Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время ситуация в культурно-досуговой деятельности характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни - утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.
Основная задача педагога, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие вне институциональных форм молодежного досуга.
Культурно-досуговая деятельность является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки.
Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, компьютерные игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.
Цель исследования: изучить влияние культурно-творческого досуга на социализацию подростков.
Объект исследования: поддержка трудных подростков
Предмет исследования: поддержка трудных подростков посредством культурно-творческого досуга.
Гипотеза исследования: социализация детей подросткового возраста, посредством культурно-творческого досуга будет проходить более успешно, если: определены психолого-педагогические условия поддержки трудных подростков; конкретизировать особенности процесса поддержки трудных подростков посредством культурно-творческого досуга; разработаны методические рекомендации по организации и проведению культурно-творческого досуга, подростков с целью их социализации.
Задачи исследования:
понятие досуга и особенности организации досуговой деятельности современных подростков;
рассмотреть психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста;
изучить педагогическую поддержку трудных подростков;
определить организацию и методы исследования;
охарактеризовать экспериментальное исследование уровня социализации и творческих способностей подростка;
рассмотреть методические рекомендации по организации культурно-творческого досуга подростков с целью их социализации .
Методы исследования:
-общетеоретические: анализ педагогической, философской, медицинской, психологической, историко-культурологической литературы по теме исследования, классификация и систематизация;
-эмпирические: наблюдение, опросные (анкета, интервью), изучение продуктов деятельности, тестирование;
-экспериментальные: педагогический эксперимент;
-статистические: количественный и качественный анализ данных исследования, математическая обработка результатов эксперимента, оформление результатов в виде таблиц.
Теоретико-методологическая основа исследования: фундаментальные исследования отечественной и зарубежной психологии личности; А.А. Бочавер, О.А. Галстьян, В.И. Долгова, Д.В. Зайцев и др.
Научная новизна работы: конкретизированы и систематизированы понятия и определения по теме исследования; дополнены сведения о психолого-педагогических условиях поддержки трудных подростков. Показана важность организации культурно-творческого досуга подростков с целью их социализации.
Теоретическая значимость исследования: заключается в анализе и систематизации научных психолого-педагогических данных об особенностях поддержки трудных подростков посредством культурно-творческого досуга.
Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе.
База проведения эксперимента: исследование проводилось в общеобразовательной школе в восьмых классах.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты педагогической поддержки трудных подростков в рамках культурно-досуговой деятельности
1.1. Понятие досуга и особенности организации досуговой деятельности современных подростков
Исследования содержания и организации свободного времени первоначально были ориентированы на анализ внерабочего времени и появились на этапе высокого уровня общественно-экономического развития. Наращивание темпов производства, связанная с этим большая продолжительность рабочего дня, преобладание монотонного механического труда приводили к сокращению свободного времени и его нехватке не только для физического, но и, главным образом, для психологического отдыха людей. Данная ситуация привела к разрушительным последствиям для человека труда и, как следствие, выявила необходимость определенным образом организованного свободного времени, которое получило название – «досуг». З. Фрейдом была обоснована важность досуга для психического и душевного равновесия человека, поскольку в нем реализуется та сторона личности, которая остается нереализованной или даже подавленной в профессиональном труде [22, с. 109].
Интерес к изучению досуга породил наряду с рациональными теориями и социально-утопические представления о том, что наступит эпоха высокого расцвета человеческой личности, когда досуг заменит собой труд и станет доминирующей, а не сопутствующей деятельностью человека. В современных социологических и психологических исследованиях формы досуга разделяются, прежде всего, по способу их проведения – на активные и пассивные. К первым относятся все деятельностные разновидности досуга, ко вторым – пассивное восприятие «продукции» общества потребления.
Для нашей работы имеют значение социологические выводы о сущности, содержании и особенностях активного досуга. Досуг имеет деятельностную природу, т.е. не является исключительно пассивным отдыхом. Особенностями досуговой деятельности является ее необязательный, свободный и добровольный характер, бескорыстность, а также соответствие потребности человека в самовыражении.
Как и всякая деятельность, досуговая деятельность является целенаправленной, систематичной, результативной, что позволяет говорить о возможности ее специальной организации. Если рассматривать досуговую деятельность в целом, то она дифференцируется на несколько групп:
образовательная досуговая деятельность, удовлетворяющая познавательные интересы и потребности личности, выходящие за рамки его профессиональных интересов или дополняющие их;
к ней относятся, например, все виды и формы познавательной деятельности, обогащающие детей и подростков новыми знаниями, умениями и навыками, а также все виды и формы самообразования;
любительская и общественная досуговая деятельность, удовлетворяющая потребность личности в реализации своих специальных способностей, не относящихся к сфере профессиональной деятельности (например, художественных, спортивных и др.), а также потребностей в общественно полезной деятельности (например, волонтерство, охрана природы и др.);
коммуникативная досуговая деятельность, реализующая одну из главных человеческих потребностей – потребность в общении, причем в общении с людьми, разделяющими общие интересы; к ней относятся многообразные формы игр с детьми, организация деятельности клубов по интересам, игровых кафе, тематических встреч и др.;
пассивный отдых, который, как правило, сводится к отказу от активной деятельности, а в современном социуме все чаще – в просмотре продукции СМИ, проведению времени в социальных сетях, использованию ИКТ-технологий (компьютерных игр и т.д.) [24, с. 113].
