Фрагмент для ознакомления
2
ВЕДЕНИЕ
На современном этапе деятельность учителя начальных классов ре-гламентируется такими нормативными документами, как Федеральный закон «Об образовании в РФ», ФГОС НОО, «Профессиональный стан-дарт педагога» и т.д. Федеральный государственный образователь-ный стандарт начального общего образования предполагает включе-ние младших школьников в различные виды деятельности, в том чис-ле и в проектную. Основная значимость проектной деятельности за-ключается в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных об-ластей. Кроме того, проектная деятельность способствует формиро-ванию всех видов универсальных учебных действий. В ходе проект-ной деятельности у младших школьников формируется комплекс про-ектных умений, которые в контексте формирования универсальных учебных действий также имеют особую значимость как результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Несмотря на то, что изменения в ФГОС НОО были введены около 10 лет назад, для педагогов до сих пор актуальна проблема подбора методов работы по формированию проектных умений младших школьни-ков. Актуальность данной проблемы связана с тем, что педагогу, необходимо подобрать такие методы, которые будут результативны-ми, позволят в комплексе формировать проектные умения и при этом, будут понятны и интересны детям.
Мы посчитали возможным использовать потенциал уроков литератур-ного чтения для формирования проектных умений младших школьни-ков, так как на них предполагается обучение младших школьников работе с текстом, что является основой для включения детей в проектную деятельность.
Кроме того, мы считаем, что формирование у младших школьников проектных умений будет наиболее результативно на уроках литера-турного чтения, так как уроки по данному предмету, в соответ-ствии с ФГОС НОО предполагают:
-участие каждого ученика в обсуждении литературных текстов, с обоснованием своей точки зрения, что формирует коммуникативные и презентационные проектные умения;
- интерпретацию, анализ и преобразование художественных, научно-популярных и учебных текстов, формируя творческие проектные уме-ния добывать и обрабатывать информацию, необходимую для реализа-ции проекта;
-восприятие и оценивание содержания и специфики различных тек-стов, что формирует рефлексивные действия;
-постановку цели и задачи на урок, составление планов пересказа литературных текстов, тем самым формируя организационные проект-ные умения [30].
Объект исследования: проектные технологии.
Предмет исследования: проектные технологии на уроках литератур-ного чтения во 2 классе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
1. охарактеризовать понятия «проектная деятельность»;
2. рассмотреть использование проектных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе;
3. Предложить рекомендации учителям по эффективному использо-ванию проектной технологии на уроках литературного чтения во 2 класс.
Методы исследования: составление списка литературы; анализ пси-холого-педагогической и методической литературы по проблеме ис-следования.
Глава 1. Теоретические основы использования проектных технологий на уроках литературного чтения
1.1. Понятие «проект», «проектная деятельность» в психолого-педагогической литературе в области развития познавательного ин-тереса у младших школьников
Метод проектов, как важнейшая составляющая проектной деятельно-сти, не является принципиально новым в мировой педагогике, по-скольку зародился в 20-х годах прошлого века в США. Он также был назван методом проблем и связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американ-ским философом и педагогом Джоном Дьюи, который предложил стро-ить обучение на активной основе, через соответствующую деятель-ность ребенка, в соответствии с его личными интересами.
Как отмечает Антоненко В.У., со временем идея проектного метода претерпела некоторую эволюцию. Рожденная из идеи бесплатного об-разования, в настоящее время она является составной частью хоро-шо продуманной и структурированной системы образования. Такая организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов [2].
"Проектный метод" нашел отражение в идеях российских ученых 20-х годов: Б. В. Игнатьева, Н. К. Крупская, Е. Г. Кагаров, М. В. Крупенин, В. Н.Шульгин и другие советские педагоги считали, что критически переработанный проектный метод может обеспечить раз-витие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, свя-зывая теорию с практикой.
Глусовой Е.Е.. были выявлены следующие теоретические принципы проектно-ориентированного обучения и проектной работы:
- в центре внимания-школьник: содействие развитию его творче-ских способностей;
- учебный процесс строится на логике деятельности, имеющей личностный смысл для школьника, что повышает его мотивацию в обучении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого студента на свой уровень развития;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способ-ствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
- осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт системного использования в разных ситуациях и др. [10].
