Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Рассматриваемая тема чрезвычайно актуальна, поскольку государственное регулирование играет важную роль в функционировании экономики, о чем свидетельствует мировой и отечественный опыт, особенно последние 25 лет.
Экономика ни в одной стране не может нормально развиваться, если государство не предоставило условий; в соответствии с этим перед государством ставятся следующие задачи:
- обеспечение национальной безопасности и правопорядка в стране. Обеспечение прав и безопасности каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов экономики.
- стабилизация и, как следствие, устойчивое развитие экономики. Для обеспечения стабильности экономики государство обязано использовать все рычаги и методы, такие как фискальная, финансово-кредитная, научно-техническая и инвестиционная политика.
- обеспечение социальных гарантий и социальной защиты. Государство обязано активно проводить социальную политику, смысл которой заключается в предоставлении всем работникам гарантий минимальной заработной платы, пенсий по старости и инвалидности, пособий по безработице, помощи бедным, а также индексации фиксированных доходов в соответствии с инфляцией ,
- защита конкуренции. Конкуренция является одним из основных естественных регуляторов рыночной экономики. Это основа для прогресса во всех областях, побуждающего производителей товаров и услуг внедрять новейшие и лучшие практики, улучшать качество продукции и снижать производственные затраты. Государство должно защищать конкуренцию всеми доступными способами.
- разработка, принятие и применение экономической и экономической нормативно-правовой базы как правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы.
Предпринимательство и экономика государства зависят от проводимой политики. Своими действиями правительство может замедлить или ускорить их развитие. Рыночная экономика не способна автоматически регулировать свои экономические и социальные процессы в интересах общества и личности. Он не обеспечивает справедливого распределения доходов в обществе, не может гарантировать права на труд, не ориентирует производство на охрану окружающей среды и не помогает уязвимым слоям населения.
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении государственного воздействия на экономику.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
а) изучить существующие экономические доктрины (стратегии);
б) провести анализ целей и задач, объектов и методов ГРЭ;
в) рассмотреть данную тематику на примере экономической ситуации в России в 2017 и в 2019 годах.
Объектом изучения являются ГРЭ и предложение мер по её совершенствованию.
ГЛАВА 1. Система государственного регулирования современной экономики
1.1 Теоретические аспекты государственного регулирования экономики
ГРЭ - это целенаправленное воздействие государства на экономическую сферу с целью обеспечения эффективного социально-ориентированного экономического развития.
В экономическом опыте большинства государств особое место занял механизм экономического планирования как часть содержательной государственной стратегии. Иногда, играя только роль регулятора в рыночной экономике, планирование, тем не менее, является очень эффективным инструментом для поддержания баланса между различными субъектами рынка. Кроме того, основными функциональными задачами государственного плана являются:
- высокоточное прогнозирование перспектив развития национальной экономики;
- установление основных экономических уровней и реальных условий их достижения;
- разработка и продвижение приоритетных программ экономического и научно-технического развития;
- Организация среднесрочной и долгосрочной системы управления экономическим развитием, реализация принятых народнохозяйственных решений;
- определение и постановка приоритетных внутренних и внешних социально-экономических и политических целей, средств и методов их достижения, координация их взаимодействия;
- Создание и развитие системы подготовки (переподготовки) руководителей и специалистов сектора управления экономикой.
Необходимым условием успеха в деятельности каждого хозяйствующего субъекта является гибкое планирование и оперативное управление, строгая координация долгосрочного планирования с каждым конкретным этапом развития предприятия, отрасли или страны. В то же время план должен отражать и основываться на целях и приоритетах государственной политики, которые корректируются с течением времени. В то же время гибкость экономического планирования выражается в постоянном пересмотре плановых показателей и их быстрой, объективной корректировке.
Предпринимательство и экономика государства зависят от проводимой политики. Своими действиями правительство может замедлить или ускорить их развитие. Рыночная экономика не способна автоматически регулировать свои экономические и социальные процессы в интересах общества и личности. Он не обеспечивает справедливого распределения доходов в обществе, не может гарантировать права на труд, не ориентирует производство на охрану окружающей среды и не помогает уязвимым слоям населения.
1.2 Проблема вмешательства государства в экономику
Разброс мнений о роли государства в современной экономической системе широк: от полного отрицания до полного «обожествления».