В подходах к пониманию сущности досуга до настоящего времени нет единства. Первоначальная точка зрения на досуг как на понятие, тождественное понятию «свободное временя», достаточно долго занимала ведущие позиции. Так, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля представлено следующее определение: «досужий человек – умеющий, способный к делу, ловкий, искусный».
К началу XX века утвердилось понимание «досуга» как «достижения, способности, возможности человека проявить себя в свободное время от работы время». В Педагогическом энциклопедическом словаре мы находим определение досуга, как «части внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат» [16, с. 155].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Завуч начальной школы. - 2015. - № 1. - С. 4–25.
2. Бочавер, А.А. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории / А.А. Бочавер // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. – С. 31–38.
3. Васильчиков, В.М. Правовое обеспечение социальной работы / В.М. Васильчиков. - М.: Academia, 2015. - 336 c.
4. Галстян, О.А. Классному руководителю об учёте индивидуальных особенностей, учащихся в воспитательном процессе / О.А. Галастян // Педагогическая лаборатория. – 2015. – № 2 (10). – С. 8-11.
5. Гончарова, О.Л. Работа классного руководителя с подростками «группы риска» /О.Л. Гончарова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 4. – С. 23-25.
6. Долгова, В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений у старших подростков / В И. Долгова, Е.В. Попова, А.В. Молоканов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 31. – С. 91–95.
7. Завражнов, В.В. Возможности оптимизации межличностного общения подростков в условиях общеобразовательной школы / В.В. Завражнов, Е.Д. Железнова // Молодой ученый. - 2017. - №19. - С. 271-274.
8. Зайцев, Д.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе / Д.В. Зайцев. - М.: Наука-Спектр, 2015. - 264 c.
9. Иванова, К.Г. Основные подходы к организации социальной работы / К.Г. Иванова, М.И. Андросова // Концепт. - 2017. - № 26. – С. 50–53.
10. Ионова, Т. Ю. Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно из условий эффективности воспитания младших школьников / Т.Ю. Ионова // Образование и воспитание. – 2017. – №5. – С. 106-107.
11. Кузьмин, К.В. История социальной работы / К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин. - М.: Трикста, 2016. - 624 c.
12. Кузьмин, К.В. История социальной работы / К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин. - СПб: Питер, 2015. - 480 c.
13. Куканова, Е.В. Введение в специальность. Социальная работа / Е.В. Куканова, П.Д. Павленок, А.Б. Шаповалов. - М.: Форум, 2016. - 128 c.
14. Куликова, Т.И. Психологическая культура классного руководителя как компонента профилактики межэтнических подростковых конфликтов / Т.И. Куликова // Прикладная психология и психоанализ. – 2015. – № 3. – С. 8.
15. Курушкина, С.А. Взаимодействие классного руководителя с родительским комитетом класса. Эксперимент и инновации в школе / С.А. Курушкина. – 2016. – № 6. – С. 6-14.
16. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. – М.: ACT, Хранитель, 2016. – 300 с.
17. Парфенов, О.А. Формирование конструктивных стратегий межличностных отношений старших подростков / О.А. Парфенов // Концепт. – 2015. – №18. – С. 76–80.
18. Патрикеева, Э.Г. Влияние феномена лидерства на формирование межличностных отношений в классном коллективе подростков / Э.Г. Патрикеева, Ю.К. Ивонтьева // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 694-698.
19. Петрова, Ю.И. Направления оптимизации межличностных отношений в подростковом коллективе / Ю.И. Петрова // Академия педагогических идей «Новация». – 2016. – № 6. – С. 58-78.
20. Саратова Петрушихина, Е.Б. Социально-психологические особенности взаимодействия классного руководителя с учащимися / Е.Б. Петрушихина // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. – 2015. – № 2. – С. 34-47.
21. Смирнова, Т.С. Психолого-педагогические условия оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками / Т.С. Смирнова, Д.М. Ивановская // Молодой ученый. - 2016. - №21.1. - С. 129-131.
22. Хломов, К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков / К.Д. Хломов // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2. – С. 109–125.
23. Шамрова, Д.П. Системный анализ доказательств влияния участия детей в оценке социальных программ на их психологическое развитие /Д.П. Хломов // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. – С. 39–50.
24. Югова, Н.Л. Социальные сети как инструмент психолого-педагогической деятельности классного руководителя с подростками / Н.Л. Югова, А.Ю. Трефилова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2017. – № 43. – С. 113-118.
25. Югова, Н.Л., Касимова А.Р. Суицидальное поведение подростков: технологии, методы и средства профилактической работы классного руководителя / Н.Л. Югова, А.Р. Касимова// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 41. С. 152-160.