Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические основы исследования психологической защиты подростков с разной саморегуляцией поведения
1.1 Защитные механизмы как методы саморегуляции
Современная жизнь, с ее все возрастающей интенсивностью и напряженностью, проявляется в увеличении частоты возникновения негативных переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование стрессовых состояний. А это в свою очередь ведет к увеличению не только заболеваний стрессовой этиологии, но и в правовом контексте может вылиться в совершение противоправных действий, если данные состояния будут накапливаться, что может привести в конечном итоге к явлению аффекта.
В любой деятельности человека стрессовые состояния, помимо угрозы здоровью и жизни, снижают успешность и качество выполнения работы, увеличивают психофизиологическую цену деятельности, а также имеют ряд неприемлемых социально-экономических и социально-психологических последствий. Поэтому поиск путей предотвращения чрезмерных стрессов в деятельности человека и оптимизация функционального состояния человека является одним из важных направлений практической работы в данной области.
В связи с этим вопрос о саморегуляции неблагоприятных психических состояний представляется весьма важным. И не только их качественное описание и типологизация, нахождение и использование средств своевременной диагностики, но и рассмотрение вопроса в контексте отдельной личности, вопроса о возможностях и резервах личности самостоятельно справиться с негативными факторами и вовремя предотвратить их последствия.
Защитный механизм – это бессознательный психологический механизм, который уменьшает беспокойство, возникающее из-за неприемлемых или потенциально вредных стимулов.
Механизмы защиты могут привести к здоровым или вредным последствиям в зависимости от обстоятельств и частоты, с которой механизм используется. В психоаналитической теории защитные механизмы представляют собой психологические стратегии, приводимые в действие подсознанием, чтобы манипулировать, отрицать или искажать реальность для защиты от чувства тревоги и недопустимых импульсов и для поддержания собственной схемы личности или других схем 24, с. 45.
Таким образом, проведенный теоретический анализ позволяет сделать следующие выводы:
1. Проблема адаптации подростков к условиям кризиса занимает наиболее значимое с практической точки зрения место в современной психологии стресса. В рамках ведущих теорий данного направления вводится понятие саморегуляции поведения, которое рассматривается как стабилизирующий фактор, который способствует поддержанию психосоциальной адаптации в течение периодов стресса. Защитные механизмы представляет собой особую форму реализации активности личности, в которой проявляются ее общие, особенные и индивидуальные характеристики во взаимодействии с трудными жизненными ситуациями.
2. Саморегуляция описывает транзакционные процессы, посредством которых люди решают актуальные проблемы в своей повседневной жизни. Саморегуляция включает в себя целый ряд стратегий эмоциональной регуляции, мыслительных процессов и поведения. Это означает, что саморегуляция основана на физиологических реакциях индивида на стресс, его оценке событий, его внимании, его целях или желаемых результатах. Саморегуляция также зависит от социальных контекстов и межличностных отношений. Необходимо отметить важность двух процессов: стрессовых реакций, которые в значительной степени непроизвольны и могут включать поведенческие и эмоциональные импульсы, и регуляции действий, которые являются целенаправленными и служат для модуляции или повышения реактивности на стрессовые события.
3. Особенно сложной саморегуляция поведения проявляется в период взросления. Именно подростки отличаются неадекватными психогенными реакциями, дезадаптивными поступками, нескоординированными формами поведения, что определяет необходимость изучения феномена саморегулирования в переходном возрасте.
4. Вместе с тем у подростков наблюдается становление ценностных ориентаций, эстетических вкусов и моральных убеждений, на основе которых они начинают управлять своим поведением. Кроме того, личность в период подростковости является сензитивной по развитию у нее защитных механизмов саморегуляции поведения, в связи с чем акцент в воспитании подростков надо ставить на особенностях формирования данных механизмов. Психологическая защита в подростковом возрасте является ответом личности на возникшее рассогласование внутренних процессов вследствие трудных жизненных обстоятельств и выступает как способ уровневого переструктурирования, организации элементов и процессов для поддержания стабильности на период времени, необходимый для подготовки активных внутренних и внешних изменений.
5. В настоящее время состояние разработанности вопроса об особенностях психологических защит подростков с разной саморегуляцией поведения является неоднозначным, что позволят выделить ряд возможных направлений исследования относительно защитных механизмов и их использования подростками в различного рода ситуациях и состояниях. К данным исследованием относятся вопросы сознательности данных механизмов, их иерархичность по отношению к саморегуляции, а также зависимость уровня саморегуляции поведения от использования тех или иных защитных механизмов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994. Т.15. № 1. С.3 – 19.
