Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что исследование административно-правового регулирования деятельности общественных объединений, в свете последних событий, происходящих как в России, так и во многих других странах, является наиболее важным и актуальным. Повышение социальной активности граждан способствует реализации их законных интересов через создание различного рода общественных объединений. Поэтому в Российской Федерации число общественных объединений растет с каждым годом, что указывает на актуальность рассматриваемой темы. Данное обстоятельство обусловлено тем, что общественные объединения являются важной составной частью правового государства, выступают связующим элементом между государством и личностью. В современных условиях развития Российской Федерации качественно меняется подход к административному регулированию общественных отношений. Изменяются принципы взаимоотношений государства и гражданина. В условиях дальнейшей демократизации общества сфера применения прямых административных методов воздействия на общественные отношения сужается. Приоритетным становится диалог власти и общества. Деятельность органов исполнительной власти нацелена, прежде всего, на создание благоприятных условий для развития гражданского общества и обеспечения его защиты и охраны.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с общественными объединенями.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие деятельность общественных объединений, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение общественных объединений, как субъектов административного права.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть понятие и виды общественных объединений;
• дать характеристику общественным объединениям, как субъектам административного права;
• проанализировать административный контроль за общественным объединением;
• исследовать административно-правовое регулирование финансов общественных объединений.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие и характеристика общественных объединений как субъектов административного права
1.1. Понятие и виды общественных объединений
Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Легальное определение общественного объединения содержится в Законе об общественных объединениях (ст. 5). Наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности. С письменного согласия гражданина (его законных представителей) общественное объединение (кроме политической партии), вправе использовать в своем наименовании имя этого гражданина.
Учредителями, членами, участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, а также юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено законом. В частности, Закон устанавливает некоторые ограничения в отношении определенных категорий лиц, в том числе иностранцев. Членами и участниками молодежных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, детских объединений - граждане, достигшие восьми лет.
Учредительным документом объединения является устав. Помимо сведений, которые подлежат включению в устав любой корпоративной организации, устав общественного объединения, в частности, должен содержать (ст. 20 Закона об общественных объединениях):
- территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;
- структуру общественного объединения;
- указание на руководящие и контрольно-ревизионный органы объединения, порядок их формирования, компетенцию, сроки полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
- условия и порядок приобретения и утраты членства в объединении;
- права и обязанности членов объединения и др.
Правоспособность объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.
До момента государственной регистрации объединение может:
- свободно распространять информацию о своей деятельности;
- представлять и защищать свои права;
- осуществлять иную деятельность в соответствии с законом (ст. 27 Закона об общественных объединениях).
Закон закрепляет основные принципы деятельности общественных объединений в Российской Федерации. Принцип законности означает, что, наделяя общественное объединение правосубъектностью как правом общего типа, т.е. возможностью осуществлять свою деятельность либо в качестве социального образования, без прав юридического лица, либо в качестве субъекта гражданского права, получившего после государственной регистрации способность иметь гражданские права и обязанности, от своего имени приобретать их и осуществлять, объединение в целом и его члены должны соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами. Цели создания и деятельности объединения должны соответствовать закону. Ограничения на создание отдельных видов объединений могут устанавливаться только федеральным законом.
Право на объединение является конституционным правом, гарантированным каждому. Принцип самоуправления означает, что в рамках закона объединение свободно в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
В силу принципа гласности объединение обязано:
- обеспечить доступность информации о его учредительных и программных документах;
- ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с этим отчетом;
- предоставлять уполномоченным органам государственной власти необходимую информацию в соответствии с законом и др. (ст. ст. 29, 38 Закона об общественных объединениях и др.).
Принцип равноправия предполагает, что все общественные объединения равны перед законом (ч. 4 ст. 13 Конституции РФ).
Источниками образования имущества объединения являются вступительные и членские взносы, если их уплата предусмотрена уставом; добровольные взносы и пожертвования; доходы от предпринимательской деятельности объединения; иные поступления, не запрещенные законом.
