Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В нашем современном обществе перед родителями возникает много нерешенных задач, неправильно расставленные приоритеты и нехватка времени приводит к ограниченному общению с детьми. А ведь ребенку в первые годы его жизни так важно общение с близкими, и именно оно закладывает основу для дальнейшего гармоничного его формирования. Под действием внешне складывающихся обстоятельств ребенок вынужден вбирать в себя всю ненужную информацию, тем самым искажая свою личностную структуру. Из-за нехватки внимания со стороны близких у ребенка повышается эмоциональная восприимчивость и стремление привлечь к себе внимание, отсюда конфликты с воспитателем и детьми в группе, уход в себя и депрессивно-невротические нарушения психики, вспыльчивость, быстро возникающий гнев.
Проблема обучения дошкольников, отстающих в своём развитии от принятых психических норм, правильно выстраивать коммуникативный акт, имеет огромную значимость, ведь полноценно поставленная речь и спокойное состояние ребенка во время диалога это самое главное в общении с воспитателем и его сверстниками. В данное время, единство представлений о процессах образования у детей с задержкой психического развития в коммуникативной деятельности, не полностью рассмотрены условия, содействующие эффективному формированию основных компонентов их положительному коммуникативному действию [1, с. 17]. Развитие интеллектуальных умений личности идет по двум основным направлениям – формирование отдельных интеллектуальных качеств и развитие коммуникативной деятельности личности в целом. Среди различных видов игр, существующих в дошкольном возрасте отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживают дидактические игры. Это связано с тем, что в данном виде игр коммуникация между участниками игры является необходимой составляющей. В тоже время возможности развития интеллектуальных навыков в дидактической игре в научной литературе раскрыты недостаточно.
В дидактической игре создаются определенные условия для развития интеллектуальных навыков. Наличие в игре определенных правил способствует тому, что дети включаются в игру и обращаются к сверстнику по ходу выполнения игровых действий, поэтому им необходимо уметь обращаться, выражать свои мысли.
Анализ исследований позволил нам выявить ряд противоречий между:
значимостью комплексного подхода к формированию интеллектуальных умений и необходимостью чёткой дифференциации психических функций и их свойств в работе с детьми с задержкой психического развития;
потребностью осуществления целенаправленной работы по развитию детей 6-7 лет и недостаточной разработкой психолого-педагогических условий формирования интеллектуальных умений у детей данной категории.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования дидактических игр как средства развития интеллектуальных навыков у дошкольников.
Объект исследования – процесс формирования интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с использованием lego.
Предмет исследования – lego как средство развития интеллектуальных навыков у старших дошкольников.
Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что эффективность формирования интеллектуальных умений у дошкольников 6-7 лет будет более эффективна при систематическом использовании возможно программы lego.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определенны следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования интеллектуальных умений у детей 6-7 лет.
2. Подобрать диагностические методики и выявить уровень сформированности интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Отобрать и систематизировать дидактические игры, направленные на создание психолого-педагогических условий по формированию интеллектуальных умений у детей 6-7 лет с недостаточным уровнем психического развития.
4. Разработать программу интеллектуальных навыков у старших дошкольников.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики), эмпирические (анкетирование, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, психодиагностические методы), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного предъявления результатов).
Глава 1 Теоретические аспекты использования конструкторов Lego в развитии интеллектуальных способностей детей старших дошкольников
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
5-7 лет, или старший дошкольный возраст, – это важный период в личностном и психологическом развитии ребенка, а также в развитии мышления, воли, внимания. Это так называемый подготовительный возраст, после которого ребенок перейдет на новую ступень – и начнется кризис 7 лет, характеризующийся сменой ведущего вида деятельности с игрового на учебный, увеличением самостоятельности и социального окружения.
В этот период психофизического развития ребенка начинается процесс постепенного становления способности к логическому мышлению. Оно существенно влияет на все его действия, направленные на познание мира предметов, отношений с разными людьми, правил, регулирующих жизнедеятельность человека в семье, общественных местах. Появляется возможность перейти к качественно новому этапу освоения более сложных моральных норм на основе механизмов саморазвития. Основные изменения проявляются в следующем.
Логическое мышление обеспечивает познание смыслов тех требований, которые к ребенку предъявляют взрослые. Уже с 4 лет он пытается выяснить причины тех или иных явлений, задавая вопрос: «Почему?».
С 5 лет в процессе становления логического мышления появляются вопросы иной направленности: «Зачем?». Предпринимается попытка представить будущее, которое возникнет после того, как ребенок реализует указание наставника. Сама ориентация на будущее является важным достижением растущего человека. Она проявляется в том, что у него возникают образы возможной через 15 лет трудовой деятельности.