Как показывает история экономической мысли, роль государства в развитии экономики и общества в целом всегда рассматривалась сквозь призму взаимоотношений интересов личности и государства.
Смит объяснил вмешательство государства в рыночную экономику как естественную необходимость для него получить статус слуги общества, которое должно выполнять определенные обязанности.
«В соответствии с системой естественной свободы, - пишет Смит, - император должен обращать внимание только на три обязанности: ... во-первых, обязанность защищать общество от насилия и вторжения со стороны других независимых обществ; во-вторых, обязательство защищать, насколько это возможно, каждого члена общества от несправедливости или угнетения со стороны любого другого члена того же общества, или обязательство установить точное отправление правосудия; и в-третьих, обязательство создавать и поддерживать определенные правительственные работы и правительственные учреждения, создание и поддержание которых выходит за рамки интересов любого человека или небольшого числа лиц, поскольку прибыль никогда не возмещает расходы какому-либо отдельному лицу или небольшому числу физические лица, хотя часто для таких интересов могут сделать гораздо больше для государственных интересов, чем возмещение понесенных расходов »[9, с. 302].
В обозначенных обязательствах государства отчетливо видна экономическая составляющая, особенно усиленная Смитом в третьем «долге», который предполагает широкий спектр правительственных полномочий. Однако Смит не предлагал критериев государственного интервенционизма, не определял более точные границы «допустимого» и небезопасного активного присутствия государства в экономике, чтобы направить экономику в направлении тех профессий, тех видов деятельности, которые Наиболее предпочтительны и наиболее эффективны с точки зрения общества, его совокупный интерес.
Значительный прорыв в этом направлении сделал основатель макроэкономической теории Дж. М. Кейнс. Именно он был обязан 20-му веку теоретическим обоснованием расширения экономических прерогатив государства при сохранении частной инициативы. Общим для А. Смита и Дж. М. Кейнса является то, что оба теоретика в разные эпохи пытались обосновать пути устойчивого роста Англии, хотя и с разными подходами. Смит создал теорию рынка, в то время как Кейнс намеревался улучшить функционирование рыночной системы, которая стала давать серьезные сбои. Кроме того, Кейнсу приходилось иметь дело с противниками не только из
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 30.11.2014 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник / под ред. Е.Ф. Борисова – М.: Юрайт, 2019, 399 с.
3. Брыкин А. Логистическая концепция государственного регулирования / А.Брыкин, В.Шумаев / Экономист. - 2012. - №2.
4. Виноградов В.В. Экономическая роль государства в России / В.В. Виноградов - М.: Экономика России, 2019.
5. Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы /Л.В. Донцова «Маркетинг в России и за рубежом», 2019.
6. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник / под ред. В.Я. Иохина – М.: «Юрист», 2013.
7. Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник / Л.М. Куликов. – М.: ТК Велби.
8. Салихов Б.В. Экономическая теория :Учебник.-2-е изд. перераб. и доп.-М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и к», 2015-724с
9. Нестеров А.К. Государственное регулирование экономики в России // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - http://odiplom.ru/lab/gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki-v-rossii.html
10. Романовский М. В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник 2-е изд. испр. и пер. М.: «Юрайт», 2019.
11. Российское инвестиционное агентство // www.investment-in-russia.com
12. Всемирный Банк // www.worldbank.org
13. Министерство экономического развития // economy.gov.ru
14. Банк России // www.cbr.ru
15. Министерство промышленности и торговли // minpromtorg.gov.ru
16. Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru
17. П. Кадочников, А. Кнобель, С. Синельников-Мурылев. Открытость российской экономики как источник экономического роста. Вопросы экономики. 2018. №12.
18. Навой А. В., Шалунова Л. И. Роль и место резервного фонда и фонда национального благосостояния России в международной системе суверенных фондов // Деньги и кредит. 2016. № 4. С. 26-33 [Navoy A., Shalunova L. Russia’s Reserve Fund and National Wealth Fund in the International System of Sovereign Funds. Dengi i kredit — Russian Journal of Money and Finance, 2016, no. 4, pp. 26-33].
19. Section 721 of the Defense Production Act of 1950.
20. Навой А. В. Центральный банк в глобальном хозяйстве. М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2012 [Navoy A. V. Central Bank in the Global Economy. Moscow: Plekhanov Russian University of Economics Publ., 2012].