Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие творческих способностей — это важная часть воспитания ребенка. В основном родители концентрируются на развитии речи и рационального мышления. Творческое мышление позволит в дальнейшем ребенку не только воплощать свои знания в жизнь, но и придумывать оригинальные идеи и способы их реализации.
В наше время школа предъявляет к ребенку много серьезных требований. С начала обучения школьник должен относиться к ней ответственно, подчиняться правилам и требованиям школьной жизни, 3 обладать развитыми волевыми качествами–без них он сознательно не сможет подчинять свое поведение решению учебных задач, регулировать свое поведение, собранно вести себя на уроке. Но не только внешнее поведение должно быть произвольным, но и умственная деятельность ребенка-память, мышление, внимание.
Школьнику необходимо уметь слушать, наблюдать, надолго удерживать в памяти нужную информацию, добиваться решения поставленной педагогом задачи, а также последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие логического, отвлеченного мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют умственную пассивность, у которых нет желания и привычки думать, решать задачи. Эти умения формируются в дошкольном периоде развития ребенка.
Актуальность. В связи с социально-экономическими преобразованиями в России происходят изменения и в системе дошкольного образования, так, например, введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одним из первых принципов стандарта- - - это полноценное проживания всех этапов детства, обогащение детского развития и одной из главных задач, на решение которой он направлен, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Между тем, особенности развития детей от младшего дошкольного до старшего дошкольного возраста и описание этапов детства раскрыты в работах и отечественных исследователей и зарубежных, но в меньшей степени освещена проблема способов развития творческих способностей. Хотя в исследованиях Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева, В.В. Давыдова, Д.Б.Эльконина, О.М.Дьяченко, Р.Г.Казаковой, Н.А.Ветлугиной, Т.Г.Комаровой, Дж.Гилфорда, К.Тейлора, А.Н.Лук, Р.И.Жуковской, И.Я.Михайличенко, Н.Н.Подъякова и др., раскрыты особенности творческих способностей.
В соответствии с выявленным противоречием определена проблема исследования: изучение возможностей использования изобразительной деятельности для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение особенностей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста и повышение уровня его развития в изобразительной деятельности.
Объект исследования: творческие способности детей дошкольного возраста.
Предмет: выявление особенностей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность творческих способностей.
2. Изучить основные компоненты творческих способностей.
3. Проанализировать проблему оптимальных сроков начала развития творческих способностей в изобразительной деятельности.
4. Изучить уровень развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста.
5.Провести формирующий этап опытно-поисковой работы.
6.Провести контрольную диагностику.
Теоретико-методологические основы исследования составили работы: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, в частности, положение о зоне ближайшего развития ребенка, его сенситивных периодах и движущих 5 силах развития; деятельный подход А.Н. Леонтьева; концепции развития личности (Л.И. Божович, Е.Б. Усова, Э. Эриксон и др.); теории творческих способностей (Дж. Гилфорд, Д.Б. Богоявленская, Торренс и др.); теории детского творчества (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, Дж. Сёлли, и др.).
Методы исследования:
-метод теоретического анализа литературы,
-психодиагностический метод,
-качественный и количественный анализ;
-метод математической статистики.
Практическая значимость: полученные данные об особенностях развития творческих способностях могут быть использованы в работе педагогами ДОУ.
База исследования: исследование проходило на базе МБДОУ "Ереминский детский сад", Кемеровская область, Промышленновский район, д. Еремино, ул. Магистральная.
В исследовании приняли участие 10 детей возрастом от 5 до 7 лет. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии
1.1.Понятие и сущность творческих способностей
Сам термин “творчество” имеет множество определений. Под творческими способностями подразумеваются индивидуальные качества ребенка, которые определяют успешное выполнение какой-либо творческой деятельности. Ребенок с развитыми творческими способностями: умеет применять новый опыт на практике; замечает детали, которые не видят другие; имеет большое количество оригинальных идей; постоянно стремиться познать что-то новое; умеет создавать альтернативные решения той или иной проблемы.
