Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена значимостью своевременной диагностики звукопроизношения, артикуляционной моторики и коррекционно-логопедического воздействия у дошкольников с дизартрией для их дальнейшей успешной социальной адаптации и полноценной учебной деятельности.
Количество детей с различными речевыми нарушениями с каждым годом увеличивается. Высокий процент таких нарушений – это фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
Для дошкольников с нарушениями речи и недоразвитием моторных функций решение вопроса ранней социальной адаптации имеет особое значение. Так, Т. В. Верясова в своих исследования акцентирует внимание на то, что с определенного момента они неизбежно начинают замечать свое отставание от сверстников, в результате чего увеличивается вероятность развития пессимистичных настроений, депрессивных состояний» - отмечает в своей работе [4].
Дошкольники с ФФНР имеют полноценный физический слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за нарушений общей моторики, а также других процессов моторной реализации речевой деятельности таких как голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи, мелкая и артикуляционная моторики [39]. Недостаточность общемоторных движений, недоразвитие пальчиковой моторики, а также наличие патологической симптоматики в артикуляционном аппарате является результатом нарушений артикуляционной моторики, ухудшения качества и объёма артикуляционных движений – основная причина отсутствия кинестетического контроля от органов артикуляции, недоразвитие которого приводит к стойким нарушениям звукопроизношения и фонематических процессов у ребенка дошкольного возраста.
Все это ведет к трудностям звукобуквенного анализа и синтеза, препятствующего полноценному усвоению письменной речи и овладению навыком чтения.
Озвученное выше позволяет сделать вывод об актуальности проблемы недоразвития артикуляционной моторики и ее формирование в системе коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Степень разработанности проблемы. Исследованиями данной проблемы занимались такие известные авторы, как Е. Ф. Архипова, Е. Н. Винарская, Л. С. Волкова, О. В. Правдина, Л. В. Лопатина и др.
Организацию образовательного процесса детей с ФФНР исследовали Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.
Научной разработкой проблемы развития артикуляционной моторики занимались Н.А Бернштейн, Е.Ф. Архипова, Е. М. Мастюкова, М.Ф. Фомичева, Л.С. Волкова, Т.Б.Филичева и др.
Но, несмотря на подробное описание проблемы, этот вопрос остается актуальным.
Цель исследования – выявить и проанализировать особенности развития артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие «артикуляционная моторика»;
- рассмотреть становление артикуляционной моторики в онтогенезе;
- рассмотреть развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- рассмотреть организационные и методические аспекты исследования артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- проанализировать результаты, полученные в ходе исследования.
Объект исследования: артикуляционная моторика.
Предмет исследования: особенности развития артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования базируется на предположении, что особенности развития артикуляционной моторики у детей с ФФНР обусловлено:
- развитием мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки;
- тяжестью и характером поражения моторных функций;
- слабостью кинестетических ощущений;
- ослабленным кинетическим контролем;
- трудностью переключения с одной артикуляционной позиции на другую;
- нарушением функции двигательных структур, нервов, которые участвуют в артикуляции.
Методы исследования.
− теоретические (анализ психолого-педагогических исследований и методической литературы по проблеме);
− эмпирические (изучение медико-психолого-педагогической документации, комплекс диагностических заданий, направленный на выявление особенностей развития артикуляционной моторики).
− методы обработки результатов (методы качественного и количественного анализа полученных результатов, метод наглядного представления результатов и выводов).
База исследования. Исследование проводилось на базе Частное учреждение дополнительного образования "Моя Феерия".
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие «артикуляционная моторика»
Важная роль в формировании звукопроизношения принадлежит четкой, точной, координированной работе артикуляционных органов, и состоит в их способности быстро и плавно переключаться с одного движения на другое, а также удерживать заданную артикуляционную позу.
На необходимость своевременного формирования артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с речевой патологией делали акцент в своих трудах многие исследователи Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Ф.Ф. Рау, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и др.
Такие авторы, как В.А. Киселева и А. М. Семенович подчеркивают, что речевая моторика включает в себя два аспекта – мимическую и артикуляционную моторику [10].
В работах Л.В. Лопатиной и Н. В. Серебряковой термин «артикуляционная моторика» используется как синоним термина «речевая моторика» [20].
Под артикуляционной моторикой Л.С. Волкова подразумевает совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата, обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения [6].
Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (гулением, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка.
По мнению Беляковой Л.И. Понятие артикуляционной моторики обширно и предполагает артикуляцию звуков речи (так называемую моторную речь), совокупность скоординированных движений дыхательного, фонаторного и артикуляционного отдела, обеспечивающих одно из условий правильного звукопроизношения, а также работу высших отделов центральной нервной системы, отвечающих за иннервацию периферических органов речи [2].
Артикуляционный отдел периферического речевого аппарата представлен полостью рта, нижней челюстью, языком, губами, глоткой и мягким небом. Основную роль в произнесении речевых звуков играют мышцы языка. Кроме них, в артикуляторном акте принимают участие мышцы губ и щек, мышцы, поднимающие нижнюю челюсть, и мышцы шеи.
Б.Ж. Монделаерс указывает, что нарушение функций, связанных с названными выше органами ротовой полости (таких, как глотание, сосание и жевание), может проявиться в раннем возрасте.
Такие нарушения могут быть независимыми, но могут быть причиной возникновения речевых расстройств. Эти нарушения являются признаком патологии сенсомоторной системы. А поскольку речь требует интенсивного контроля со стороны сенсомоторной системы, то эти нарушения могут приводить к развитию нежелательных или неразвитию желаемых явлений в речи [4].
