Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сам порядок составления номеров журналов мод в XIX веке с разнообразием рубрик не сильно видоизменился за сто с лишним лет. Журнал будет интересен историкам моды, всем модницам и модникам, а также ценителям красочных иллюстраций.
Сегодня существует огромное количество компаний, которые занимаются созданием и выпус-ком глянцевых изданий, ориентированных на представительниц слабого пола.
Красота, кухня, мода, отношения – в женских журналах поднимаются самые различные темы, и читают такие журналы и деловые женщины, и домохозяйки, и студентки, и пенсионерки. При этом мало кто задумывается, что женский глянец появился несколько веков назад.
Культурная и историческая картина развития стран Европы XIX века многообразна и сложна. В ней возможно увидеть синтез и разные сочетания элементов, которые свойственны каждой из стран. Данная тенденция не обошла и такую сферу жизнедеятельности людей как мода и разви-тие производств, имеющих связь с ее развитием: одежда, мода, история.
Как принято считать, что мода является самым тонким, верным и безошибочным показателем отличительных признаков общества, маленькой частицей человека, образа жизни, мыслей, за-нятий, страны, народа, профессий. Наконец, в разных странах и в разных мира развитие обще-ства обладало своими специфическими особенностями, и все они - социальные, эстетические климатические, национальные являются ярко выраженными в многообразии костюмов. Каждая из эпох создавала собственный эстетический идеал человека, свои каноны красоты, которые выражены через конструкцию костюма, его цвет, пропорции, материал, детали, прически, грим. Костюм во все времена существования сословного общества являлся средством при помощи ко-торого происходило выражение и знак привилегий одного сословия перед другим или социаль-ной принадлежности. Чем более сложной было строение общества, тем богаче были традиции, тем разнообразнее была мода и костюмы. Важно отметить, что каждая из эпох характеризова-лась определенным состоянием культуры, которое получало определенное отображение в ис-кусстве моды.
Костюм является самым тонким, безошибочным и верным показателем отличительных при-знаков народа, образа жизни, общества, страны, мыслей, занятий, профессий. Костюм использу-ют писатели, в роли как важной художественной детали и стилистического приема, в качестве средства выражения авторского отношения к реальности. Одежда является своеобразным зер-калом времени, отражающим не только модные, но и культурные, политические, философские и другие течения эпохи.
Глава 1. Мода и появление первых журналов для женщин
1.1 Европейские переводные журналы мод
Журналы мод - несомненные друзья ценителей стиля уже не первое столетие. На страницах глянца издатели доносят до нас реалии сегодняшнего дня, тем самым сохраняя для истории ха-рактерные черты каждой эпохи, представления об эталонах красоты.
Чем же модный журнал XIX века может быть интересен современному читателю? Если сегодня издатели многочисленных женских журналов, стараясь сделать их наиболее привлекательными и конкурентоспособными, соревнуются в качестве цифровой фотографии, то журналы XIX века — это другой вид искусства, это живопись, графика. Основная особенность женских журналов того времени — замечательные раскрашенные рисунки.
Иллюстрации, когда-то изданные на бристольской, веленевой, слоновой бумагах, раскрашен-ные акварелью, сегодня получают вторую жизнь в виде коллекционных книг. Форма — под стать содержанию — переплеты в стиле XIX века из натуральной кожи, с бинтами на корешке, тисне-нием золотой и серебряной фольгой. Сложно представить себе лучший подарок для истинных ценителей моды.
Как правило, в XIX веке мода в Россию приходила из таких европейских столиц, как Париж, Лон-дон, и, конечно же, Вена. Обо всех новинках читатели узнавали из иностранных переводных журналов. Одним из таких был «Венский шик» («Wiener Chic») — ежемесячный модный журнал, выходивший в Санкт-Петербурге с 1899 по 1908 г. на русском, французском и немецком языках. «Венский шик» относился к профессиональным модным журналам, в России его выписывали портнихи, модистки и, кроме того, дамы, интересующиеся модами. Основной материал состав-ляли иллюстрации туалетов, текстовый материал содержал описания и советы по выбору ткани и крою моделей.
Кроме переводных изданий во второй половине XIX века появилось и большое разнообразие оригинальных женских журналов. Петербург очень быстро и остро реагировал на изменения в моде. Но столичные журналы пользовались популярностью не только у петербуржцев: модели, которые в них публиковались, служили эталоном и для провинциальных читателей.
Одним из крупнейших издательств, выпускавших иллюстрированные дамские журналы, стал издательский дом Германа Дмитриевича Гоппе (1836-1885). Издательство работало с большим успехом, журналы пользовались популярностью среди подписчиков.
Таким журналом стал «Модный свет» — иллюстрированный еженедельник (1868-1883 гг.). Ста-тьи о моде представляли собой описание разнообразных нарядов и аксессуаров, журнал знако-мил своих читательниц с лучшими образцами зарубежных модных новинок, выполнял в эти го-ды и культурно-просветительскую функцию. С 8 октября 1883 Г. Д. Гоппе соединил его с «Мод-ным магазином» под заголовком «Модный свет и Модный магазин». В дальнейшем журнал не-сколько раз менял подзаголовки и выходил в нескольких изданиях, отличавшихся друг от друга лишь количеством приложений и ценой. В 1906 году «Модный Свет и Модный Магазин» влились в издание Н. П. Аловерта «Модный курьер», которое просуществовало до 1916 г.