Основой этих умений является воображение и креативное мышление. Чтобы определить степень развития творческих способностей у ребенка используются специальные диагностические тесты. Чаще всего это анализ детских рисунков. Такая диагностика нужна для того, чтобы определить насколько развито у малыша творческие мышление, и каким аспектам необходимо уделить особое внимание.
Фундаментальные и прикладные аспекты развития творческих способностей рассматриваются как в зарубежной, так и в отечественной психологии.
Термином «творчество» охватываются все формы создания и появления нового на фоне существующего, стандартного, и критерием, его определяющим является уникальность результата творчества.
Большинство исследователей трактует «творчество» как ступень развития возможностей человека или его потенциал (Г.С. Альтшуллер, А.В. Хуторской, Е.Л. Яковлева, А.И. Савенков и др.).
По мнению исследователя творческих способностей Л.Б. Ермолаевой- Томиной, творчество можно классифицировать по нескольким признакам, в соответствии с которыми автором определяются несколько кругов творчества [8, с.2].
Первый круг творчества, который касается создания новых, не существовавших ранее форм материи (творчество природы, сотворение мира);
Второй круг творчества - изменение, обновление, преобразования и совершенствование уже существующего (сюда можно отнести и творчество человека);
Третий круг творчества - разрушение «старого» и построение на его месте нового (появление новых направлений в искусстве, стремящихся разрушить сложившиеся стереотипы).
При внимательном изучении человеческой деятельности, все его действия можно классифицировать на два типа: репродуктивные (воспроизводящие) и творческие.
Репродуктивный вид деятельности заключается в том, что «человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия» [10, c.81].
Сущность творческой деятельности заключается в создании новых образов или действий. Таким образом, под понятием «творческая деятельность» мы понимаем деятельность человека, в результате которой им создается нечто новое, которое приводит к новым знаниям о мире, отражает новое отношение к действительности.
Заключение
На основе анализа психолого-педагогической литературы можем сделать вывод, что творческие способности - это индивидуальные психологические черты ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в ребяческой фантазии, воображении, своеобразном видении мира, своей точке зрения на окружающую реальность. Они тесно связаны с уровнем развития мышления, памяти, воображения, эмоциями и речи.
При развитие творческих способностей детей дошкольного возраста происходит постепенное настраивание образов друг над другом; игра и детские рассказы - это прямое отражение окружающей его реальности в многообразных формах.
Развитие творческих способностей тесно связано с речевым развитием ребенка, так как задержка речевого развития ведет к задержке воображения, что соответственно приводит к низкому уровню развития творческих способностей детей.
Сформированность творческих способностей зависят от уровня развития вербального воображения, творческих способностей, воображения, вариативности мышления, способности к ассоциированию и таких показателей как: беглость, оригинальность, гибкость, степень отдаленности идеи от стимула, эмоциональная экспрессия, художественно-эстетических элементов; количества накопленных образов детьми в процессе участия в образовательной деятельности и повседневной жизни; от половых различий.
Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики.
Исследования отечественных и зарубежных ученых показали, освоение полного цикла творчества в одном виде деятельности. Перенос обычно возникает по причине сложности соответствующих видов деятельности. Это позволяет считать, что овладение и повышение уровня способностей в одном виде деятельности позволяет неординарно подходить к решению вопросов в других видах деятельности.
В условиях современного общества значение приобретает формирование человека не только интеллектуального, но и, прежде всего, творческого, что и требует развития у детей уже в дошкольном детстве творческих способностей. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок начинает открывать для себя окружающий мир. Большую роль в этом призваны сыграть художественно-эстетические образовательные программы, главная задача которых - развитие эмоционально-познавательной сферы ребенка, его творческой деятельности. В настоящее время идет активное их внедрение не только в школьную практику, но и в сферу дошкольного воспитания детей.
