
По-видимому, нам стоит обратиться к интерактивной модели обучения. Интерактивное обучение есть активное, постоянное взаимодействие между преподавателем и учащимся в процессе обучения, с использованием таких форм, которые нацеливают обучающихся на саморазвитие. Интерактивное обучение предполагает взаимную обратную связь между учащимся и преподавателем, использование конкретных активных ситуаций, инициативу, навыков работы в команде.
Заключение
В сегодняшнем обществе, перенасыщенном информацией, доступной через СМИ и интернет, но не всегда положительно влияющей на юные умы, задачи формирования читательской грамотности, воспитания культуры русского языка и чтения стоят очень остро.
Становится ясно, что проблема дезадаптации молодежи требует своего решения. Поиск путей преодоления сложностей во взаимоотношениях детей с окружающими – взрослыми и сверстниками – продолжается.
Прочитанный материал, живое обсуждение, обмен впечатлениями, организованная в классе дискуссия, проектно-исследовательская деятельность (индивидуальная и групповая), помогает учащимся не только разобраться в сложных жизненных ситуациях, но и способствует деятельностному и практикоориентированному подходу в обучении, а также развитию самостоятельности школьников и их личностному развитию. Приоритетной здесь является и самостоятельная работа учеников.
Новые социокультурные условия нацеливают на иные результаты образования, когда учащиеся должны не только вдумчиво анализировать изученные тексты, интерпретировать их, выражать свое согласие или не принимать чужого мнения, но и публично комментировать, дополнять, переводить в другой формат и создавать новый текст в абсолютно иной форме. При таком подходе к образованию обучающийся имеет возможность выбора задания, которое соответствует его уровню владения русским языком, субъективному опыту и интересам.
Современные информационные технологии могут быть успешно использованы при работе с таким сложным компонентом художественного произведения, как интертекст. Эта работа требует не просто осознанной читательской активности учащихся, но и хорошего знания фонового материала, связанного с различными аспектами культуры.
На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы.
Гипотеза о том, что современная самостоятельная работа по изучению русского языка является эффективной при использовании информационных технологий, подтверждена.
Среди форм самостоятельной работы выделим следующие:
1) работа с учебным материалом;
2) выполнение домашнего задания к занятию / домашней контрольной работы,
3) решение задач и выполнение упражнений;
4) изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку;
5) подготовка к практическим и коллоквиуму, экзамену;
6) написание реферата;
7) составление портфолио;
8) написание эссе, проектов;
9) решение кейсов и др.
Условно выделяют четыре уровня самостоятельной работы: воспроизведение, реконструктивно-вариативный, эвристический и творческий.
Задача педагога – выбрать подходящий материал для работы, в том числе и для самостоятельной, а также мотивировать учащихся на поиск интертекста, показав на конкретных примерах, насколько это может быть интересным и увлекательным занятием.
Решить эту проблему поможет использование на уроках русского языка современных электронных справочно-информационных систем, включающих возможность текстового поиска, к которым в русскоязычном сегменте относится Национальный корпус русского языка. Работа с такими поисковыми системами отвечает интересам учащихся в области использования компьютерных технологий и раскрывает их новые возможности.
К формам самостоятельной работы относят составление презентаций, портфолио, ведение блогов в соцсетях на определенные темы (пройденные на уроке), подготовка выступлений перед аудиторией (класс, олимпиады и выступления вне класса).
В настоящее время мы можем проследить смену образовательной парадигмы: если в XX в. учащиеся активно вели читательские дневники, то сейчас школьники хотят быть блогерами, поскольку в последние годы набирает популярность профессия книжного блогера.
Ведение блога в качестве самостоятельной работы о прочитанных книгах способствует постоянному чтению, написанию отзывов и развитию речи. Многочисленные книжные видеоблоги размещены на YouTube.
