Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Образование в жизни общества в целом, и в жизни каждого отдельно взятого человека в частности, играет одну из самых важнейших ролей. Это связано с тем, что развитие любого государства напрямую зависит от того, какой уровень и качество образовательных услуг может предоставить это самое государство своим гражданам.
К сожалению, в настоящее время в системе образования России чрезвычайно остро стоит вопрос о недостаточном обеспечении бюджетными средствами, выделяемых государством для полноценного функционирования данной сферы. К еще большему сожалению, на второй план или даже на третий автоматически отодвигаются такие вопросы как содержание и поддержание качества образования, всеобщая доступность высококачественного образования для всех слоёв населения, удовлетворение потребностей учащихся, развитие связей с рынком труда и многие другие. Проблемы финансирования образования в России образуются в связи с негативными тенденциями в развитии российской экономики, а также с неудовлетворительным состоянием системы образования в целом.
В современных стратегических исследованиях в области высшего образования отмечено, что «место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 годы в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования» [1].
При помощи образования обеспечивается социальная справедливость, которая заключается в обеспечении равных возможностей в получении качественного образования для всех категорий обучающихся, включая поддержку детей с особыми образовательными потребностями. Государство особое внимание обращает на воспитательную функцию образования (ценности солидарности, патриотизма, духовности), что является инструментом устойчивого развития общества и повышения качества жизни населения страны.
Цель работы– анализ финансовых аспектов модернизации образования в РФ.
Задачи работы
1. Изучить необходимость и основные направления модернизации образования в Российской Федерации.
2. Проанализировать финансовые аспекты модернизации образования в Российской Федерации на примере Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Объект исследования – система образования Российской Федерации.
Предмет исследования – финансирование модернизации системы образования.
Проблеме финансирования образования посвящено множество трудов отечественных ученых-экономистов, среди которых Поляк Л.Г., Колесникова Е.А., Савицкая Е.В., Федорова И.Ю., Костецкий А.Н., Сидорова Н.И., Гришанова О.А., Соколова Е.Ю., Никифорова В.Г и др.
Структурно работа имеет введение, две главы, заключение, список использованных источников.
1. Необходимость и основные направления модернизации образования в Российской Федерации
Рыночные экономические преобразования России в начале 90-х потребовали соответствующего реформирования экономических взаимоотношений в отраслях народного хозяйства. В современных условиях перехода России к демократическому обществу, правовому государству, рыночной экономике - образование признано важнейшим фактором формирования организационно-экономических взаимоотношений, нового качественного уровня становления личности, целого демократического общества.
Процессы реформирования российской экономики требуют квалитативного повышения человеческого, интеллектуального потенциала страны, поставив образовательную систему на высшую ступень развития социального общества [4]. Меняющиеся стремительными темпами жизненные условия населения предопределяют необходимость модернизации российского образования, поиск иных аспектов совершенствования основных направлений системы образования в условиях рыночных преобразованиях, трансформировать преобразования экономических процессов.
Модернизация системы образования является необходимым условием формирования инновационной экономики. В соответствии с этим, стратегическая цель государственной политики в области образования заключается в повышении доступности качественного образования, соответствующего требованиям модернизированной экономики [3].
Модернизация российского образования, началась раньше, чем переустройство общества, выявила проблемные зоны развития профессионального образования: излишний технократизм в подготовке специалистов, необходимость дополнения знаний гуманитарных и социально-экономических наук.
Заключение
Модернизация системы образования является необходимым условием формирования инновационной экономики. В соответствии с этим, стратегическая цель государственной политики в области образования заключается в повышении доступности качественного образования, соответствующего требованиям модернизированной экономики
Модернизация российского образования, началась раньше, чем переустройство общества, выявила проблемные зоны развития профессионального образования: излишний технократизм в подготовке специалистов, необходимость дополнения знаний гуманитарных и социально-экономических наук.
Доступность, качество, эффективность - главные задачи, поставленные пред образовательной системой концепцией модернизации, одобренной Государственным Советом, принятой Правительством РФ. Решение поставленных задач формирования эффективных социально¬-экономических взаимоотношений в сфере образования и их правового регулирования, затрагивают интересы трети населения страны – имеющих тесные взаимоотношения с системой образования
Анализируя современное состояние образования в России, отметим, что оно характеризуется в первую очередь с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. Доля расходов на образование в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации ежегодно составляет около 11%. Причем в динамике прослеживается снижение данного показателя.
Важно отметить, что новые изменения в механизме финансирования системы образования России связаны с преобразованием в 2018 г. Министерства образования и науки Российской Федерации в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Финансирование сферы образования в Российской Федерации в настоящее время является многоканальным, сочетающим различные источники, которые демонстрируют соотношение частных и публичных интересов в данной области. Особенности сферы образования, ее многофункциональный, многоцелевой характер делают неэффективным использование одного или небольшого числа финансовых инструментов, предопределяют необходимость множественности инструментов финансового обеспечения образования.
Реформа образования продолжается, и основные принципы и подходы, провозглашенные в целях ее реализации, станут последовательно и продуманно воплощаться на практике, в том числе и в области финансового обеспечения образования, что будет служить достижению целей реализации конституционных гарантий граждан на получение бесплатного образования; функционирования и развития высших учебных заведений в качестве центров подготовки специалистов и проведения научных исследований; доступности высококачественного образования для выходцев из малообеспеченных семей и одаренной молодежи; стимулирования учебных заведений к повышению качества образования, эффективности использования ресурсов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Утв. распоряжением правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662 -р.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г. Утв. распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1.
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р).
5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р).
6. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594).
7. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803).
8. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61).
9. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497).
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
11. Акчурина Г.Р. Реформирование российской системы образования путем создания эн- даумент-фондов как альтернатива бюджетного финансирования образования // Управ¬ление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 7 (55). С. 24.
12. Дегтярева Л.Р. Общие подходы к финансированию системы высшего образова¬ния // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 3. С. 63-66.
13. Зуев В.М. Модель финансирования высшего образования: мотивы и результаты реали¬зации образования // Новые парадигмы общественного развития: экономические, соци¬альные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции и закономерности: материалы международной научно-практической конференции (Саратов, 28 декабря 2015 г.): в 4 ч. Саратов, 2018. С. 91-93.
14. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: minobrnauki.gov.ru
15. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. - М.:. ЦСПиМ, 2018. – 418 с.
16. О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов: феде¬ральный закон от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Кон- сультантПлюс».
17. Рабесон М.Д. Роль базовых понятий в высшем профессиональном образовании // Пе¬дагогика: наука и искусство: сборник материалов международной научной конференции. Киров, 2015. С. 101-107.
18. Теплая Н.В. Рыночные отношения вузов в условиях социально-экономического развития региона // Вопросы экономики и управления. - 2018. - № 1(12). - С. 38-40.
19. Теплая Н.В. Экономика образования в условиях рыночных трансформаций // Вопросы экономики и управления. - 2018. - № 1(12). - С. 6-8.
20. Южакова Т.А., Каракчиева И.В. Финансирование системы образования России (дина¬мика расходов на образование: российский и международный опыт) // Наука, техника и образование. 2018. № 2 (8). С. 87-93.