Фрагмент для ознакомления
2
Введение
К настоящему времени психоанализ приобрёл наиболее широкую известность как среди профессиональных психологов, так и вне психологической области. Своё второе название – Фрейдизм – данное направление получило по фамилии его основателя Зигмунда Фрейда (1856 – 1939). На основе сформулированных утверждений данного автора, с различными дополнениями и корректировками, со временем было создано масштабное направление психологии, именуемое термином «психоанализ». Психоанализ - это учение о бессознательном, об огромной и важной области человеческого духа, в которую у нас нет до сих пор путей помимо теории Зигмунда Фрейда.
Бессознательное представляет собой область человеческого бытия, в которой нет места для сознания. Явления, которые происходят на бессознательном уровне, могут ощущаться как совершенно чуждые нам, не обусловленные нашим «Я». К этим явлениям можно отнести разнообразие мотивов, стремлений и слов, которые, с одной стороны, нам неподвластны, с другой – не могут быть отогнаны. Так, из бессознательного на нас могут оказывать воздействие часто непреодолимые силы, которые непроизвольно заставляют нас совершать ошибки, описки, оговорки, которые могут вызывать в нас некую рассеянность, пристрастие, забывчивость, раздражение.
Проблема. На протяжении длительного времени концепция психоанализа подвергается критике и спорам. Зигмунд Фрейд ещё в начале своей карьеры врача отмечал, что медицинские круги Вены подвергли его остракизму за то, что он доказал, что истероидные конверсионные симптомы могут возникнуть не только у женщин, но и у мужчин. Критика психоаналитической теории началась с Альфреда Адлера и Отто Ранка (в начале 20 века), продолжилась в рамках бихевиоризма (например, Вольпе) в 1940-х и 1950-х, и до сих пор является актуальной. Критика исходит от тех, кто не согласен с положением о существовании бессознательных механизмов, мыслей или чувств. Помимо этого, критике подвергалось утверждение о «детской сексуальности» (мнение Фрейда о том, что дети в возрасте от двух до шести лет фантазируют о зарождении). Критика приводила к модификациям психоаналитической теории, таким как работы Рональда Фейрбэрна, Михаэля Балинта и Джона Боулби. В последние десятилетия критика сосредоточилась на вопросе эмпирической верификации.
Наибольшую критику теории психоанализа можно встретить в православии. Православные священники крайне негативно воспринимают взаимосвязь сексуального инстинкта со всеми формами человеческого поведения. Многие из них до сих пор открыто называют Фрейда «сумасшедшим» и «посланником дьявола», «олицетворением нечистой силы» и резко негативно отзываются о его учении.
Мнения о данной теории среди практикующих психологов также разделились. Некоторые находят возможности её использования в своей работе, другие категорически отрицают. В связи с этим возникает необходимость установить, применима ли теория к современной деятельности практикующего психолога.
Цель данной курсовой работы – изучение основных этапов становления и развития психоанализа, определивших исследование структуры психики человека, а также анализ основных аспектов данной теории
Данное исследование проводилось в 2018 г.
В задачи исследования входило:
1. Провести обзор и проанализировать важнейшие этапы биографии Зигмунда Фрейда – основателя теории психоанализа.
2. Рассмотреть предысторию и историю развития теории психоанализа.
3. Провести исследование открытия бессознательного Зигмундом Фрейдом.
4. Провести обзор теории психоанализа в XX столетии.
5. Проанализировать воздействие психоанализа на искусство, медицину, литературу и другие области человеческой деятельности.
Объект исследования – психоанализ
Предмет исследования – теория Зигмунда Фрейда о структуре психики.
Структура работы: данная курсовая работа содержит в себе введение, главу теоретического исследования, в которой содержится информация о факторах, определивших создание теории психоанализа, а также основные постулаты самой теории, вторую главу, в которой дан анализ содержания ключевых моментов теории, заключение. Список использованных источников. ГЛАВА 1. Обзор предпосылок создания концепции психоанализа и её основных аспектов
1.1. Предыстория создания концепции психоанализа
Автором теории концепции является австрийский психолог, психиатр, психоаналитик и невролог. По мнению различных исследований. На возможность создания его учения во многом оказали влияние пути его становления, основные факторы развития личности учёного. Личность автора теории психоанализа представляет такой исследовательский интерес, что о Фрейде ежегодно публикуется больше работ, чем о любом другом психологе.
Формирование мировоззрения и ориентиров исследовательской деятельности будущего автора теории психоанализа Зигмунда Фрейда происходило в атмосфере идеалов свободомыслия и гуманизма, в духе постоянных эмоциональных и интеллектуальных поисков, которые были весьма характерны для Европы второй половины XIX – начала XX столетия. Мощным импульсом к изучению естественных наук и выбору для себя миссии учёного в области естествознания явилось увлечение юным Фрейдом поэтической натурфилософией Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832) и эволюционистской теорией Дарвина (1809-1882) - Уоллеса (1823-1913). Фрейд на протяжении всей своей жизни ощущал на себе влияние этих теорий .