Доходы от предпринимательской деятельности объединений, в том числе от деятельности созданных объединением хозяйственных обществ и товариществ, не могут распределяться между членами или участниками объединения, а должны использоваться либо на цели, предусмотренные уставом объединения, либо на благотворительные цели (ст. 37 Закона об общественных объединениях).
В случае нарушения законодательства Российской Федерации общественное объединение, в том числе не обладающее правами юридического лица, несет ответственность, предусмотренную законом. Так, возможно приостановление деятельности объединения, применение иных мер ответственности. В случае систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, объединение в судебном порядке может быть ликвидировано. К ответственности также могут быть привлечены лица, входящие в состав руководящих органов объединения (подп. 4 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 41 - 44 Закона об общественных объединениях).
В Российской Федерации общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия (ст. 7 Закона об общественных объединениях).
В силу ст. ст. 2, 12.2 Закона об общественных объединениях его действие распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, политических партий, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов или ассоциаций. Особенности правового положения отдельных видов общественных объединений могут регулироваться специальными законами. Например, порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется специальным Законом о политических партиях.
Согласно закону общественные организации, в том числе политические партии, основаны на членстве (ст. 8 Закона об общественных объединениях, ст. 23 Закона о политических партиях). Общественное движение, общественное учреждение, общественный фонд, орган общественной самодеятельности не имеют членства. ГК РФ (ст. 123.7-1) выделяет общественное движение в качестве самостоятельной формы юридического лица и относит его к числу корпоративных организаций на том основании, что оно имеет участников, хотя не имеет членства.
1.2. Характеристика общественных объединений, как субъектов административного права
Стандартным для общей теории права и науки административного права является понимание административно-правового статуса субъекта как его правового положения в административно-правовой сфере, в системе возникающих в ней административных правоотношений. При этом в структуру
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей. Приняты 22.12.2015 Резолюцией 70/186 на 81-ом пленарном заседании 70-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН // СПС «КонсультантПлюс».
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
6. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1930.
7. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145,
8. Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, N 30 (Часть I), ст. 4213.
9. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ, 16.07.2001, N 29, ст. 2950,
10. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
11. Распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2017 г. N 1837-р «Об утверждении Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2017. N 37. Ст. 5543.
12. Апелляционное определение Костромского областного суда от 12 августа 2013 г. по делу N 33-1272/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
13. Решение Заволжского районного суда города Ярославля от 28 июля 2017 г. по делу N 2-1167/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Решение Городецкого городского суда Нижегородской области от 7 августа 2017 г. по делу N 2-928/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 27 июня 2017 г. по делу N 2-953/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
16. Решение Ярославского районного суда Ярославской области от 17 июля 2017 г. по делу N 2-865/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Безлепкин П.А. Права потребителей как фактор регулирования предпринимательской деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 9.
18. Богдан В.В. Гражданско-правовое регулирование защиты прав потребителей в современной России: проблемы теории и практики: Дис. ... докт. юрид. наук. Курск, 2015. С. 135.
19. Волков А.М. Административное право в вопросах и ответах: учебное пособие. Москва: Проспект, 2018. С. 34.
20. Кархалев Д.Н. Способы защиты прав потребителей // Мировой судья. 2016. N 3. С. 35.
21. Кононов П.И. Основные категории административного права и процесса: Монография. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 60.
22. Корпоративное право: учебный курс: в 2 т. / Е.Г. Афанасьева, В.А. Вайпан, А.В. Габов и др.; отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Статут, 2017. Т. 1. С. 54.
23. Курячая М.М. Взаимодействие граждан и институтов гражданского общества в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 11. С. 7 - 12.
24. Общий запрет создания и деятельности определенных объединений содержится в ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
25. Мильков А.В. Правовое регулирование защиты гражданских прав и правовых интересов: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2015. С. 50.
26. Спиридонов П.Е. Некоммерческие организации как субъекты административного права // Lex russica. 2019. N 1. С. 52.
27. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2015.
28. Щвачко Н.А. Гражданско-правовое положение потребителя как субъекта кредитного договора: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 15.