Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассматриваемой работы связана с тем, что явления, происходящие сейчас, являются следствиями процессов 90-х, поэтому, чтобы понять современные закономерности в международных процессах, важно понять причины и следствия.
Сегодня мир представляет собой единую, динамично развивающуюся систему, в которой ни одно государство не может существовать отдельно от мирового сообщества. Это становится с каждым годом так очевидно, даже если недооценивать объективные тенденции глобализации и ее роль в объединении международных отношений и скептические относиться к перспективе установления сбалансированных культурных и цивилизационных коммуникаций в масштабе планеты. Одновременно с этим становится очевидным, что общность всей структуры уже определяется ходом развития самой истории.
ХХ век в мировой истории ознаменовался рядом уникальных драматических событий, не имевших аналогов никогда прежде. Особое место среди них занимает первая попытка реализации идеи социалистического государства – Союза Советских Социалистических Республик – принципиально новой общественно-политической формации.
Как отмечал в своей книге «Мировой порядок» Г. Киссинджер, миропорядок включает в себя, по меньшей мере, два основных компонента – наличествующий баланс сил и признание его легитимности (равно как и легитимности лидерства ведущих мировых держав). После окончания холодной войны США доминировали в военном, экономическом, научно-техническом, информационном, идеологическом и т.д. плане. В 1990 г. на США приходилось более 20% мирового ВВП, а на развитые страны – 60,5%. Альтернативы западному доминированию просто не существовало .
Целью данной работы является рассмотрение особенностей международных отношений 90-х годов прошлого столетия.
Задачи:
1) Рассмотрение вопросов дезинтеграции СССР; кризиса ООН и объединения Германии;
2) Описание вопросов борьбы в 90-е годы с международным терроризмом, событий в Азии и особенностей политического лидерства в это время;
3) Анализ вопроса безопасности в трансатлантическом регионе.
Предмет исследования: специфика развития вопросов интеграции в мировом сообществе.
Объект исследования: особенности международных отношений в 90-е годы прошлого столетия.
Хронологические рамки исследования: 90-е годы XX века
Источники. В работе мы использовали труды таких авторов, как Баталов Э. Я., Кременюк В. А., Карякин В. В., Подлесный Т.П., Симония Н.А., Торкунов А.В. и др.
Основной для историографической базы стал широкий спектр материала. Изучение отечественной историографии по заданной тематике показывает, что в ней содержится определённый массив работ. В исследовании конца XX века основной акцент Карякина В. В., Подлесного Т. П., Симонии Н. А. и др.
Практическую значимость можно выразить через научные студенческие конференции, публикации в сборниках. Также данная проблематика будет интересна для историков, научных исследователей.
Структура курсовой работы включает в себя две главы. Первая глава состоит из трех параграфов, вторая – из двух. Далее следует заключение и список используемой литературы и источников.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ 90-Х ГГ. XX ВЕКА
1.1 Дезинтеграция СССР. Объединение Германии. Кризис ООН
Беловежское соглашение руководителей России, Белоруссии и Украины (8 декабря 1991 г.) привело к роспуску СССР как субъекта международного права и формированию вместо него Содружества Независимых государств (СНГ). Первоначально СНГ интегрировало Российскую Федерацию, Украину и Белоруссию, а позднее — по итогам Алма-Атинской встречи 22 декабря — включило в свои ряды почти все остальные экс-республики Советского Союза.
При этом, став самостоятельными элементами международных отношений, новые государства не всегда были в состоянии выстроить ресурсные отношения с соседями и обеспечить свою территориальную целостность. Противоречия между участниками СИГ превращали его в неэффективное образование.
Дезинтеграция СССР заново поставила в повестку дня вопрос о контроле над вооружением. Советско-американский договор СНВ-1 (1991 г.) был модицифирован 23 мая 1992 г. с учетом наличия ядерного оружия в России, Казахстане, Белоруссии и Украине. Россия, став правопреемницей СССР, сохранила ядерный статус.
С территории остальных экс-республик СССР ракеты были выведены в Россию и частично уничтожены. В 1994 г. Россия, Украина и США достигли также соглашения о гарантиях безопасности Украине, опасавшейся территориальных споров с соседями. Российско-американский договор СНГ (январь 1993 г.) предусматривал сокращение имеющихся боеголовок обеими странами до 3500 единиц в течение 10 лет. Его ратификация, однако, затянулась вплоть до 1997 г., что было вызвано серьезными разногласиями по ряду вопросов мировой политики.