Развитие творческих способностей современного дошкольника - это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.
Проблемы формирования творческих способностей детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества является наиболее актуальной, так как творческие способности в жизни ребенка играют исключительно важную роль в его развитии как личности.
Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.
В процессе подготовки данной работы, можно сделать вывод, что под «творческими способностями» мы можем понимать индивидуальные особенности качества человека, необходимые для успешного выполнения им творческой деятельности.
Из всего выше, сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст - сенситивный период для развития этого процесса.
Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их результативное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Акулова, Е. В. Дидактическая игра как эффективная форма создания социальной ситуации развития дошкольников / Е. В. Акулова //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - №98. – С. 9-16
2. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии / Б. Г. Ананьев. − СПб.: СПБГУ, 2015. − 228с.
3. Артемов, В. А. Детская экспериментальная психология / В. А. Артемов. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 256 c.
4. Березина, В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев - СПб.: издательство Буковского, 2015. - 60с.
5. Богаченко, Е. А. Игра как современный метод / Е. А. Богаченко // Начальная школа. – 2014. - № 6. – С. 16-18.
6. Богданова, Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка — М.; Роспедагентство, 1994.-201 с.
7. Выготский, Л. С. Детская психология. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4 / Л. С. Выготский. - М.: Говорящая книга, 2012. - 202 c.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте/ Л.С. Выготский - СПб.: Питер, 2015. - 92с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С.Выготский; М.: Педагогика, 2009. - 480 с.
10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т.–М., 2012.-420 с.
11. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста / Л. Н. Галиузова, С. Ю. Мещерякова. - М.: Владос, 2015. – 178 с.
12. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А. Н. Давидчук, Л. Г. Селихова. - М.: Сфера, 2013. - 176 c.
13. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст] / Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 2007. С.160.
14. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] /В. Н. Дружинин.- СПб.: Питер, 1999. С. 368.
15. Дыбина, О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр – занятий для дошкольников. – М.:ТЦ «Сфера», 2018.-109 с.
16. Дыбина-Артамонова, О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности: Учебно-методическое пособие для студентов факультета дошкольного воспитания. - Самара: Изд-во СамГПУ, 1997.-198 с.
17. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996г.- 197 с.
18. Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 2014.-25-28 с.
19. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ / В.И. Ефремов. - Пенза: Уникон-ТРИЗ,2008.- 567с.
20. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.:Феникс, 2015. – 287 с.
21. Игры-драматизации / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.:Феникс, 2008. – 412 с.
22. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова – М.: Академия, 2014.- 416 с.
23. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология / Н. Д. Левитов. - М.: Просвещение, 2011. - 480 c.
24. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 2008. -125 с.
25. Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший возраст / Е. Н. Панова. - М.: ТЦ «Учитель», 2015. - 111 c.
26. Попова, О. М. Особенности чувства комического у дошкольников и система его формирования в целях оптимизации эмоциональнонравственного развития : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 Н. Новгород, 2006 470 с.
27. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Тербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 208 с.
28. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой.- М.: Просвещение, 2008. – 96 с.
29. Сластенин, В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А.И. Мищенко. – М.:Школа-Пресс,2011. – 512с.
30. Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И. В. Стародубцева. - М.: АРКТИ. - 2008. - 72 с.
31. Степанова, О. А. Игровая школа мышления / О. А. Степанова // Начальная школа плюс до и после. – 2015. – № 10. – С.3
32. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. - М.: Мозаика-синтез, 2012. - 86 с.
33. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2014.-336 с.
34. Ушинский, К. Д. История воображения[Текст]/ К.Д.Ушинский. // Ушинский К. Д. избранные педагогические сочинения. – Т.2/ Под ред. А. И. Пискунова. 1974. – С. 347-356
35. Фрейд, З. Художник и фантазирование [Текст]/ З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1995. – 400c. 38. Шадриков, В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков – Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2001 – 288 с.
36. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред