Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Все информационные сообщения, проходящие через средства массовой информации, становятся необходимым и важным элементом политической, экономической и, естественно, социальной жизни общества. В современном мире средствам массовой коммуникации стали уделять большое внимание, а именно: оценке их деятельности, перспективам развития и последствиям влияния на общество.
Вот уже более полувека массовая коммуникация является предметом самостоятельных исследований, но в составе других дисциплин изучается около 100 лет. Проблемы исследований расширялись по мере изобретения и распространения новых способов передачи информации. Сначала книги и газеты, на смену им пришло радио, телевидение интернет. За последние годы интерес к изучению аудитории радио возрос. Во многих странах мира проводятся различных исследования радио-аудитории как социологические, так и маркетинговые, выпускается большое количество исследовательской и научной литературы.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что среди всех имеющихся каналов коммуникации радиовещание обладает самой высокой проникающей способностью. Радиовещание способно включать в сферу своего действия огромные массы людей, оно адресует свои передачи многочисленной аудитории.
Следует отметить, что радио как средство массовой коммуникации возлагает на себя воспитательную, образовательную, организационную, развлекательную и, конечно, информационную функцию и способствует выражению, а также формированию общественного мнения. Но нужно не забывать, что радио выполняет также социально-политическую функцию и используется определенными кругами для достижения конкретных целей.
Радио возникло относительно недавно, но за относительно короткий период своего существования успело распространиться по всему миру.
Следует отметить, что радиовещание быстрее передает новую информацию своей радио-аудитории, нежели другие коммуникационные средства.
Аудиторию радио изучают представители различных наук, многочисленные организации и службы, среди которых - государственные и частные, региональные, федеральные, общероссийские и другие. Знание своей аудитории дает возможность радиожурналисту, радиоведущему и другим представителя радиоиндустрии правильно составить радиопрограмму для удовлетворения потребностей большинства радиослушателей.
Проблема исследования заключается в необходимости выделения особенностей целевой аудитории FM-радиостанции Екатеринбурга на примере «Радио СИ» с целью разработки рекомендаций, направленных на повышение эффективности взаимодействия радио и массовой аудитории его слушателей.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в выделении особенностей целевой аудитории FM-радиостанции Екатеринбурга на примере «Радио СИ» с целью разработки рекомендаций, направленных на повышение эффективности взаимодействия радио и массовой аудитории его слушателей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть массовую коммуникацию как процесс деятельности, влияющий на общество;
2) изучить специфику аудиторию радио и в целом СМИ;
3) проанализировать опыт социологических исследований радио- аудитории проведенных отечественными учеными;
4) разработать методику исследования региональной радио-аудитории и апробировать её в исследовании;
5) проанализировать полученные результаты и сделать выводы, касающиеся характеристики и особенностей радио-аудитории.
Объектом исследования в данной работе является целевая радио- аудитория.
Предметом исследования выступают особенности целевой аудитории FM-радиостанции Екатеринбурга на примере «Радио СИ»
Степень научной разработанности темы можно определить как недостаточно высокую. Потребности и предпочтения аудитории радио, их социально-демографические особенности и мотивы выбора радиостанций изучали следующие отечественные ученые: А.Н. Алексеев, И.Н. Блохин, Л.Д. Болотова, А.Д. Брезгунов, Б.А. Грушин, И.Ф. Девятко, М.К. Карпов, В.А. Колодкин, В.С. Коробейников, Ю.А. Левада, Н.П. Разин, Е.А. Стрельникова, Л.Н. Федотова, Б.М. Фирсов, В.А. Ядов и другие.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАДИО-АУДИТОРИИ
1.1. Аудитория СМИ в системе массовой коммуникации современного общества
На данном этапе развития общества, массовая коммуникация является неотъемлемой частью его, а также необходимым элементом взаимодействия людей, различных групп, институтов, в ходе которого осуществляется передача информации. Существование современного общества невозможно без информационного обмена, поэтому целесообразно дать определение таким понятиям как коммуникация и массовая коммуникация.
Цель массовой коммуникации, в большей степени, заключается во влиянии на поведение людей. Она выступает одним из средств управления и осуществления власти.
Массовая коммуникация характеризуется:
1) наличием технических средств, к ним можно отнести радио, телевидение, пресса;
2) социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации»;
3) своей многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность массовой коммуникации;
4) массовостью аудитории, которые принимают информацию (реципиенты, индивиды);
5) наличием социального института в качестве источника информации;
6) сдвигом по времени между отправлением и получением сообщения;
7) структура коммуникации в данном случае выглядит так: субъект – коммуникатор (посредник, передающий информацию) – аудитория (объект, реципиент) [23, с. 126].
В 1948 году американский учёный Гарольд Лассуэлл были выведены три функции массовой коммуникации:
1) информационная – обозрение окружающего мира;
2) коммуникативная – корреляция с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие на общество и его познание через обратную связь;
3) позновательно-культурная – передача культурного наследия, преемственность культур [14, с. 258].
А в 1960 году американский исследователь К. Райт предложил выделить еще одну функцию к уже имеющимся и дополнить Гарольда Лассуэлла. В качестве четвёртой функции массовой коммуникации он назвал развлекательную, которая обеспечивает людям отдых, получение удовольствия от просмотренных программ, услышанных программ, и прочтению журналов/газет.
В.П. Конецкая указала три функции, которые выделили отечественные ученые – психолингвисты, и которые характерны для массовой аудитории:
1) информационная – характеризуется тем, что массовой аудитории предоставляется информация о различных сферах деятельности (медицинской, политической, образовательной, творческой и т.д.). В процессе получения большого объема информации, люди расширяют свой кругозор, свои знания. Знание необходимой информации позволяет прогнозировать свои действия, экономит время, усиливает мотивацию к действиям;
2) регулирующая функция – такая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и заканчивая контролем над обществом. И как мы уже говорили ранее, массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания, мнения личности и группы, мировоззрения и создание социальных стереотипов. А также позволяет манипулировать и управлять общественным сознанием;
3) культурологическая функция содержит в себе ознакомление с достижениями культуры и искусства, а также она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры и сохранению культурных традиций. СМИ дает людям возможность познакомиться с различными культурами их историей, традициями, что способствует развитию эстетического вкуса [13, c. 125].
Приведенные нами выше характеристики и основные функции массовой коммуникации свидетельствуют о том, что это сильное и мощное воздействие на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации и интеграции общества.
Получателем информации массовой коммуникации выступают люди, масса людей. Отправитель посылает информацию через радио, телевидение, печать. При этом сообщение адресуется не конкретному человеку, а массе людей. В результате сообщение может повлиять на аудиторию определенным образом, а может и не оказать никакого воздействия. Это могут быть такие действия людей, как звонки и сообщения в студию/редакцию, митинги и любые другие действия людей.
В целом говоря о коммуникациях, можно сказать, что коммуникации являются одной из составляющих современного общества. Не имея знаний коммуникационных закономерностей невозможно эффективно осуществлять управление. Применение коммуникативных моделей помогает создавать в информационном пространстве действенные механизмы взаимодействия [2, с. 50].
Говоря о современном обществе, стоит отметить тот факт, что с развитием новых информационных технологий сформировалась так называемая «новая реальность массовых коммуникаций» [10, c.29]. По мнению российского исследователя И.В. Алёшиной новая реальность характеризуется:
1) глобализацией информационного пространства на основе интернета. Это происходит за счет расширения возможности быстрого доступа людей к большому объему любой информации;
2) ростом доступности двустороннего и многостороннего обмена информацией через интернет. Можно сказать, что почти в каждой стране интернет ресурс, а точнее электронные почты, факсы, конференции вытесняют личные встречи людей. Это результат того, что интернет становится всё более доступным, быстрым и удобным в использовании;
3) быстрым ростом спектра новых СМИ и их возможностей. На наш взгляд это связано с тем, что информационное пространство становится всё более демократичным;
4) объединение телекоммуникациями печатных и вещательных СМИ, усилением персонализации информации, увеличением скорости, адресности и масштаба её распространения [11, с. 29].
Это можно назвать глобализацией массовой коммуникации, которая началась с развитием всемирной компьютерной сети Интернет. Она была предсказана канадским философом Маршалом Маклюэном еще в конце XX века.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Радио – это средство массовой коммуникации, а также источник распространения больших потоков информации в массовую аудиторию, то есть радиослушателям.
В современном обществе радио является системой общенациональных, федеральных, региональных и местных каналов, которые различаются по охвату аудитории, типам собственности, формату вещания и направленности. Несомненно, радио продолжает развиваться, с появлением новых технических средств радио не теряет популярности, а наоборот укрепляет свои позиции на рынке СМИ, потому что сейчас радио можно слушать на любом техническом устройстве, будь это мобильный телефон, автомобиль, телевизор, планшет и другое.
Каждая радиостанция имеет свою целевую аудиторию, на которую она ориентирована. В свою очередь радио-аудитория формирует интерес к различным радиопрограммам, передачам, музыке и т.д., поэтому радиостанции тщательно подбирают темы для эфиров; музыку, которая соответствует данной радиостанции и предпочтениям слушателей. Каждой радиостанции важно знать социальный портрет своей аудитории и её характеристики для того, чтобы формировать эфиры с учетом знаний об интересах, ценностях, установках и ожиданиях радиослушателя в отношении его любимой радиостанции. Именно поэтому наше исследование посвящено изучению характеристик региональной радио-аудитории.
Целевой аудиторией радиостанции «Си» являются слушатели в возрасте от 25 лет со средне специальным, высшим образованием и среднестатистическим доходом. Как правило, большинство зрителей уже со сложившимся жизненным взглядом и хорошим музыкальным вкусом.
Результаты экспертного опроса позволяют нам утверждать, что знание своей целевой аудитории дает возможность редакторам грамотно составить программу вещания эфира с целью привлечения большего числа слушателей. Предпочтения радиослушателей и мнения радиоведущих/редакторов не во всем сходятся.
Таким образом, если радиостанции заинтересованы в удержании своей аудитории и привлечении большего количества слушателей, то необходимо при выстраивании формата радиостанции, его направленности; выборе тем для обсуждения во время эфиров учитывать все потребности, интересы и предпочтения слушателей. Знание специфических потребностей аудитории является залогом успешной деятельности радиостанции в условиях современного рынка.
Для того чтобы вещание радиостанции соответствовало потребностям и предпочтениям аудитории, в данной исследовательской работе были разработаны следующие рекомендации для радиостанций по удержанию имеющейся аудитории и привлечению новых радиослушателей:
1) информационное спонсорство крупных мероприятий области и города;
2) проведение совместных акций с известными компаниями, участие в благотворительной деятельности;
3) организация рекламных компаний (наружная реклама, объявления в газетах, журналах, рекламные ролики на телевидении);
4) освещение деятельности радиостанций в социальных сетях;
5) улучшение качества работы радиостанций через разнообразие тематической и содержательной составляющих радиопередач, повышение профессионализма радиоведущих, музыкальное оформление эфира;
6) совершенствование технической составляющей радиовещания (повышение качества сигнала и звука);
7) поддержание благоприятного имиджа и репутации радиостанции с целью повышения узнаваемости и конкурентоспособности среди других радиостанций;
8) проведение разнообразных игр, конкурсов, викторин и розыгрышей в радиоэфире с целью большего привлечения слушателей;
9) организация регулярных исследований по изучению потребностей радио-аудитории, своевременная корректировка программ радиоэфиров на основании эмпирических данных о предпочтениях слушателей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агамян, Е. Ю. Изучение и привлечение радио-аудитории посредством интерактивного взаимодействия / Е.Ю. Агамян // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, – 2010. – №1. – С. 173- 177
2. Алексеева, М. И. Средства массовой информации России: учебное пособие для студ. Вузов [Электронный ресурс] / М.И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова, О. А. Вороова, И. И. Засурский. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 392 с. – URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=104064 (дата обращения 15.11.2019).
3. Алексеенко, О. А. Специфика радиовещания как канала массовой информации [Электронный ресурс] / О. А. Алексеенко. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 106 с. – URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=142653 (дата обращения 24.09.2019).
4. Беркунцова, С. А. Радио-аудитория как социологическая категория: углубление понятия, основные характеристики, типологии / С.А. Беркунцова // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2014. – №7.– С. 203-205.
5. Брезгунов, А. Д. Особенности производства радиопрограмм [Электронный ресурс] / А.Д. Брезгунов. – М.: Лаборатория книги, 2012. 109 с. URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140259&sr=1 (дата обращения 16.09.2019).
6.Бузин, В. Н. Медиапланирование: теория и практика [Электронный ресурс] / В. Н. Бузин., Т.С. Бузина. – М.: Юнити-Дана, 2015. –492 с. – URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=114785 (дата обращения 30.09.2019).
7. Бухтина, Т. П. Журналистика и массовые коммуникации [Электронный ресурс] / Т. П. Бухтина. – М.: Студенческая наука, 2012. – 2540 с. – URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=209889 (дата обращения 05.11.2019).
8. Быкова, М.В. Образовательные возможности современного радио и проблемы их реализации / М.В. Быкова // Журнал Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2013. – № 13. – С. 221.
9. Васильев, Г.А. Основы рекламы: учебное пособие. [Электронный ресурс] / Г.А. Васильев. – М.: Юнити-дана, 2015. – 718 с. – URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=114432 (дата обращения 24.11.2019).
10. Вдовина, Е.А. Художественное радиовещание в отечественной культуре: традиции и современность / Е.А. Вдовина // Вестник ЧГУ. – 2013. –№21. – С. 99 – 105.
11. Геворкян, А. Э. Понятие, сущность и функции массовой коммуникации/ А.Э. Геворкян // Теория и практика общественного развития.– 2005. – №3. – С. 8-11.
12. Забуга, М. Г. исследование аудитории как необходимый этап моделирования СМИ / М. Г. Забуга // Журналистский ежигодник. – 2013. –№2. – С. 38-40.
13. Карпова, М. К. Социология массовых коммуникаций: учебно – методическое пособие / М.К. Карпов, И.Н. Столяров. – М.: Изд-во Пенза ПГУ, 2011. – 37 с.
14. Мурылев, В. А. Влияние массовой коммуникации на формирование мировоззрения личности / В. А. Мурылев // Аналитика культурологи. – 2011. – №19. – С. 98-103.
15. Науменко, Т. В. Социология массовых коммуникаций: учебное пособие / Т. В. Науменко. – СПб.: Питер, –2005. – №1. – 288 с.
16. Науменко, Т. В. Массовая коммуникация как глобальный процесс / Т. В. Науменко. – М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2015. – №1.– 400 с.
17. Панкратов, Ф. Г. Основы рекламы: Учебник / Ю. К. Баженов, Ф. Г. Панкратов, В. Г. Шахурин. – 14 изд., перераб. И доп. – М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 540 с.
18. Полуэхтова, И.А. Социология массовых коммуникаций / И. А. Полуэхтова // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – №3. – С. 347-349.
19. Разин, Н.П. Особенности работы журналиста на радио. [Электронный ресурс] / Н.П. Разин. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 99 с. – URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=141473 (дата обращения 21.10.19)
20. Родионов, А. А. Социология массовых коммуникаций: учебное пособие / А.А. Родионов, Ф.И. Шарков. – М.: - 2-е изд. - М.: Дашков и Ко», 2012. – 262 с.
21. Савушкин, С. В. Типология музыкальных радиопрограмм [Электронный ресурс] / С.В. Савушкин. – М.: Лаборатория книги, 2011. – 91 с. – URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=140830 (дата обращения 27.10.2019).
22. Сергеев, Е. Ю. Средства массовой коммуникации в условиях глобализации / Е. Ю. Сергеев // Общество. Среда. Развитие. – 2009. – №1. – С.117-126.
23. Федотова, Л. Н. Социология массовой коммуникации. — М.: Издательство Юрайт, 2009. – 136 с.
24. Федотова, Л.В. Социология массовой коммуникации: учебник для вузов / Л.В. Федотова. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 603 с.
25. Чаткина, М.Г. Концептуальные особенности коммерческого радиовещания как сегмента СМИ / М.Г. Чаткина // Вестник ЧГУ: Челябинск, 2013. – №22. – С. 243- 249 .
26. Шарков, Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации: учебник [Электронный ресурс] / Ф. И. Шарков. – 4-е изд., перераб. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашов и К», 2013. – 488 с. – URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=255819 (дата обращения 09.10.19)
27. Шерель, А. А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: Очерки [Электронный ресурс] / А. А. Шерель. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 576 с. – URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=45125 (дата обращения 12.10.2019).
28. Шерковин, Ю.А. Массовая коммуникация // Философский энциклопедический словарь. – М.:Аспект Пресс, 2007. – 384 с.ВВЕДЕНИЕ