Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной проблемы мы видим в том, что один из сложнейших вопросов работы исследователей – это социализация молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов. Значительные и многочисленные испытания, выпавшие на наш век, затронувшие все сферы нашей жизни, закономерно привели к смене социальных ориентиров и переоценке ценностей. Многообразие выбора, который открывается перед нынешними выпускниками, приводит их в состояние ступора и растерянности, привнося долю хаоса и противоречий в их ценностный мир.
Современные школьники проходят свой процесс становления в очень сложных условиях разрушения старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Откуда берётся запутанность и неуверенность в «завтрашнем дне».
Сегодняшняя жизнь проходит под давлением глобальных изменений в обществе, общественном сознании, и будущее всего общества зависит от выбора каждого из нас. Главными силами, которые влияют на этот выбор, становятся: старшее поколение, в лице родителей и учителей, условия в которых проживают дети, средства массовой информации, друзья. Именно здесь мы сталкиваемся с главным противоречием: современная молодёжь столкнётся с абсолютно новыми условиями, о которых старшее поколение ничего не знает. Исходя уже из этого, можно сделать вывод в пользу того, что следует предоставить молодёжи большую самостоятельность, чтобы они могли сформировать из себя действительно весомую личность.
Гипотеза: предполагается, что на развитие уровня воспитанности и системы ценностных ориентаций подростков оказывает влияние специально разработанные программы, включающие в себя: классные часы, индивидуальные и групповые беседы, сюжетно – ролевые игры, тренинги и упражнения, праздничные массовые мероприятия.
Постоянно от старшего поколения можно услышать, что «нужно меняться», что «раньше было лучше». Но не каждый понимает, что будущее зависит от современных выпускников, потому что именно у них достаточно сил, энергии и готовности, что-либо менять, но менять они будут под себя, потому что старшее поколение постепенно «канет в лету», и уже они займут их место.
Объект исследования: ценностная ориентация современных школьников.
Предмет исследования: жизненные цели и ценности современных школьников.
Цель данной курсовой работы – выявить специфику жизненных целей и ценностных ориентаций современных школьников..
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
рассмотреть анализ ключевых понятий темы исследования: «ценности», «ценностные ориентации», «жизненные ценности» и их структура;
изучить классификацию ценностей и ценностных ориентаций в психолого-педагогической литературе;
определить особенности психологического развития современного школьника;
охарактреизовать описание и обоснование методов исследования;
рассмотреть анализ результатов экспериментального исследования.
Методическое обеспечение исследования: методика «Ценностные ориентации» М. Рокича и анкетирование.
В качестве теоретического материала использованы работы: Рубинштейна С.Л., Петровского А.В., В.С. Мерлина, Тугаринова В.П., Колберга Л., Якобсона П.М., Ядова В.А., Стрелкова Ю.К. и др.
База исследования: СОШ .
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
1. Теоретические аспекты формирования жизненных целей и ценностей современного школьника
1.1. Анализ ключевых понятий темы исследования: «ценности», «ценностные ориентации», «жизненные ценности» и их структура
Интерес к ценностной проблематике зародился во времена античности. Сократ был одним из первых древних философов, который в своих размышлениях задался вопросом о том, что такое благо, красота и добродетель, сами по себе, вне зависимости от вещей и поступков, которые люди обозначают этими понятиями.
В своих работах И. Кант предпринимал попытки придать научное значение этическим ценностям личности, и оказал влияние на философские взгляды врача, философа и естествоиспытателя Р. Г. Лотце. С его именем связывают выделение области философского исследования ценностей в самостоятельную научную дисциплину – аксиологию. Р. Г. Лотце придал статус понятию ценности, введя его в специальный научный лексикон, как определение значимости чего-либо .
Понятие ценности трансформирмировалось и развивалось, в основном, в концепциях этических философов – неокантианцев: В. Виндельбанда, Г. Риккерта, В.Дильтея; феноменологов: А. Фон Мейонг, Ф. Брентано, М. Шелера, представителей позитивизма: Ф. Иодля, В. Вундта, Ф. Паульсена и других философов .
Среди философских теорий, посвященных ценностной проблематике можно выделить марксиско - ленинскую философию (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин Г. Гегель), усматривающую истоки ценностного отношения в социальном характере деятельности людей; а также русскую религиозную философию начала ХХ века (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, В.В.Розанов и др.), которая представляет панораму христианских духовных ценностей, с признанием абсолютных ценностей, имеющих божественное происхождение. Модель становления ценностных ориентаций составлен в приложении 1.
М. Вебер сделал понятие ценности одним из ключевых в социологии.
В этой научной области ценностная проблематика детально разрабатывалась Э. Дюркгеймом, также ей занимались Р. Парк, Ф. Знанецкий, У. Томас и другие. В отечественной социологии эта проблема активно разрабатывалась такими исследователями как И. С. Кон, Н. И. Лапин, С. Г. Климова, В. П. Вардомацкий и другие .
Заключение
Проблема структуры и функций ценностных ориентаций личности в философско-социологическом и психологическом аспектах активно разрабатывается в современной отечественной и зарубежной науке.