Он выделяет предпочитаемые профессии, демонстрирует готовность приобретать те знания и умения, которыми обладают их представители. Осуществляется переход к более высокой ступени самостоятельности, выражающейся в том, что активность в конкретных занятиях направлена на постепенное превращение себя (в отдаленном, а не ближайшем будущем) в человека, способного выполнять сложную физическую и умственную работу. Возникает понимание того, что быстро специалистом в каком-либо деле не станешь. Тем самым формируется готовность к длительной образовательной деятельности в школе, которая в ряде стран начинается с 5 лет. У нас в старших группах детсада дети получают простейшие знания по математике, языку, чтобы к семи годам быть готовыми к осуществлению сложных умственных операций при изучении математики, родного и иностранного языка, познания окружающего мира в школе.
Появляется понимание того, что потребуется умение лучше контролировать свои действия, устойчиво сохранять в памяти представление о должном, с большей силой проявлять волю, терпение, занимаясь теми видами трудовой деятельности, которые прежде были недоступны.
Уровень физического и психического развития ребенка 5–7 лет обеспечивает возможность самостоятельного выполнения многих видов домашних обязанностей, включая приготовление пищи, помощь взрослым в работе с некоторыми механизмами, воспитание младших братьев и сестер.
Часть детей, уже научившись читать, приобретают из интересующих их книг некоторые теоретические знания об окружающем мире. Начинается активное оперирование абстрактными понятиями, раскрывающими содержание повседневной жизни, свойств сложных предметов, отношений, складывающихся у ребенка с разными людьми. На основе осмысления приобретенных до 5 лет знаний о должном в труде, нравственном поведении впервые возникает способность самостоятельно оценивать свои поступки.
Осуществляется переход от регулирования действий под влиянием внешней оценки их результатов к самооценке. Ее наличие указывает на постепенное превращение личности из преимущественно объекта развития со стороны тех или иных людей в субъект нравственного саморазвития. Это выражается в том, что ребенок создает модель желаемого им поведения и стремится ее реализовать. Содержание модели формируется на основе того, чем гордится ребенок и чего он стыдится в своих поступках.
Все, что у него воспитывали родители, специалисты дошкольной организации, утверждалось под влиянием прочитанных ему книг, просмотренных фильмов, выполнения трудовых действий, игр со сверстниками, становится основой для развития навыков самооценки совершаемых действий. Она может быть направлена как на дальнейшее повышение культуры сотрудничества, так и на усиление эгоистических установок, если они определяли его взаимодействие с людьми до пяти лет.
Направленность дальнейшего нравственного развития и саморазвития зависит от сформированного типа гордости и утвердившегося уровня проявления стыда.
Существенно возрастает активность, направленная на развитие собственными силами тех умений, к которым существует природная предрасположенность. Возникает два вида направленности сознания и поведения. Одна связана с реализацией потребности в самоутверждении как представителя определенного пола, возраста, члена семьи, дружеской группы. Другая – определяется потребностью в самореализации. Осуществляется постоянная работа по раскрытию своей индивидуальности. При этом в ней сочетаются подсознательная активность, диктуемая природными склонностями, и сознательно управляемая деятельность для успешного решения этих задач.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянова И.С., Александрова Е.В.А.А.В., Бочкова Е.А., Булыгина К.А., Бурец Т.А., Бурлакова М.К., Бушуева А.А., Быстрова Е.А., Войнова В.А., Владимиров К.М., Гассан Н.Н., Гашимова Р.Ш., Гнусина А.А., Гончарова А.А., Гусева О.В., Зимина Д.И., Змеева В.С., Зотеева И.В., Зуева Д.М., Ибрагимова Х.С. и др. Электронный сборник материалов всероссийской студенческой научно-методической конференции "актуальные проблемы образования в период детства" с международным участием / Навигатор в мире науки и образования. 2017. № 2 (35). С. 5.
2. Александрова А.В. Роль дидактических игр в обучении старших дошкольников в специальной коррекционной школе / Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 22. С. 68-74.
3. Бархатова М.А. Вопросы активизации коммуникативного навыка у старших дошкольников / Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 194-200.
4. Бархатова М.А., Калугина Н.А. Оценка результатов диагностики развития коммуникативного навыка у старших дошкольников при формировании жизненной компетенции / Инклюзивное образование: методология и технологии реализации в условиях внедрения ФГОС Сборник материалов Краевого научно-практического семинара. 2018. С. 5-12.
5. Бауэр О.М., Рафикова Н.В. Дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья / Педагогическое пространство: обучение, развитие, управление талантами Материалы Всероссийской научно-практической конференции, главный редактор: Нечаев Михаил Петрович. Чебоксары, 2019. С. 129-137.