В целом, в 90-е годы прошлого столетия Россия, встав на путь либеральных реформ по принципу США, стерла из своей истории огромную часть своего потенциала в экономическом и политическом смысле. Россия встала на дорогу глобальных потрясений в социальной жизни. Создавая новую политическую и экономическую систему, руководство российского государства взяло за фундамент концепт рыночной демократии, которая была сформирована в США. Вашингтон стал влиять на российскую политику, начал применять разные способы воздействия и на внешнюю политику нашей страны. Кроме того, можно с уверенностью сказать, что США влияли и на создание внутренней политики сраны в то время
Несмотря на неспособность серьезно конкурировать со странами Запада в экономической сфере, Россия в то же время сохраняла особый статус в мировой политике ввиду постоянного членства в Совете Безопасности ООН и ядерного потенциала, способного уничтожить США. Это позволяло ей проявлять несогласие с точкой зрения «коллективного Запада» и США, в частности по ряду вопросов, и временами американцы были вынуждены с этим считаться. В целом, однако, Москва была готова сближаться с США. В начале 1990-х гг. российский и американский президенты Борис Николаевич Ельцин и Джордж Буш заявили, что две страны более не рассматривают друг друга в качестве противников. Российско-американская
Вашингтонская хартия напрямую увязала безопасность США, НАТО и России. Открытая враждебность стала достоянием прошлого, в то же время ни широкомасштабное сотрудничество в экономике, ни подлинный политический альянс так и не сложились. Американцы не отменили введенную против СССР поправку Джексона-Вэника (несмотря на исчезнувшие ограничения в отношении эмиграции), а также нередко использовали свое законодательство в качестве инструмента давления на Россию.
Роль силы в международных отношениях возрастала на фоне увеличения числа вооруженных конфликтов. Это привело к росту значения миротворческих операций, проводившихся различными участниками мирового сообщества с целью прекращения военных конфликтов и гибели гражданского населения. Своеобразным видом таких операций стали гуманитарные интервенции, предполагавшие вооруженное вмешательство третьих стран в конфликт, осуществляемое из гуманитарных побуждений. Их яркими примерами стали действия ООН и армии США в Сомали (1992), Франции в Руанде (1994), наконец, ряд гуманитарных интервенций НАТО на Балканах в 1990-е гг.
Объединение Германии
18.03.1990 года в ГДР состоялись свободные выборы, в которых принимали участие 24 партии. Отличием выборов стало отсутствие процентного барьера, который бы помешал партиям попасть в народную палату.
13.02.1990 года премьер-министр ГДР Ганс Модров и канцлер ФРГ Гельмут Коль встретились в Бонне и договорились о том, чтобы создать комиссию для подготовки экономического и валютного союза. ГДР выдвинула требование о представлении ей кредита в 15 млрд марок, однако это требование было отклонено ФРГ. 18.05.1990 года в Бонне был подписан государственный договор о создании Экономического (создание союза в ГДР инициировало бы развитие социальной рыночной экономики) Социального (ГДР брал от ФРГ систему страхования) и Валютного союза (восточная марка на территории ГДР обменивалась на DM)с ФРГ, который вступил в силу 01.07.1990 г.
31.08.1990 года была подписан договор об установлении единства Германии, который застрагивает все сфры деятельности общества и регулирует положения конституции, административного и уголовного права.
Роль ООН в глобальных трансформациях
В конце прошлого столетия мир наблюдал за глобальными трансформациями в структуре международных отношений (развал СССР, упадок биполярной структуры, трансформация США в мирового политического лидера).В таких обстоятельствах роль ООН как основной структуры на международном уровне стала увеличиваться. Но теперь стала задача определения важности значения ООН в новых условиях геополитики. Стало понятно, что разрушение биполярной структуры инициирует глобальные изменения в структуре международных отношений, перестраиванию политической картины мира, формированию нового количества локальных конфликтов, которые приходят на смену глобальному конфликту СССР и США.
В Европе центрами конфликтов стали бывшая Югославия и бывший СССР, в Африке – Сомали, Руанда, Заир, Сьерра-Леоне. Теперь ООН должна была быстро реагировать на формирующиеся конфликты, быстро принимать решения относительно их урегулирования. Но ООН не смогла справиться с этой задачей. В 1990- х годах формируется опасная направленность – игнорирование ООН странами. Это были, прежде всего, Штаты, которые действовали в обход ООН. Имеется в виду события в Югославии, которые были связаны с распадом государства. Начиналась гражданская война между народами государства, которые его населяли. В 1995 году, в проведении операции «Обдуманная сила», авиация НАТО совершила бомбардировку боснийских сербов во время Боснийской войны. Последняя началась как следствие распада Югославии, а после сформированной на основе ее Социалистической Республики Босния и Герцеговина.
В ходе распада последней проживающие на ее территории боснийские сербы отвергли идею сохранения Боснии и Герцеговины и провозгласили создание своего государства.
Война велась между хорватами и боснийцами и сербами. В 1995 году было заключено Дейтонское соглашение, в котором прописывалось прекращение огня, разделение сторон и отделение их территорий. Формировалось государство Босния и Герцеговина.