Ценности являются концепциями жизненных предпочтений личности (или социальной группы), отражающими ее способности осмысления окружающей реальности, оценочного отношения к ней, а также ее эмоциональное состояние. Ценностные ориентации представляют собой результат осознанного выбора того или иного варианта действия.
Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей они выстраиваются в определенный взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает oc сознание oc общественное. oc С oc этих oc позиций oc в oc процессе oc выявления oc ценностных oc ориентаций, oc необходимо oc учитывать oc два oc основных oc параметра: oc степень oc сформированности oc структуры oc ценностных oc ориентаций oc и oc содержание oc ценностных oc ориентаций oc (их oc направленность), oc которое oc характеризуется oc конкретными oc ценностями, oc входящими oc в oc структуру. oc
Дело oc в oc том, oc что oc интериоризация oc ценностей oc как oc осознанный oc процесс oc происходит oc лишь oc при oc условии oc наличия oc способности oc выделить oc из oc множества oc явлений oc те, oc которые oc представляют oc для oc него oc некоторую oc ценность oc (удовлетворяют oc его oc потребности oc и oc интересы), oc а oc затем oc превратить oc их oc в oc определенную oc структуру oc в oc зависимости oc от oc условий, oc близких oc и oc далеких oc целей oc всей oc своей oc жизни, oc возможности oc их oc реализации oc и oc тому oc подобное. oc Второй oc параметр, oc характеризующий oc особенности oc функционирования oc ценностных oc ориентаций, oc дает oc возможность oc квалифицировать oc содержательную oc сторону oc направленности oc личности oc находящейся oc на oc том oc или oc ином oc уровне oc развития. oc
В oc зависимости oc от oc того, oc какие oc конкретные oc ценности oc входят oc в oc структуру oc ценностных oc ориентаций oc личности, oc каковы oc сочетание oc этих oc ценностей oc и oc степень oc большего oc или oc меньшего oc предпочтения oc их oc относительно oc других oc и oc тому oc подобное, oc можно oc определить, oc на oc какие oc цели oc жизни oc направлена oc деятельность oc человека. Существенные oc сдвиги oc в oc жизни oc общества oc отражаются oc на oc формировании oc ценностных oc ориентаций oc современных oc младших школьников, oc что oc проявляется oc в oc преобладании oc ценностей, oc связанных oc с oc индивидуальной, oc личной oc жизнью oc конкретного oc человека, oc а oc также oc в oc значительной oc вариативности oc индивидуальных oc систем oc ценностных oc ориентаций.
Нами oc был oc проведен oc теоретический oc анализ oc литературы oc по oc проблеме oc исследования, oc и oc согласно oc данному oc анализу oc выделено oc определение oc понятия oc ценностных oc ориентаций. oc Ценность oc - oc это oc значимость oc для oc человека oc чего-то oc в oc мире, oc и oc только oc признаваемая oc ценность oc способна oc выполнять oc важнейшую oc ценностную oc функцию oc – oc функцию oc ориентира oc поведения. oc Ценностная oc ориентация oc обнаруживает oc себя oc в oc определенной oc направленности oc сознания oc и oc поведения, oc проявляющихся oc в oc общественно oc значимых oc делах oc и oc поступках. oc
В oc ходе oc исследования, oc было oc выявлено, oc что oc по проблеме развития системы ценностей у младших школьников можно сделать следующие выводы.
В основе самоопределения младших школьников лежит:
личностное самоопределение, имеющее ценностно – смысловую природу;
активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей;
определение на этой основе смысла своего собственного существования.
При работе по программе школьниками важно также проводить работу с родителями, т.к. навыки, приобретаемые детьми на занятиях должны закрепляться в семье.
Таким образом, реализуемый подход к практическому изучению развития системы ценностей у младших школьников представляется достаточно перспективным для дальнейших разработок программ и программ воспитания по этой проблеме.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Александрова, Л.А. Внутренний мир младшего школьника в контексте возрастно-ориентированного подхода в образовании// Психология образования в XXI веке: теория и практика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/education21/issue/54116_full.shtml
2. Илюничева, Ю.В. Психологические особенности младшего школьного возраста / Ю.В. Илюничева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(66). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/guman/6(66).pdf
3. Бабанский, oc Ю.К. oc Педагогика oc oc / oc Ю.К. oc Бабанский. oc - oc М.: oc Владос, oc 2015. oc - oc 433 oc с.
4. Безрукова, oc В.С. oc Педагогика oc: oc учебное oc пособие oc oc / oc В.С. oc Безрукова. oc – oc М.: oc Феникс, oc 2015. oc – oc 381 oc c.
5. Вайндорф–Сысоева, oc М.Е. oc Педагогика: oc учебное oc пособие oc для oc СПО oc и oc прикладного oc бакалавриата oc / oc М.Е. oc Вайндорф–Сысоева, oc Л.П. oc Крившенко. oc – oc М: oc Глобус, oc 2016. oc – oc 197 oc c.
