Фрагмент для ознакомления
2
специально-организованная сущность учебно-воспитательного процесса.
Учебное познание или обучение сравнивают с общественно-историческим процессом познания.
Понятие «деятельность» с античных времен разрабатывалось в идеалистической философии, впервые стало рассматриваться в немецкой классической философии как мировоззренческий принцип, в связи с доминированием новой концепции активной и рациональной личности. И. Кант считал, что отношения субъекта к объекту определяют два начала: познавательное и нравственное.
Познавательная деятельность относится к одному из видов деятельности человека. Как психологическая проблема познавательной деятельности выступает как система взаимосвязанных психических процессов 23.
Познавательная деятельность – это психическая деятельность человека, целью которой является получение нового знания. Содержание познавательной деятельности зависит от познавательной задачи. Психические процессы, посредством которых человек получает знание об окружающем мире и о самом себе называются познавательными психическими процессами.
Познавательная деятельность осуществляется во всех видах деятельности учащихся (производительный и общественно-полезный труд, ценностно-ориентированная и художественно-эстетическая деятельность, общение) и социальных взаимоотношениях. В процессе обучения познание становится учебно-познавательной деятельностью или учением.
В рамках системного подхода познавательная деятельность представляется как совокупность мотивации, внимания, мышления и памяти.
С.Л. Рубинштейн разработал положения о единстве сознания и деятельности, повлиявшие на дальнейшие исследования проблемы мотивов деятельности и поведения личности. Л.С. Выготский исследовал механизм социальной регуляции мотивационных побуждений. В работах ученого мотив рассматривается как психологическое отражение социально обусловленной и личностно значимой потребности для реализации результата6.
В основе познавательной деятельности учеников лежит познавательная активность. Активизация познавательной деятельности не возможна без воздействия на познавательную активность. При воздействии на познавательную активность активизируется познавательная деятельность младших школьников.
С.К. Герасимов познавательную активность истолковали как стойкое качество личности, содержащее в себе интеллектуальную инициативу [8]. Российский педагог и психолог Ш.А. Амоношвили трактуют познавательную активность как выраженное стремление к познанию [1].
Такие ученые, как Н.С. Лейтес и Н.Д. Мурванидзе охарактеризовали познавательную активность как потребность в умственных впечатлениях и умственных усилиях. В педагогической науке познавательная активность толкуется как движущая сила познавательной деятельности ученика, находящая свое отражение в интеллектуальном отношении к окружающей действительности.
Это отношение выражается в стремлении к умственному труду, к преодолению на пути к своей цели возникших трудностей. Стоит упомянуть и о факторах, без которых развитие познавательной деятельности в онтогенезе не представляется: условия воспитания и развития личности и врожденные задатки к определенным способностям [20].
Л.В. Выготский писал, что за источник познавательной активности ученика начальной школы вполне можно считать потребность в новых знаниях [6].
Термин «активность ученика» в психолого-педагогическом смысле имеет прямую связь с целями процесса обучения. Анализ трактовок активности младшего школьника в процессе познавательной деятельности рассматривает психолого-педагогические закономерности, в частности: формирование потребности к изучению нового материала, создание положительной эмоциональной атмосферы в классе в ходе процессе обучения, которая будет создавать оптимальный процент напряжения умственных и физических сил ученика.
Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте способствовать формированию у детей творческого отношения к окружающему миру и к своей деятельности.
1.2 Основные педагогические приемы по активизации познавательной деятельности
Чем больше школьник проявляет познавательную активность, тем качественнее результат обучения. Современные педагоги придают большое значение поиску эффективных путей обучения, качественному усвоению знаний, выявлению внутренних резервов познавательной активности младших школьников. При удовлетворении потребности младшего школьника самостоятельно познать новое происходит закрепление положительной мотивации, которая переходит во внутренние стимулы к обучению.
Неумение ученика работать с учебным материалом и непосредственно с учебником приводит к тому, что он не умеет учиться, не усваивает информацию в полном объеме. Получается, учебник является средством активизации познавательной деятельности ученика. Существуют определенные приемы работы с учебником, помогающие ребенку преобразовать информацию, понять и запомнить ее содержание.
Т.А. Ротанова описала следующие приемы работы с учебником: представление прочитанного в наглядно-образной форме, классификация материала, нахождение основного содержания, составление плана и т.д. В ходе выполнения данной работы происходит непроизвольное запоминание информации. В последующих действиях в работу включается произвольное запоминание при помощи таких приемов, как использование плана, пересказ, ответы на вопросы учебника и т.д. [24].
Г.И. Щукина считает, что сравнение как метод активизации познавательной деятельности является основой продуктивности мыслительных процессов, а также помогает в выполнении аналитических и синтетических умственных операциях. Представляет собой умственную деятельность, в ходе которой ученик находит отдельные признаки, общее и различное в вещах и явлениях и на основе этого производит их обобщение[29].
Сравнение является обязательным пунктом любого обобщения. При использовании данного средства изучаемый материал глубоко осознается школьником и крепко оседает в памяти. Такая умственная операция развивает познавательные способности ученика. Важно, чтобы ребенок осознавал выполнение данной операции, иначе неизбежен ряд ошибок (неумение выделить существенные признаки, приведение недостаточного количества признаков сходства и различия, не сравнивают признаки между собой и пр.).
