Фрагмент для ознакомления
2
Введение
XXI век поставил перед человечеством целый ряд проблем, от успешного решения которых, зависит существование или гибель цивилизации. Вся история развития человечества – это история взаимодействия его с природой. Причем деятельность человека по отношению к природе веками была направлена на удовлетворение своих «сиюминутных» потребностей: сначала в пище, одежде, крове, топливе…Но начиная с времен появления земледелия, скотоводства, выплавки металлов, все возрастающее потребительское отношение к природе стало проявляться в изменении ландшафта, самой окружающей среды и происходящих в ней процессов.
Актуальность работы. В рамках работы по экологическому воспитанию необходимо реализовать одну из важных задач в рамках ФГОС ДО: создать условия, обеспечивающие познавательно-речевое, социально-личностное, эколого-эстетическое развитие, оздоровление детей, формирование у них нравственных качеств и экологически грамотного поведения.
Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с тайнами природы, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, и воспитателю следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном, и только тогда природа предстанет перед человечеством доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость общения с ней. Важно дать детям представление о том, что человек часть природы: он не может жить вне её, не должен нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы можем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на Земле.
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе.
Теоретические основы экологического образования подрастающего поколения разрабатывались в работах ученых Г.Д. Гачева, Э.В. Гирусова, Н.С. Дежникова, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, А.В. Сидельновского, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова, В.А. Ясвина и др. Особое внимание уделяется детям дошкольного возраста, так как именно у них легко формируется осознанное эмоционально – положительное отношение к окружающему миру. Близкий контакт с природой, эмоциональные переживания – основа экологического образования.
Еще великий русский педагог К.Ушинский восклицал: «А воля, а простор, а природа, прекрасные окрестности города, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень – разве они не были нашими воспитателями!». Детские эмоциональные впечатления от общения с природой сохраняются на всю жизнь и, несомненно, накладывают отпечаток на весь его жизненный путь. В качестве примера можно вспомнить жизнь великих ученых Ч. Дарвина, Ж. Кусто, И. Мичурина, К.А. Тимирязева др. А.Герцен утверждал, что: «светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине».
Важно, что проблема экологического воспитания детей не может быть решена без успешного развития экологического сознания у взрослых, занимающихся их воспитанием. Каждый воспитатель помимо профессионализма и педагогического мастерства понимания целей и задания, владения методикой, творческого поиска и применения конкретных технологий, совершенствования своей педагогической деятельности должен понимать важность решения экологических проблем и причине, их вызывания их, желание и готовность разрешить. И здесь очень важною роль играют ДОУ с их «жизненным производством «для детей, педагогов и родителей.
Цель исследования: изучить теоретическое обоснование и практические рекомендации по использованию территории ДОУ для изучения и поддержки биоразнообразия
Объект: территория ДОУ.
Предмет: биоразнообразие
Задачи:
1.Изучить предмет биологического разнообразия.
2.Рассмотреть территория детского сада, как образовательное пространство для изучения и поддержки биоразнообразия.
3.Изучить способы оформления участка ДОУ.
4.Рассмотреть экологический проект для детей старшей группы «Озеленение территории детского сада»
Работа состоит из ведения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. «Территория детского сада как образовательное пространство для изучения и поддержки биоразнообразия
1.1.Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития человечества
Биологическое разнообразие планеты включает генетическое внутривидовое, видовое и разнообразие экосистем. Генетическое разнообразие обусловлено разнообразием признаков и свойств у особей одного вида.
Видовое разнообразие заключается в многообразии видов животных, растений, грибов, лишайников и бактерий. По результатам исследований биологов, опубликованных в журнале PLoS Biology [3] на 2011 год, число описанных живых организмов на планете составляет примерно 1,7 млн., а общее число видов оценивается приблизительно в 8,7 млн. При этом отмечается, что ещё предстоит открыть 86 % обитателей суши и 91 % обитателей океана. По оценке биологов для полного описания неизвестных видов потребуется как минимум 480 лет усиленных исследований. Таким образом, общее количество видов на планете ещё долго будет неизвестно. Биологическое разнообразие экосистем зависит от природных и климатических условий, экосистемы выделяются по структуре и функциям, по масштабу от микробиогеоценоза до биосферы.