2. Базылевич Т.Ф. Феномен психологических защит в плане акмеологической безопасности индивидуальности/ Т.Ф. Базылевич, Т.А. Выставкина // Мир психологии. – № 1. – 2010. – С. 218-229.
3. Барканова О.В. Теоретические основы и психологическая диагностика здоровья личности: учебное пособие /О.В. Барканова. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. – 214 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2014. – 400 с.
5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т/ Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2008 – Т.4. – С. 243-247.
6. Долгова В.И. Психологическая защита: монография /В.И. Долгова, О.А. Кодратьева. – М.: Издательство Перо, 2014. – 160 с.
7. Должин К. Психология подросткового и юношеского возраста / К. Должин, Ф. Райс. – СПб: Питер, 2017. – 816 с.
8. Защитная система личности и стресс / под ред. Е.В. Куфтяк. – М.: Мир науки, 2017. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://izd-mn.com/PDF/
18MNNPM17.pdf – Дата обращения: 15.12.2019.
9. Зейгарник Б.В. Саморегуляция поведения в норме и патологии/
Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазур // Психологический журнал. – 2017. – №2. – С. 31-39.
10. Исаев В.И. Возрастная психология // Вопросы психологии. – 2018. – №5. – С. 17-21.
11. Карпов А. Б. Механизмы психологической защиты и стратегии преодоления в переходный период от подросткового к юношескому возрасту: Дис. ... канд. психол. наук /А.Б. Карпов. – М., 2017. – 117 с.
12. Карпов А.М. Структурно-динамическое единство алгоритмов формирования химических и поведенческих зависимостей / А.М. Карпов, Д.Н. Горячев // Практическая медицина. – 2011. – № 1 (49). – С. 37-41.
13. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников/ пер. с анг. А.Усков. – М.: Б.С.К., 2013. – 230 с.
14. Кон И. С. Ребенок и общество / И.С. Кон. - М.: Академия, 2015. - 336 c.
15. Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия / А. Лазарус ; пер. с англ. – СПб.: Речь, 2014. – 256 с.
16. Леонтьев Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности / Д. А. Леонтьев // Гуманитарные проблемы современной психологии / Известия Таганрогского государственного радиотехнического ун-та. – 2015. – № 7. – С. 16–21.
17. Либина А.В. Совладеющий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. – М.: ЭКСМО, 2018. – 400 с.
18. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии./ Б.Ф. Ломов – М.: Наука, 2017. – 444 с.
19. Нартова-Бочавер С.К. Копинг-поведение в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 2014. – Т.18. № 5. - С.20-30.
20. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии /
А. А. Налчаджян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2016. – 368 с.
21. Портнова А.Г. Психологическая защита в контексте социально-психологической адаптации/А.Г. Портнова, А.М. Богомолов. – Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2018. -188 с.
22. Прохоров А.О. Технологии психической саморегуляции / А.О. Прохоров. – Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2017. – 360 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. – Спб.: Питер, 2017 – 720 с.
24. Сараева Е.В. Защитные механизмы личности: учеб. пособие /Е.В. Сараева – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2017. – 101 с.
25. Соловьева А.В. Закономерности проявления психологической защиты в период полового созревания: Автореф. канд…псих.н. /А.В. Соловьева – М., 2009. – 21 с.
26. Субботина Л. Ю. Психологическая защита: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. Ю. Субботина. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 195 с.
27. Ташлыков В.А. Личностные механизмы совладания и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии. Томск, 2012. – 220 с.
28. Шубникова Е.Г. Теоретические подходы к изучению структурных компонентов жизнеспособности личности как основы профилактики зависимого поведения /Е.Г. Шубникова // Российский гуманитарный журнал. – 2013. – № 1. – С. 14-20.
29. Чевачина А.В. Особенности становления самоотношения в подростковом возрасте /А.В. Чевачина // Инициативы XXI века. – 2012. – №1. – С. 147-148.
30. Яницкий, М.С. и др. Психологическая адаптация: функциональные, структурные и динамические аспекты / М.С. Яницкий, А.Г. Портнова, А.М. Богомолова // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. – 624 с.