Зигмунд Фрейд, ещё будучи ребёнком, овладел европейскими и древними классическими языками. Он с ранних лет очень серьёзно интересовался традициями западноевропейского интеллектуализма, стремясь к познанию метафизики и культурологической проблематике. Он с отличием окончил гимназию, после чего жизненные обстоятельства вынудили его выбрать профессию врача.
Первый год обучения не был непосредственно связан с последующей специальностью и состоял из множества курсов гуманитарного характера — Зигмунд посещал многочисленные семинары и лекции, всё ещё окончательно не выбрав специальность по вкусу. На протяжении этого времени он испытывал множество трудностей, связанных со своей национальностью, — из-за царивших в обществе антисемитских настроений между ним и однокурсниками происходили многочисленные стычки .
Стойко перенося регулярные насмешки и нападки сверстников, Зигмунд начал развивать в себе стойкость характера, способность давать достойный отпор в споре и умение противостоять критике: «С раннего детства меня заставили привыкнуть к уделу быть в оппозиции и находиться под запретом по „соглашению большинства“. Таким образом, были заложены основы для высокой степени независимости в суждениях»[12]
Во время обучения на медицинском факультете Венского университета Фрейд находил время для активной научной деятельности и самообразования. Под руководством директора Института физиологии Венского университета Эрнста Брюкке (и в его лаборатории) он осуществил цикл исследований в области физиологии, сравнительной анатомии и гистологии. Изучая нервную ткань, Фрейд усовершенствовал технологию её исследования и провел наблюдения, которые позволили разработать определённые основания теории нейронов. Помимо этого, он испытал влияние идей энергетической школы Гельмгольца – Брюке, которые впоследствии перенес в область психологии и положил в основу своего учения о психодинамике. Фрейд глубоко изучил европейское философское наследие от Эмпедокла, Платона и Аристотеля до Джона Стюарта Милля, Эдуарда Гартмана и Густава Фехнера, прослушал систематический курс философии Франца Брентано и дополнительно изучал у него философию в приватном порядке. Впоследствии ему удавалось весьма активно использовать обширный комплекс философских идей при создании и развитии собственного учения .
Со временем Зигмунд Фрейд в свих исследовательских изысканиях отходил от физиологии и начал уделять значительное внимание психологии, психиатрии и психопатологии. Он исследовал действие кокаина на организм.
Часто Фрейд, осуществляя различные эксперименты, проводил их на себе. Впоследствии он также начал испытывать различные идеи на своих близких .
1.2. Истоки создания теории психоанализа
Активно занимаясь врачебной практикой, Зигмунд Фрейд всё больше интересовался психологией и психиатрией. Для своих профессиональных целей он часто использовал средства гипноза как эффективные терапевтические методы. Для того чтобы развивать в себе гипнотические способности и совершенствовать технику гипноза он прошёл специальный курс обучения во Франции. Так, в его сознании выработалось представление о том, что частой причиной психонервных заболеваний (истерии, истероидного паралича) является невидимая психическая травма, которая не заметна не только врачу, но и самому больному. Он обращал особое внимание на значение сексуального фактора для развития разнообразных расстройств психики .
Когда Фрейд приступил к частной практике врача, он активно использовал в своём арсенале такие нестандартные методы, как внушение и гипноз. Будучи практикующим врачом, он всё больше осознавал недостаточную эффективность и результативность общепринятых врачебных
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антилогова, Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: Дисс. докт. псих.наук. Новосибирск: НГПУ, 1999.-434 с.
2. Бабосов, Е.М. Нравственная культура личности. Минск: Наука и техника, 1985.- 187 с.
3. Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. - 1983. - № 4.
4. Браун Д.Ж. Психология Фрейда и постфрейдисты. - М.; Киев:, 1997. - 304 с.
5. Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994.
6. Бондаревская, Е.В. Кульневич, Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов- на- Дону.: творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
7. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
8. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. - Л., 1991. - 197 с.
9. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон // Радяньска школа. - 2014. - №11. - С. 33-37
10. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. - Воронеж, 1994. - 495 с.
11. Дадун Р. Фрейд. - М., 1994. - 512 с.
12. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. - М., 1997. - 448 с.
13. Додельцев Р.Ф. Фрейдизм: культурология, психология, философия. - М., 1997. - 284 с.
14. Зеленский В.В. Аналитическая психология: Словарь. - СПб., 1996. - 324 с.
15. Кетько С.М., Пакулина С.А., Поминов А.В. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности: Коллективная монография. - М., 2005. - 231 с.
16. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С.Кон – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
17. Куликов, Л.В.Психологическое исследование: методические рекомендации / Л.В. Куликов. – Санкт-Петербург : Наука, 1994. – 119 с.
18. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
19. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.
20. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
21. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
22. Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек "Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии" // Вопросы психологии. - 2001. - № 6.
23. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
24. Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности / Шиховцова, Н.Н. // Человек и общество: на рубеже тысячелетии. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 34. – Воронеж, 2006. – С. 136-140.
25. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова //Новые исследования в педагогико-психологических науках. Приложение к журналу «Прикладная психология и психоанализ». Выпуск 2. – Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.