Биологическое разнообразие является главным природным ресурсом планеты, который обеспечивает возможность устойчивого развития и имеет важное экологическое, социальное, эстетическое и экономическое значение. Нашу планету можно представить как сложный многоклеточный организм, который посредством биологического разнообразия поддерживает самоорганизацию биосферы, которая выражается в её восстановлении, устойчивости к отрицательным природным и антропогенным воздействиям. Биологическое разнообразие позволяет регулировать водные потоки, контролировать процесс эрозии, формировать почвы, выполняет климатообразующие функции и многое другое.
Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Начиная с середины ХХ в., с развитием научно – технического прогресса, человечество стало оказывать все более жесткое бескомпромиссное, зачастую хищническое давление на природу, превышая пределы ее возможностей удовлетворения своих все возрастающих запросов.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И оттого, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний дошкольник.» В. А. Сухомлинский.
Созданная в ДОУ эко — педагогическая среда становится для ребенка территорией познания, «территорией открытий», если она наполнена эстетически, выразительными и экологически полноценными объективными. Здесь каждый ребенок почувствовать себя первооткрывателем природных тайн, наблюдая за раскрытием бутонов, смыканием лепестков цветков перед дождем или к вечеру, изменением окраски, осенних листьев слушая пение птиц. Наблюдая за полетом различных насекомых, их разнообразием. Эколого – развивающая среда способствует пониманию дошкольниками законов природы – законов экологии. Использование местных природных ресурсов – (объектов краеведения) способствует расширению эко образовательного пространства ДОУ, применено педагогами различных форм и методов работы. Результатом такой работы становится изменения отношения к окружающей среде, самостоятельная реализация элементарных навыков экологически безопасного поведения в быту и к окружающей среде, формирование элементарных навыков рационального природопользования, воспитание гуманного и сострадательного отношения к живой природе, понимания последствий для своих поступков окружающего мира, ответственности за них.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е.А. Алябьева. - M.: Сфера, 2012. - 128 c.
2. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - М.: ТЦ "Учитель", 2006. - 132 c.
3. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 176 c.
4. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 4-5 лет. Средняя группа / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 762 c.
5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Наглядная информация для родителей. Подготовительная к школе группа (6-7 лет). Часть 1 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 664 c.
6. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Подготовительная к школе группа (6-7 лет). Наглядная информация для родителей. Часть 2 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 456 c.
7. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Средняя группа. Часть 1 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2009. - 411 c.
8. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Часть 1 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 398 c.
9. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Средний дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 1 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 231 c.
10. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Средний дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 2 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 948 c.
11. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Старший дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 1 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 638 c.
12. Времена года. Дидактический материал в картинках. - М.: Школьная Пресса, 2008. - 890 c.
13. Григорьева, О. А. Весна. Лето. Демонстрационный материал / О.А. Григорьева, Л.Б. Фесюкова. - М.: Ранок, Сфера, 2007. - 269 c.
14. Журавлева, Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром / Л.С. Журавлева. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 471 c.
15. Зверев, А. Т. Экология. Наблюдаем и изучаем / А.Т. Зверев. - М.: Оникс, 2015. - 782 c.
16. Иванова, А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А.И. Иванова. - M.: Сфера, 2010. - 240 c.
17. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л.В. Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005. - 248 c.
18. Коробова, М. В. Малыш в мире природы / М.В. Коробова, Р.Ю. Белоусова. - Л.: Просвещение, 2010. - 110 c.
19. Машкова, С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / С.В. Машкова, др.. - М.: Учитель, 2014. - 188 c.
20. Морозова, И. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет / И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 160 c.
21. Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 120 c.
22. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет / С.Н. Николаева. - М.: "МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2010. - 152 c.
23. Николаева, Светлана Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников / Светлана Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 569 c.
24. Познаем окружающий мир. Животные Африки. Дидактический материал.. - М.: Стрекоза, 2011. - 190 c.
25. Рыжова, Н. А. "Напиши письмо сове". Экологический проект. Для детских садов и начальной школы / Н.А. Рыжова. - М.: Карапуз-Дидактика, 2007. - 272 c.
26. Тамбиев, А. Х. Кто где живет? Книга 4. Кто на болоте живет? / А.Х. Тамбиев. - М.: Дрофа, 2007. - 341 c.
27. Фесюкова, Л. Б. Уроки экологии / Л.Б. Фесюкова. - М.: Ранок, 2010. - 551 c.
28. Хабарова, Т. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников / Т.В. Хабарова, Н.В. Шафигуллина. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 126 c.
29. Шорыгина, Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. - M.: Сфера, 2012. - 715 c.
30. Юшков, А. Н. Загадки природы / А.Н. Юшков. - М.: Речь, Образовательные проекты, Сфера, 2009. - 176 c