Исходный лозунг основателей технологии (системы) проектного обу-чения: «Всё из жизни, всё для жизни». Цель проектного метода, по мнению Л. Р. Баимбетова., а также проектной деятельности, в це-лом, состоит заключается в создании условий, при которых участ-ники проекта:
1) научиться использовать приобретенные знания для решения по-знавательных и практических задач;
2) приобретают коммуникабельные умения, работая в различных группах;
3) развивают у себя умения и навыки в т.ч. исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения анализа, построения гипотиз, обобщения); технологиче-ские проектировочные, конструкторские, коммуникативные, диагно-стическо- аналитические;
4) развивают системное мышление и др. [4].
Применение метода проектов и проектной деятельности способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социально-го приспособления людей друг к другу: умение договариваться, от-кликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).
Умение использовать метод проектов и проектную деятельность в своей повседневной педагогической деятельности - показатель вы-сокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающие прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека [39].
Проектная деятельность включает в себя множество понятий: про-ект, метод проектов, структура проекта, проектирование, проект-ная технология, технология проектной деятельности, проектная пе-дагогическая технология, технология проектирования, прогнозиро-вание, конструирование, моделирование, исследование, планирова-ние; рефлексия; процедуры оценки эффективности проекта и др.
Проект — «камень, брошенный вперёд» - самостоятельная и коллек-тивная творческая завершенная работа или специально организован-ный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий имеющий со-циально значимый результат, завершающийся созданием творческих работ [21].
В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, что открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности школьников, пе-дагогов и родителей.
Единого подхода к определению понятия «метод проектов» в научной литературе нет. В таблице 2 представлены подходы современных пе-дагогов к определению сущности метода проекта.
Таблица 1
Подходы к определению сущности метода проектов
Автор Метод проектов - это
Адрианова С.А.[1] комплексный метод, дающий возможность всем участникам проявить самостоятельность в планировании организации и т.п.
Тимофеева
Л.Л[49]. способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться ре-альным, осязаемым практическим результатом
Боева Л.Л[6]. Совокупность приёмов, действий в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи — решения лично значимой проблемы и оформленной в виде некоего конечного продукта
Матяш Н.В.[30] совокупность организационных, познавательных, методических и других приемов, позволяющих решить конкретную проблему в результате самостоятельных действий
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, Л.В. Развивающее обучение в системе современного образования / Л.В. Антонова // Вестник Бурятского государствен-ного университета. - 2009. - №15. - С. 3-6.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные дей-ствия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учите-ля / А.Г. Асмолов. - Москва: Просвещение, 2008. - 151 с.
3. Газизова, Т.В. Диагностика сформированности учебных дей-ствий анализа, рефлексии и планирования младших школьников / Т.В. Газизова, Т.А. Колесникова, К.С. Фролова, Д.С. Зырянов // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №57. - С.115-121.
4. Громова, Л.А. Личностные риски организации проектной дея-тельности младших школьников / Л.А. Громова // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы VIII Между-нар. науч.- практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 113-115.
5. Дорфман, Т.В. Развивающее обучение как дидактическая основа современной общеобразовательной школы / Т.В. Дорфман // Приори-тетные направления развития образования и науки: материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. В 2 т. Т. 1. - Чебоксары: ЦНС «Интер-актив плюс», 2017. - С. 114-118.
6. Егенисова, А.К. Использование метода кейс-стади в образова-нии / А.К. Егенисова, А.И. Дуйсенбаева // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - №7. - С. 129-132.
7. Еремеева, И.М. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина -
B. В. Давыдова как путь развития идей Л.С. Выготского / И.М. Еремеева // Педагогический опыт: теория, методика, практика: ма-териалы X Междунар. науч.-практ. конф. В 2 т. Т. 1. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. -
C. 70-74.
8. Кадола, Е.В. Анализ подходов к изучению проблемы общеучеб-ных умений и навыков / Е.В. Кадола // Омский научный вестник. - 2015. - №4. - С. 187 - 189.
9. Казанцева, В.А. Содержательные и управленческие особенности организации проектной деятельности младших школьников / В.А. Ка-занцева, М.А. Харченко // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 64-67.
10. Калацкая, Н.Н. Формирование проектных умений у младших школьников средствами проектной деятельности / Н.Н. Калацкая, И.Н. Рожкова // Психология и педагогика XXI века: теория, прак-тика и перспективы: материалы III Междунар. науч. - практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 12-16.