6. Воронкова, А.А. Исследование ценностных ориентаций младших школьников / А.А. Воронкова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(76). Режим доступа: https://sibac.info/archive/guman/4(76).pdf
7. Гайдай, oc Н.П. oc Активные oc методы oc обучения, oc модерация oc и oc ФГОС oc / oc Н.П. oc Гайдай oc // oc Педагогика. oc – oc 2015. oc – oc № oc 4. oc - oc С. oc 7-11. oc
8. Горлова, Е.Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/centralnoe-psihologicheskoe-novoobrazovanie-mladshego-shkolnogo-vozrasta-kak.html
9. Гуркина, А. Л. Основы формирования ценностных ориентаций личности / А.Л. Гуркина // Молодой ученый. – 2016. – №26. – С. 648-651.
10. Двуличанская, oc Н.Н. oc Интерактивные oc методы oc обучения oc как oc средство oc формирования oc ключевых oc компетенций oc / oc Н.Н. oc Двуличанская oc // oc Наука oc и oc образование: oc электронное oc научно–техническое oc издание. oc - oc 2015. oc - oc №4. oc - oc С. oc 30-36. oc
11. Дереча, oc И.И. oc Аутентичный oc способ oc оценивания oc ключевых oc компетенций oc школьников oc в oc условиях oc перехода oc на oc ФГОС oc / oc И.И. oc Дереча oc // oc XXIII oc Ершовские oc чтения. oc Межвузовский oc сборник oc научных oc статей. oc – oc 2015. oc - oc № oc 6. oc - oc С. oc 189–191.
12. Емельянова, oc И. oc А. oc Теоретические oc и oc практические oc аспекты oc влияния oc русской oc национальной oc культуры oc на oc формирование oc ценностных oc ориентаций oc личности oc / oc И.А. oc Емельянова, oc Л.И. oc Акинина oc // oc Молодой oc ученый. oc - oc 2017. oc - oc №50. oc - oc С. oc 220-222.
13. Иванов, В. М. Система ценностей при воспитании школьников в современной школе / В.М. Иванов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S18. – С. 26–30. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14728.htm.
14. Князева, oc В.В. oc Педагогика oc / oc В.В. oc Князева. oc – oc М.: oc Глобус, oc 2016. oc – oc 872 oc c.
15. Кокоева, oc Р.Т. oc Характеристика oc ценностных oc ориентаций oc подростков oc как oc фактор oc их oc социализации oc / oc Р.Т. oc Кокоева oc // oc Вектор oc науки oc ТГУ. oc Серия: oc Педагогика, oc психология. oc - oc 2015. oc - oc № oc 4. oc – oc С. oc 94-96.
16. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pandia.ru/text/80/016/27260.php
17. Лосун, К.В. Ценностные ориентации современной молодежи / К.В. Лосун // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 1 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/01/9327
18. Львова, oc С.В. oc Возрастные oc особенности oc развития oc познавательных oc потребностей oc и oc мотивации oc учения oc у oc школьников oc oc / oc С.В. oc Львова. oc – oc 2014. oc – oc №1(9). oc - oc С.79-86.
19. Москвина, Д. Н. К вопросу о профессионально-педагогических ценностях / Д.Н. Московина // Молодой ученый. – 2017. – №12. – С. 528-530. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://moluch.ru/archive/146/40935/
20. Никулин, oc С.К. oc Содержание oc научно–технического oc творчества oc учащихся oc и oc методы oc обучения oc (системный oc подход) oc / oc С.К. oc Никулин, oc Г.А. oc Полтавец. oc – oc М.: oc МАИ, oc 2015. oc – oc 680 oc c.
21. Пашинина, oc В.В.oc Ценностные oc ориентации oc современных oc школьников oc / oc В.В oc Пашинина, oc А.А. oc Попов oc // oc Юный oc ученый. oc - oc 2017. oc - oc №2. oc - oc С. oc 89 oc – oc 93.
22. Пидкасистый, oc П.И. oc Педагогика: oc учебник oc для oc студ. oc учреждений oc высш. oc проф. oc образования oc / oc П.И. oc Пидкасистый, oc В.А. oc Мижериков, oc Т.А. oc Юзефавичус. oc – oc М.: oc Академия, oc 2014. oc – oc 624 oc с.
23. Подласый, oc И.П. oc Педагогика. oc Теоретическая oc педагогика oc: oc учебник oc для oc бакалавров oc oc / oc И.П. oc Подласый. oc - oc М.: oc Юрайт, oc 2016. oc - oc 777 oc c.
24. Сатимбаева, oc Ю. oc Классификация oc методов oc обучения oc / oc Ю. oc Сатимбаева oc // oc Молодой oc ученый. oc – oc 2017. oc – oc №43. oc – oc С. oc 113–115.
25. Сластенин, oc В.А. oc Педагогика oc: oc учебник oc для oc студентов oc учреждений oc среднего oc профессионального oc образования oc / oc В.А. oc Сластенин, oc И.Ф. oc Исаев, oc Е.Н. oc Шиянов. oc - oc М.: oc ИЦ oc Академия, oc 2015. oc - oc 496 oc c.
26. Столбова, Е. А. Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация» // Молодой ученый. – 2016. – №25. – С. 596-598. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/129/35790/
27. Чиплиева, А.Д. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Современная педагогика. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2016/10/6193