Суть в этой ситуации в том, что операции НАТО и США были проведены без соответствующего разрешения СБ ООН. Это означало, что США и НАТО фактически игнорировали ООН как основную организацию в урегулировании международных конфликтов.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Гайдар Е.Т. Экономические реформы и иерархические структуры. Отв.ред. Шаталин С.С., АН СССР. Ин-т экономики и прогнозирования науч.-тех.прогресса. – М.: Наука. 1990. – 219 с.
2) Клинтон Б. Моя жизнь. – М.: Альпина Паблишер, 2005
3) Примаков Е.М. Мир после 11 сентября / Е.М. Примаков. - М.: Мысль, 2002.
Литература
4) Аникин В.И. Конкурентоспособность России, приоритеты стратегического сотрудничества с зарубежными странами и вызовы для национальной безопасности//В сборнике: Конкурентоспособность экономики России в XXI в.: вызовы для национальной безопасности. - М., 2017.
5) Баталов Э. Я., Кременюк В. А. Россия и США: соперники или соратники. Об опыте недавнего прошлого и возможных перспективах на будущее//США. Канада. Экономика - политика - культура. 2002. № 6. С.19-36
6) Бушков А. Русская Америка / А. Бушков. - М.: Нева, 2018. - 352 c.
7) Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 646–650.
8) Гали Б. Непокоренная Организация Объединенных Наций (История отношений между ООН и США). М.: XXI Согласие, 2000.
9) Глобальное управление: возможности и риски /Под ред. В.Г. Барановского, Н.И. Ивановой. - М.: ИМЭМО РАН, 2015.
10) Зверева Т. Россия-НАТО: союзники или партнеры // Дипломатическая служба. 2011. № 2.
11) Иванов О. Россия-НАТО: точка невозврата // Обозреватель-Observer. 2015. № 1.
12) Карякин В. В. Военная политика и стратегия США в геополитической динамике XXI века / В.В. Карякин, В.П. Козин. - М.: Граница, 2018. - 368 c.
13) «Концерт великих держав» XXI века / Под ред. А.И. Никитина. - М.: МГИМОУниверситет, 2015.
14) Мантусов В.Б. Международная экономическая интеграция в современных мирохозяйственных отношениях. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Мировая экономика". - М, 2011. Сер. Мировая экономика и МЭО.
15) НАТО и Россия в глобальном гражданском обществе. Под редакцией О.А. Колобова. - Москва, Нижний Новгород, Арзамас: АГПИ, 2005.
16) Неклесса А. Генетика гражданского общества // Независимая газета. 2012. 6 апр. С. 5.
17) Обичкина Е. Франция на рубеже XX—XXI вв.: кризис идентичности. - М.: МГИМО, 2003.
18) Подлесный Т.П. Россия и США в наступившем столетии: проблемы и перспективы / Т.П. Подлесный // США-Канада: Экономика. Политика. Культура. 2007. №5.
19) Практические механизмы освобождения России от внешней экономической зависимости. Материалы научно-экспертной сессии. Москва, 25 февраля 2015 г. Центр научной политической мысли и идеологии. - М.: Наука и политика, 2015. 160 с.
20) Секиринский Д. С. Американское общество и меняющийся Советский Союз (март 1985 - июль 1991) / Д.С. Секиринский. - М.: Новый хронограф, 2019. - 296 c.
21) Симония Н.А., Торкунов А.В. Глобализация, структурный кризис и мировое лидерство. - М.: Международная жизнь, 2013.
22) Современный мир и геополитика - М.: Канон +, 2015.
23) Согрин В. В. Центральные проблемы истории США: моногр. / Согрин Владимир Викторович. - М.: Весь Мир, 2019. - 344 c.
24) Супоницкая, Ирина Равенство и свобода. Россия и США. Сравнение систем / Ирина Супоницкая. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2016. - 304 c.
25) Сурма И.В. Единое информационное пространство СНГ: 20 лет спустя // Вопросы безопасности. 2015. № 5.
26) Турков В. В. Российско-американские отношения в конце XX — начале XXI века: экономический аспект//Вестник Международного института экономики и права, 2015. //https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-amerikanskie-otnosheniya-v-kontse-xx-nachale-xxi-veka-ekonomicheskiy-aspekt
27) Троицкий М. Трансатлантический союз. 1991—2004. Трансформация системы американо- европейского партнерства после распада биполярности. - М.: НОФМО, 2004.
28) Уткин А.И. Мировой порядок XXI века / А.И. Уткин. - М.: «Алгоритм», 2001.-480 с.
29) Филимонов Г.Ю. Неофициальная внешняя культурная политика как компонент «мягкой силы» США / Г.Ю. Филимонов // США, Канада: Экономика. Политика. Культура. 2017. №4. С. 69-81.
30) Югославия в XX веке: очерки политической истории / отв. ред. К.В. Никифоров. М.: Индрик, 2011. 888 с.