6. Болдырева В.Э., Хайрулина Э.Ю. Формирование интеллектуальных навыков у детей на уроках социально-бытовой ориентировки / Аллея науки. 2018. Т. 8. № 5 (21). С. 1050-1053.
7. Брейкина Т.В., Васина Ю.М. Особенности развития интеллектуальных навыков у старших подростков через игровое взаимодействие / Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: проблемы, пути решения Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции: в 3-х частях. 2018. С. 176-179.
8. Брейкина Т.В., Васина Ю.М. Результаты диагностики интеллектуальных навыков старших подростков / Проблемы теории и практики современной психологии Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 62-64.
9. Буковская Е.В. Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста / инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 171-175.
10. Булгакова Д.Р. Проблема развития интеллектуальных навыков у детей 5-7 лет с задержкой психического развития / Бюллетень медицинских интернет - конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1685-1686.
11. Ваитова Х.Ю., Сухонина Н.С. Формирование учебной мотивации и развитие любознательности путем дидактической игры, как средством обучения детей с задержкой психического развития / Экономика и социум. 2018. № 6 (49). С. 1510-1513.
12. Городилова С.А. Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития / Вестник гуманитарного образования. 2017. № 1. С. 39-42.
13. Гребенникова И.А., Парамонова Л.Н. Коррекция нарушений просодики у детей дошкольного возраста с ООП / Научно-методическая работа в образовательной организации. 2019. № 1 (4). С. 65-67.
14. Дияк А.А., Коробкова О.Ф. К вопросу о развитии интеллектуальных навыков у обучающихся с задержкой психического развития в условиях внедрения ФГОС для лиц с ОВЗ / Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2017. С. 35-37.
15. Евдокимова Т.А. Нарушения в чтении у детей с задержкой психического развития / Личность в изменяющихся социальных условиях Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2015. С. 301-306.
16. Карина Т.Н. Формирование интеллектуальных навыков посредством театрализованной деятельности у детей подготовительного дошкольного возраста / Путь профессионала. Этика, супервизия, терапия. Коммуникация: опыт и инновации Сборник материалов Форума специалистов помогающих профессий с международным участием. 2018. С. 153-155.
17. Козырева О.А., Ильина Ю.С. Исследование интеллектуальных навыков старших дошкольников с задержкой психического развития / world science: problems and innovations сборник статей победителей VI Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2016. С. 236-241.
18. Коренченко И.А. Формирование социально-интеллектуальных навыков у старших дошкольников / Актуальные проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья сборник научно-методических трудов. Армавир, 2015. С. 58-61.
19. Косолапова Е.В. Коммуникативные умения и навыки у детей с задержкой психического развития / Современные тенденции развития системы образования Сборник трудов Международной научно-практической конференции. 2018. С. 300-302.
20. Кузнецова Д.В. Формирование интеллектуальных навыков у дошкольников в игровой деятельности / Молодежь XXI века: образование, наука, инновации Материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 3-х частях. Под редакцией А.С. Хомченко. Институт естественных и социально-экономических наук. 2018. С. 24-25.
21. Куншина Е.Д., Губина С.Т. Метод коллажирование как потенциал развития интеллектуальных навыков у детей с задержкой психического развития на творческих занятиях (ЗПР) / новые информационные технологии в науке нового времени Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2017. С. 168-170.
22. Легенчук Д.В., Легенчук Е.А. Практический аспект социально- педагогической деятельности по формированию социально интеллектуальных навыков у дошкольного возраста / Вестник научных конференций. 2015. № 3-5 (3). С. 77-79.
23. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО : Пособие для педагогов-дефектологов / Авт.-сост. Т.В. Лусс. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007 – 133 с.
24. Олешко Д.Ю. Содержание работы по развитию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе психолого - педагогического сопровождения / современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей победителей III Международной научно-практической конференции. 2017. С. 195-197.
25. Орлова Л.Н., Волкова Н.В. Влияние использования дидактических игр по биологии на развитие умственно отсталых детей коррекционных школ viii вида / Актуальные проблемы биологии и методики её преподавания в школе и в вузе Материалы III Международной научно-практической заочной конференции. Научные редакторы: Е.Н. Арбузова, Е.Я. Белецкая. 2015. С. 79-83.
26. Перфилова Г.А. Использование игровых технологий для формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. отв. ред. Ю. В. Скоробогатова. 2018. С. 85-91.
27. Плетникова О.В., Медведева Е.Н., Никифорова И.М. Формирование мыслительных операций у детей посредством дидактических игр и упражнений / Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 10-12. С. 85-88.