Особняком стоит журнал «Модистка» (1889-1898). Это было единственное в своем роде ориги-нальное издание в России, посвященное моделям шляп, головных уборов и украшений. Часть шляпок в каждом номере изображена ровно в половину натуральной величины. Все картинки раскрашены, имеют отчетливость, необходимую для того, чтобы модница, глядя на картинку и следуя рекомендациям в пояснениях, могла сделать подобную самостоятельно. Иллюстрации представляют собой не простые картинки, а являются настоящими портретами, имеющими изя-щество рисунка, сделанного цветными карандашами или акварелью и составляющими коллек-цию, достойную того, чтобы ее вставить в рамки и повесить на стену. Известна мысль о том, что, чтобы изменить облик до неузнаваемости, порой женщине достаточно надеть шляпу! Этот при-ем был незаслуженно подзабыт в конце XX века, но сейчас вновь набирает популярность. В XXI веке шляпки как никогда в моде, дизайнеры создают невероятный эксклюзив, инкрустируют шляпы золотом, серебром, бриллиантами, опалами, украшают павлиньими перьями. Самое время полистать журналы века XIX, когда уж точно знали в этом толк.
«Вестник моды» (1885-1918) — еще один русский иллюстрированный журнал. Редактор журнала — Николай Павлович Аловерт (1847-1927) — русский журналист и литератор — при создании «Вестника моды» достиг договоренности с некоторыми французскими модными журналами о предоставлении модных иллюстраций для публикации в своем журнале. Таким образом, «Вест-ник моды» публиковал модные иллюстрации и статьи одновременно с журналами мод в Пари-же.
Журнал «Новый Русский Базар» (1867-1898) пользовался большой популярностью благодаря ве-ликолепным, раскрашенным модным картинкам, принадлежавшим кисти известных француз-ских художников. Эти гравюры делали журнал довольно дорогим и являлись предметом кол-лекционирования. «Новый Русский Базар» был ориентирован на состоятельных дам, способных заказать себе любую из понравившихся моделей в магазине или ателье.
На рубеже веков издатели стремились не только учесть интересы модниц, но и ответить на за-просы людей, профессионально занимающихся модой (модистки, портные). Для них предна-значались профессиональные модные журналы, например, «Модный курьер» (1899-1916). Ос-новной материал в таких журналах составляли иллюстрации туалетов с описанием и советами по выбору материала, крою моделей и другим тонкостям. В отдельных номерах присутствовали хроники моды, обзоры новинок за месяц. Рекламных объявлений было меньше, и они напря-мую касались профессиональных запросов.
Некоторые журналы, такие как «Аврора» (1875-1878) носят «семейный характер». Они наполне-ны полезными советами для женщин, которые носят семейно-бытовой характер: практические советы по уходу за детьми, гигиене, правильном питании, качестве продуктов, управлении до-машним хозяйством, разведении растений и птиц, гимнастике для взрослых и детей, помещает модели одежды и выкройки.
1.2 Издание первых европейских женских журналов о моде
Сегодня сложно поверить, но первые женские журналы издавались еще в конце 17 века. «Га-лантный Меркурий» так назвался французский журнал. Правда, был он не совсем женский, а рассчитанный на широкий круг читателей. При этом в нем были разделы, подготовленные спе-циально для женской аудитории – обзоры модных тенденций и светская хроника. Издание ока-залось настолько популярным, что смогло заинтересовать даже короля.
Первый журнал, который был ориентирован исключительно на знатных и богатых женщин был выпущен в Британии в конце 18 века и получил название «Дамский Меркурий». В это же время появился первый медиа-образ. Им стала аристократка, любившая наряды и разнообразные дам-ские штучки. Если ранее такие образы осуждались, то к нему решили отнестись снисходительно. Журнал, в котором рассказывалось о дорогих новинках, модных тенденциях, новых аксессуарах, стал очень популярным и быстро распространился по всей территории Европы и даже отправил-ся на иной континент – в Америку.
Через некоторое время появился еще один журнал, в котором помимо моды, которая быстро наскучила читательницам, решили уделить внимание и многим иным темам: проблемам прав женщин, социальным и культурным проблемам и пр. Это издание получило название «Маяк» и издавалось оно в Лондоне. Приблизительно в это время свой журнал начинают издавать в Аме-рике – «Дамский журнал», в котором поднимались достаточно острые проблемы, например, проблемы женского образования и пр. Расширение ассортимента увеличило круг читательниц, сделало такие журналы неотъемлемой частью женской жизни.
В 19 веке появляется еще большее количество женских изданий, расширяется их тематика. В это время ярко проявляется противостояние тех, кто желает перемен и хочет оставить все так, как есть и это также сказывается на