11. Назаров, С.А. Педагогические основы проектирования личност-но¬развивающей информационно-образовательной среды технического вуза: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Назаров Сергей Алексан-дрович. - Ростов-на-Дону, 2006. - 156 с.
12. Новикова, Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых / Е.Б. Новикова // Начальная школа. - 2018. - №5. - С.34-38.
13. Образцов, П.И. Развивающее начальное обучение в контексте новых образовательных стандартов / П.И. Образцов, Т.И. Смагина // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2015. - №3. - С. 249-253.
14. Одинцова, С. А. Формирование исследовательских умений млад-ших школьников на основе проектной деятельности / С.А. Одинцова, Т.В. Аксинович // Вестник Омского государственного педагогиче-ского университета. Гуманитарные исследования - 2016. - №2 С. 112-115.
15. Семенова, Н.А. Проектная деятельность младших школьников в урочное время / Н.А. Семенова // Научно-педагогическое обозре-ние. - 2013. - №1. - С. 70-74.
16. Сошникова, Г. Л. Формирование проектных умений младших школьников на уроках литературного чтения / Г.Л. Сошникова, И.В. Будина // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы V Междунар. науч. - практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Ин-терактив плюс», 2016. - С. 189-192.
17. Тарасова, И.П. Метод проектов в образовательном учреждении / И.П. Тарасова // Профессиональное образование. - 2014. - № 12. С. 24-26.
18. Трубинова, К.М. Проектная деятельность как средство разви-тия познавательного интереса младших школьников: дис. магистра пед. наук: 44.04.01 / Трубинова Ксения Михайловна. - Екатерин-бург, 2018. - 86 с.
19. Тучалаев, С.Т. Место учителя начальных классов в процессе реализации системы развивающего обучения / С.Т. Тучалаев // Из-вестия ДГПУ. - 2016. - №3. - С. 77-82.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Стандарты второго поколения. - Москва: Просвещение, 2015. - 26 с.
21. Фролова, К.С. Методические приёмы формирования умений млад-ших школьников планировать и оценивать учебные действия / К.С. Фролова // Гуманитарные науки. Современное состояние и перспек-тивы развития: сб. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. - Екате-ринбург: «ИМПРУВ», 2017. - С. 185-187.
22. Фролова, К.С. Методы организации учебного диалога при орга-низации проектной деятельности в начальной школе / К.С. Фролова // Методическая организация учебного диалога на уроках в началь-ной школе: материалы IV всероссийской науч.-метод. межвузовской студ. олимпиады. / АлтГПУ. - Барнаул, 2018. - С.165-167.
23. Фролова, К.С. Методы работы педагога по формированию про-ектных умений младших школьников на уроках литературного чтения / К.С. Фролова // Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. ст. / Сибирский федераль-ный ун-т. - Красноярск, 2019. - С. 199-204.
24. Фролова К.С. Проектная деятельность как условие формирова-ния универсальных учебных действий младших школьников / К.С. Фролова, А.Ю. Незванкина, Е.Р. Бадрутдинова // Инновации в обра-зовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. ст. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т. - 2018. - С. 542-544.
25. Фролова К.С. Формирование проектных умений младших школьни-ков / К.С. Фролова // Психологическая культура и психологическое здоровье в современных региональных системах образования: мате-риалы VII Междунар. науч.-практ. конф. - Барнаул, 2018. - С. 136-206.
26. Фролова, К.С. Формирование умений младших школьников плани-ровать, анализировать и оценивать учебные действия в соответ-ствии с поставленной задачей и условиями её реализации / К.С. Фролова // Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.: В 4 ч. Ч.2. - Уфа: АЭТЭРНА, 2017. - С. 197-199.
27. Фролова, К.С. Формирование умений планировать и оценивать учебные действия младших школьников / К.С. Фролова, Д.С. Зырянов // Научные механизмы решения проблем инновационного развития: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.: В 3 ч. Ч.3. - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017. - С. 79-81.
28. Чернышов, М. Ю. Эволюция психологических подходов к разви-вающему обучению и воспитанию / М.Ю. Чернышов, А.М. Журавлева // Интеграция образования - Москва: МГУ им. Н. П. Огарёва. - 2015. - №4. - С. 107-116.