Так как артикуляция представляет собой работу периферических органов речи, т.е. их моторную деятельность, а её результатом является речевой акт, можно заключить, что понятия «речевая моторика», «артикуляционная моторика» и «речевая артикуляция» являются синонимичными понятиями. Речевая артикуляция – это произвольные движения, которым ребенок обучается в дошкольном возрасте.
Для формирования речевой артикуляции в процессе речевого онтогенеза необходимы те сложнейшие координаторные механизмы центральной нервной системы, которые способны регулировать специфическую точную работу мышц артикуляторного аппарата, обеспечивающих устную речь [7]. Эти механизмы у ребенка раннего возраста находятся на стадии становления.
Основным методом формирования артикуляционной базы традиционно считается артикуляционная гимнастика.
Под артикуляционной базой понимают систему привычных движений и положений произносительных органов, обусловленных языковой традицией и связанным с ними развитием соответствующих мышц. В результате регулярных занятий артикуляционной гимнастикой формируется правильная артикуляция звуков.
Под артикуляцией (лат. articulatio от articulare – расчленять, членораздельно, ясно произносить) понимают работу произносительных органов при образовании звуков речи, а также положение этих органов, необходимое для образования определенного звука. Артикуляционный отдел состоит из языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, увулы, зубов, альвеол и твердого неба. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части [6].
Артикуляционный комплекс – совокупность речедвижений, необходимых для данного звука или данной сложной единицы выражения.
Проблемой развития артикуляционной моторики с целью развития речи, профилактики нарушений звукопроизношения занимались: М.Ф. Фомичёва, Н.Л. Крылова, Т.А. Ткаченко, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, Р.Е. Левина, Г.А. Каше и другие.
Таким образом, артикуляционная моторика – это совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата, обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения. Следует отметить, что функция артикуляции формируется только у человека и процесс её развития является сложным, многоступенчатым процессом, а у ребенка раннего возраста артикуляционная моторика находится в процессе становления и отличается низким уровнем произвольности.
Рассмотрим развитие речевой моторики у ребёнка в дошкольном возрасте.
1.2. Становление артикуляционной моторики в онтогенезе
Исследованием развития артикуляционной моторики и определяющих её факторов занимались Е.Ф. Архипова [1], А.В. Запорожец, А.Д. Салахова. Среди зарубежных исследователей, как отмечает К. Стока, эту проблему изучали J.E. Azcoaga, J.A. Bello, J. Citrinovitz, N. Stark, S.E. Blumstein и K.N. Stevens [26].
В. П. Дудьев [9] в своей статье акцентирует внимание на то, что первые поведенческие реакции ребенка в раннем онтогенезе, как и его последующее психофизическое развитие в дошкольном возрасте, во многом определяются своевременным становлением как двигательной, так и речевой функциональной системы, взаимообусловленность которых характеризуется определенными закономерностями развития на разных возрастных этапах нормального онтогенеза
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – Москва : АСТ : Астрель, 2015. – 254 с.
2. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – Москва : Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 287 с.
3. Большой психологический словарь / сост. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Санкт-Петербург : прайм - ЕВРОЗНАК, 2018. – 672 с.
4. Верясова, Т. В. Коррекционно-развивающая система формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией : дис. канд. пед. наук / Т. В. Верясова. – Екатеринбург : [б. и.], 2015. – 235 с.
5. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии : Периодика раннего развития: Эмоциональные предпосылки освоения яз. : Кн. для логопеда / Е. Н. Винарская. – Москва : Просвещение, 1987. – 160 с.
6. Волкова, Г. А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова. – Санкт-Петербург : Детствопресс, 2014. – 144 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.заведений – 5-е изд., перераб. и доп. / Л. С. Волкова – Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 703 с.
8. Воробьева, Т. А. Мяч и речь : Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики / Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. – Санкт-Петербург : КАРО, 2014.
9. Дудьев, В. П. Психомоторика : слов.-справ. / В. П. Дудьев. – Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 366 с.
10. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов / В. А. Киселева. – Москва : Школьная пресса, 2007. - 48 с.
11. Логопедический массаж : Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Москва : Изд. центр «Академия», 2014. – 96 с.
12. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : Образование, 2015
13. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. – Москва : [б. и.], 1968.
14. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 304 с.
15. Мещерякова, Б. Г. Большой психологический словарь. / Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Санкт - Петербург : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
16. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 448 с.
17. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина. – Москва : [б. и.], 1973. – 272 с.
18. Приходько, О. Г. Принципы, задачи и методы логопедической работы при дизартрии / О. Г. Приходько // Специальное образование. – 2014. - №4. – С. 57-79.
19. Семёнова, К. А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / К. А. Семёнова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин. – Москва : [б. и.], 1972. – 328 с.
20. Серебрякова, Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Н. В. Серебрякова, Л. В. Лопатина. – Санкт - Петербург : СОЮЗ, 2014.
21. Скворцов, И. А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии / И. А. Скворцов. – Москва : Медпресс-информ, 2014. – 368 с.
22. Сорочинская, Т. В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей младшего школьного возраста со стёртой формой дизартрии / Т. В Сорочинская. – Москва : [б. и.], 1999. – 20 с.
23. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты. Учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 1998. – 51 с.
24. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – Москва : «Просвещение», 2014. – 221 с.
25. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. – Москва : [б. и.], 1958.
26. S.E. Blumstein and K.N. Stevens, Acoustic Invariance in Speech Production: Evidence from Measurements of the Spectral Characteristics of Stop Consonants (J. Acoust. Soc. Am. 66, 1001-1017 (1979))
27. Ruth E. Shefer and G. Bekefi, Stark Broadening Induced by the Intense Electric Field of a Pulsed Relativistic Magnetron (Phys. Fluids 22, 1584-1586 (1979))