Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В настоящее время, в условиях стремительно меняющейся действительности формирование нравственных ценностей является одним из важнейших вопросов психологии, педагогики, социологии и философии. Работа, проводимая в этом направлении, позволяет успешно решать такие актуальные проблемы, как понимание школьниками ценностных духовных ориентиров (совести, долга, чести), определять формы и методы психолого-педагогического воздействия в процессе становления мировоззрения и самовоспитания учащихся. Ключевым моментом, от которого в основном зависит эффективность проводимых в данном направлении исследований, зависит от верно поставленных целей, грамотно подобранных экспериментальных методик и, разумеется, от личности самого педагога-психолога, организующего эту деятельность.
Следует отметить большие сложности в нравственном воспитании старших школьников. Во-первых, эти сложности связаны с общественными установками, согласно которым приоритет отдаётся материальным ценностям. Духовные ценности при этом либо становятся второстепенными, либо вовсе отрицаются. В связи с этим можно наблюдать распущенность людей, их откровенные насмешки над культурными традициями, что, несомненно, является признаком деградации социума. Во-вторых, психофизиологические особенности старшеклассников, связанные как с бурным развитием их организма, так и с кардинальным преобразованием сферы сознания при эмоциональной неустойчивости, требуют особого подхода при формировании морально-нравственных ценностей.
Психологическая работа, направленная на создание благоприятных условий понимания подростками-старшеклассниками нравственных ценностей, является одним из важных факторов становления и совершенствования их личности. В этом контексте особо значимыми являются вопросы ориентации подрастающего поколения в сфере нравственных ценностей. Нравственные ценности очень разнообразны: одни из них являются сугубо личностными ценностями, другие – ценностями семейными (родители, братья, сестры, отношения в семье и т.д.); третьи - ценностями малой родины (детский сад, школа, окружающий социум, природа, родной город, край, его традиции, искусство и т.д.); четвёртые - отечественными ценностями (русский народ, его язык, любовь к Отечеству, культура и т.д.); пятые - общечеловеческими ценностями (планета Земля, её уникальность, цивилизация прошлого и т.д.). Так, М.С. Каган в своей концепции выделяет следующие виды морально-нравственных ценностей: правовые, политические, религиозные, эстетические и нравственные, художественные, экзинстенциальные ценности, характеризующие смысл жизни [11]. Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова ценности подразделяют на предметные и субъектны. P.M. Чумичёва выделяет культурно-познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические ценности; Н.Д. Никандров - общечеловеческие и духовные ценности; И.А. Захарченко - жизненные ценности, социальные и личностные и т.д.
Деятельность учителя, направленная на помощь старшеклассникам в усвоении ими нравственных ценностей, позволит не только сформировать у школьников понятия о совести, ответственности, патриотизме, гуманности, добре и т.д., но и способна значительно ослабить действие деструктивных стрессоров, которые оказывают влияние на школьников в современных условиях.
Уроки истории обладают значительными возможностями для осуществления нравственного воспитания. Так, в первую очередь это связано с формированием понятия «патриотизм». Во-вторых, старшеклассники уже готовы к анализу различных исторических событий, способны понять, какие качества обусловливали поведение различных исторических личностей, что также должно использоваться в воспитательной работе.
Объект исследования – особенности нравственного воспитания учащихся
Предмет исследования – нравственное воспитание в обучении истории в старшем школьном звене.
Территориальные рамки исследования: российская общеобразовательная организация
Хронологические рамки исследования: обзор истории СССР 30-е годы XX века в 2019 г.
Исторический обзор. При разработке методических материалов в рамках данного исследования использованы работы Н.А. Душковой, С.Н. Дыдко, Р.Т. Мухаева.
Цель: охарактеризовать нравственное воспитание учащихся старших классов на уроках истории.
В задачи исследований входило:
1. Определить сущность нравственного воспитания
2. Рассмотреть особенности нравственного воспитания в старшем школьном возрасте
3. Проанализировать возможности учебного процесса для нравственного воспитания старших школьников
4. Рассмотреть осуществление нравственного воспитания на уроках истории на примере урока на тему «Зеркало советской жизни»
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ педагогического опыта.
Источники. Теоретический обзор по проблеме исследования проводился с использованием работ Б.Г. Ананьева, В.И. Андреева, Е.И. Артамоновой, Г.Ф. Бедулиной, Л.И. Божович, В.Б. Бондаревского, С.С. Бубновой, АА. Быкова, Л.С. Выготского, Л.А. Гордон, М.И. Еникеева, Е.А. Жестковой, Н.Г. Морозовой, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластёнина и др.
Практическое значение данного исследования заключается в возможности использования его результатов в практической деятельности педагогов и психологов, а также при организации практических занятий со студентами педагогических вузов по методике преподавания истории.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников.