В школьной практике для результативного запоминания и усвоения информации используется традиционные методы наглядности и иллюстративности. К таким методам можно отнести приемы рассказа-беседы по картине, рисунку, сравнение картин, рисунков, схем, диаграмм, показ фильмов и прочее. Для повышенного уровня усвоения должна существовать прочная связь между процессами восприятия и процессами мышления.
Чешский педагог Я. А. Коменский является основоположником наглядного обучения. Наглядность он называл «золотым правилом дидактики». Только принцип наглядности способствует обеспечению принципов научности, доступности, позволяет подойти к понятию с разных сторон, удержать внимание учащихся к процессу обучения, позволяет младших школьникам творчески подходить к изучению материала, а также способствует повышению уровня логического мышления. В обучении наглядность понимается как опора на чувственное и рациональное восприятие [14].
Методист А. Н. Леонтьев придерживался мнения, что наглядность выступает внешней опорой внутренних действий, совершаемых учеником под присмотром педагога в процессе овладения знаний. Такой прием как наглядность помогает расширить чувственный опыт ребенка и более глубоко заглянуть в сущность изучаемых явлений[17].
Следующий метод - метод конструирования понятий. Его описал А.И. Гебос в своих трудах. Ученики в классе совместными усилиями формулируют определение неизвестного им понятия. Определение выступает коллективным творческим продуктом. Такой процесс активизирует мыслительную деятельность учащихся, побуждает к познанию неизведанных понятий .
Так же А.И. Гебос отнес самостоятельную работу на уроках к одним из распространенных методов активизации познавательной деятельности. Постановка перед учениками мыслительной задачи, решить которую ребенок должен самостоятельно, максимально способствует активизации умственной деятельности. Ученик сам сравнивает факты, формулирует правила и определения. Такой способ способствует прочному запоминанию усваиваемого материала [7].
Следующим приемом активизации познавательной деятельности можно назвать эвристическую беседу, имеющую форму диалога. Ученик, отвечая на вопросы педагога, делает выводы и обобщения, переводит свои мысли в действия. Беседа выступает помощником в усвоении новых знаний.
Педагог при помощи целенаправленных вопросов направляет и поддерживает активность учащихся. Вопросы, заданные в ходе эвристической беседы, активизируют память и мышление младшего школьника. Он начинает воспроизводить в памяти имеющиеся знания, припоминать личный опыт. Припоминание помогает более полно воспроизвести материал и тренирует работу мыслительных процессов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Амоношвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе// Вопросы психологии. – 2004. – №5. – 22 с.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2008. – 416 с.
3. Башаева, Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность / Т.В. Башаева. - М.: Академия развития, 2016. - 176 c.
4. Белякова Н.В. Использование моделирования младшими школьниками в процессе работы с текстовой задачей на уроках математики. – М.: Просвещение, 2016. – 234 с.
5. Берлайн Д.Е. Любознательность и поиск информации // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – с. 39.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 2001. – 190 с.
7. Гебос А.И. Психология познавательной активности учащихся. Кишинев, 2015. – 80 с.
8. Герасимов С.К. Познавательная активность и понимание // Вопросы психологии. – М., 2014. – 102 с.
9. Гинзбург М.Г. Психологическое содержание личностного самоопределения. – М., 2006. – 76 с.
10. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. – Ереван: Луйс, 2011. – с.141.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2014. – 384 с.
12. Ильницкая И. А. Проблемная ситуация как средство активизации учащихся на уроке: автореферат дисс. … канд. пед. наук. – М., 2014.
13. Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2016. - 995 c.
14. Коменский Я.А. Великая дидактика. – М., 2005. – 54 с., 156 с.
15. Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Программа, занятия, работы учащихся / Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. - М.: Учитель, 2014. - 140 c.
16. Кугач, А. В. Лучшие сценарии развлекательных и познавательных программ для школьников / А. Кугач, С. Турыгина. - М.: Академия развития, 2016. - 192 c.
17. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.1 – М.,1983.
18. Лыкова, И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.А. Лыкова. - М.: Сфера, Карапуз, 2009. - 160 c.
19. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания вместе с учениками: Пособие для учителя. - М., 2016. - 168 с.
20. Мищенкова, Л. В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками / Л.В. Мищенкова. - М.: Феникс, 2017. - 336 c.
21. Осинская В. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики. - Киев: Рад. шк., 2015. - 210 с.
22. Регосин В. В. Что такое развивающее обучение? - Харьков-Томск.- 2012. - 190 с.
23. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М: Просвещение, 2015. - 174 с.
24. Теория и практика педагогического эксперимента. Под ред. А. И. Пискуновой. - М.: Педагогика, 2015. - 208 с.
25. Турчин А.С. Моделирование и обучение: Монография. – Иваново: Иван.гос. ун-т, 2016. – 260 с.
26. Феоктистова, В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации, проекты / В.Ф. Феоктистова. - М.: Учитель, 2014. - 144 c.
27. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 2012. -209.
28. Шкредова JI.H. Проблемно-поисковые методы обучения // Начальная школа. - 2016. -№12. - 21-23с.
29. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 2010. – 156 с.
30. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии. - М.: Центр, 2011. - 305 с.
31. Эргашева Л.А. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. - Начальная школа плюс До и После. - 2015 г. - № 3. - 15 - 17 с.
32. Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. -М.: Знание, 2005. -80 с.