Появилось целое направление – блогеры Буктьюба. Здесь уже наблюдается совмещение работы литературного критика и телеведущего. Создавая книжный видеоблог, школьники приобретают навыки публичного выступления, отрабатывают устную и письменную речь.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля [Текст] / И.Л. Аристова. – Владивосток : ТИДОТ ДВГУ, 2016.
2) Афонасин Е.В. Образ Пифагора в Строматах Климента Александрийского [Текст] / Е.В. Афонасин // Философское антиковедение и классическая традиция. – 2009. – т.3, выпуск 1. – С. 31.
3) Бабкина М.В., Баранова Е.А. Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Создание и использование буктрейлера на уроках литературного чтения // Молодой ученый. 2016. №5 (109). С. 7-9.
4) Бим-Бад Б.М. Самостоятельная работа [Текст] Б.М. Бим-Бад // Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002. – 528 с.
5) Волоцкий М. 10 Telegram-каналов для любителей книг [Электронный ресурс] // Лайфхакер. URL: https://lifehacker.ru/2017/02/19/10-telegramkanalov-dlya-cenitelej-knig/ (дата обращения 09.12.2019).
6) Воронин А.С. Самостоятельная учебная работа [Текст] / А.С. Воронин // Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с.
7) Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Электронный ресурс] / С. И. Гессен. – Режим доступа: http://textarchive.ru/c-1655102-pall.html.
8) Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2017.
9) Компьютерные технологии в обучении литературе: рабочая программа дисциплины / Миронова Н.А., Дутко Н.П., Попова Н.А. - М.: Экон-Информ, 2019. 35 с.
10) Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе [Текст] / Н.М. Конышева. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2006
11) Концепция школьного филологического образования: русский язык и литература. М.: Русское слово – учебник, 2015. 112 с.
12) Кураев Г.А. Возрастная психология [Текст] : курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов-на-Дону : РГУ, 2016. – 146 с.
13) Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://ruscorpora.ru (дата обращения: 09.12.2019).
14) Новолодская Е.Г. Проектирование здоровьетворения человека в креативном контексте: теоретический и исторический аспекты [Текст] / - Бийск : АГАО им. В.М. Шукшина, 2016
15) Подростковый возраст [Текст] // Психологический лексикон / под ред. Л.А. Карпенко, А.В. Петровского. -М. : ПЕР СЭ, 2016. – С. 105.
16) Самостоятельная работа [Текст] // Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / под ред. Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина. – М. : ИКАР, 2009. – С. 446.
17) Суханова Н.П. Нормы и ценности социального института науки: признание коллег как главная позитивная санкция / Н. П. Суханова // Ценности и смыслы. – 2018. – № 1 (53). – С. 103–116.
18) Суханова Н.П. Проблемное обучение в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла /Н. П. Суханова // Культурно-антропологическая парадигма: практика реализации в условиях компетентностной модели образования: материалы международной научно-практической конференции, г. Барнаул, 21-22 сентября 2017 г. / под ред. С. А. Ан. – Барнаул : АлтГПУ, 2017. – С. 161-164.
19) Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли [Текст] / В.Г. Торосян. – Москва-Берлин : DirectMEDIA, 2015.
20) Ушинский К.Д. Воскресные школы [Текст] : собрание сочинений / под ред. А.М. Еголина, Е.Н. Медынского, В.Я. Струминского. – Москва-Ленинград : Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1948. 512 с.
21) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 09.12.2019).
22) Фромм Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. – М.: Прогресс, 1986. – 238 с.
23) Шелер М. Избранные произведения / М. Шелер. – М.: Гнозис, 1994. – 490 с.
24) Шептуховский М.В. Методика организации наблюдений в содержании подготовки будущих учителей начальных классов [Текст] М.В. Шептуховский // Профессиональное образование: теория, методика, практика: материалы международного научного е-симпозиума. – Киров : МЦНИП, 2017. – С. 80-94.
25) Языковая политика Российской Федерации и положение русского языка в мире. Материалы круглых столов. Выпуск 1. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2017. – 264 с.