Глава 1. Теоретические основы исследования нравственного воспитания старшеклассников в условиях образовательных организаций
1.1. Сущность нравственного воспитания
Нравственные ценности представляют собой один из важнейших факторов взаимоотношения человека с окружающей его средой. Это особый способ освоения действительности человеком. На протяжении всей истории становления и совершенствования человеческого общества люди мечтали о достойной и счастливой жизни, основанной на идеалах добра и справедливости, верности и честности, человечности и товарищеской взаимопомощи. Формирование нравственно-активной личности - главная задача нравственного воспитания во все времена.
Философы, педагоги и психологи в разные исторические периоды занимались изучением проблемы нравственного воспитания. Так, Аристотель определил четыре вида причин, побуждающих человека к развитию его духовного начала:
1. Материальные причины – причины, связанные с существованием материи, благодаря которой возникают все вещи.
2. Причины «начала движения» - эти причины определяются качествами, заложенными в человеке (например, ум Анаксагора).
3. Причины «окончания движения» - это причины, определяющие, ради чего совершаются все действия (например, благо Платона – конечная цель всякого движения).
4. «Сущность» по Аристотелю – нечто самостоятельное, существующее независимо от материи и являющееся предметом науки .
Изначально нравственное воспитание было предметом исследования в таких разделах философии, как этика и аксиология. Моральные понятия являются отражением нравственной жизни личности и общества, а также необходимы прежде всего для оценки как своего поведения, так и поведения других людей, а также общества в целом. На протяжении всего периода развития человеческого общества нравственные идеалы и ценности выражали глубокие устремления человечества, открывали перспективы совершенствования общества, придавали высокий духовный смысл самой человеческой жизни .
Стремление личности постичь природу нравственных традиций и ценностей, провести анализ закономерностей развития морали возникает с целью получения возможности достойно ориентироваться в обстоятельствах окружающей действительности, иметь устойчивую жизненную позицию. Высокие цели в жизни и сознательно наполнять жизнь духовным содержанием.
Следует полагать, что нравственное воспитание личности находятся в зависимости от конкретных условий её жизнедеятельности.
Различные философы и социологи (Р.Г. Апресян, В.Г. Бакштановский, С.Ю. Согомонов и др.) сравнивают особенности принадлежности изучаемого феномена к отдельным видам человеческой деятельности, рассматривают, как человек, действующий в русле этих отношений, развивает механизмы адаптации к ним. Согласно их исследованиям, наблюдается не простое соединение норм, принципов общественной нравственности с различными видами деятельности .
В условиях индивидуального выбора морально-нравственные принципы в широком смысле этого слова вменяются личности как общие жизненные установки, которые предстоит конкретизировать в разных жизненных ситуациях. В личностной способности следовать моральным принципам в постоянно меняющихся условиях внешней среды заключается нравственная культура. В жизненных реалиях можно встретить различные уровни развития морали и нравственности, при этом становление и совершенствование личности определяется её духовно-нравственными ценностями.
При анализе проблемы нравственного воспитания следует руководствоваться положением о том, что важнейшим фактором морального развития личности являются внешние условия. Философское положение о том, что бытие определяет сознание, в полной мере сохраняет своё значение применительно к морально-нравственному формированию современных подростков. К числу важнейших компонентов бытия, оказывающих влияние на их нравственность, относятся:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - Л.: Нева, 2009. - 157 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - 608 с.
3. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс. Казань, 2008. - 500 с.
4. Артамонова, Е.И. Развитие духовной культуры учителя: теория и методика. М.: Наука, 2000 - 180 с.
5. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
7. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.
8. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
9. Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994. – С. 113 - 119
10. Быков А.А. Техническая культура как одна из базовых составляющих педагогической культуры будущего учителя // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2007. – № 9. – Челябинск: – С. 27 – 38.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
12. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон // Радяньска школа. - 2014. - №11. - С. 33-37
13. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем: моногр. / В.И. Деркач. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
14. Додонов, Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию / Б.И. Додонов // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 72 - 81
15. Дусавицкий, А.Г. Воспитывая интерес / А.Г. Дусавицкий. - М.: Знание, 2014. - 80 с.
16. Душкова, Н.А. Россия в контексте мировой истории: учебное пособие. Воронеж, изд-во ВГТУ, 2000 – 374 с.
17. Дыдко, С. Н. Становление, развитие и распад Советской государственности (1917—1991 гг.). — М., 1996. — Вып. 2. Военная история. Век XX.- 224 с.
18. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.
19. Ермизина, Ю. А. Пути развития познавательного интереса у подростков // Ю.А. Ермизина. - Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 1107-1113.
20. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52
21. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2016. - №9. - С.75- 80.
22. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
23. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
24. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
25. Мухаев, Р.Т. История государственного управления в России: Учебник для бакалавров / Р.Т. Мухаев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 770 c.
26. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
27. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
28. Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязинского. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
29. Собкин, В. С. Современный российский педагог. Эскиз к социологическому портрету: моногр. / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 857c.
30. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.