Фрагмент для ознакомления
2
сертификата ИСО давало российским предприятиям признание на международных рынках, потому что наличие сертификации СМК во всем мире считается обязательным для партнеров, с которыми сотрудничает компания.
Однако сертификация СМК обходилась предприятиям очень дорого: сертификацию можно было пройти только в крупных международных бюро, а перед этим необходимо было воспользоваться такими же дорогими услугами зарубежных специалистов по разработке документации и созданию в корпорации или на предприятии самой системы менеджмента качества. Несмотря на это, услуга сертификации систем менеджмента качества в России становилась все более востребованной, так как отечественные компании стремились выйти на международный рынок товаров, венчурного капитала, ценных бумаг и т.д. Деньги, вложенные в проекты сертификации систем менеджмента качества, окупались достаточно быстро, так как существенно поднимались в цене активы таких предприятий.
Отличием СМК, отвечающей требованиям сертификации, является поддержание внедренной на предприятии документально установленной системы выпуска готовой продукции, которая на каждом этапе производства осуществляет контроль безопасности и качества. Система СМК является саморегулируемой, так как внутри нее создаются независимые структуры, осуществляющие оперативный мониторинг исполнения требований документации. Кроме того, данная система является развивающейся, поскольку стандарты ISO 9000 требуют постоянного совершенствования не только процессов контроля, но и производственных процессов. В процессе построения СМК создается система документации, которая всегда поддерживается в актуальном состоянии. Это достигается наличием жестких требований к внесению изменений в процедуры и документацию при появлении внешних изменений в любых процессах и компонентах организации. Поддержанию актуальности также способствуют выездные ежегодные аудиторские проверки, которые осуществляет орган сертификации систем менеджмента качества в течение всего срока действия сертификата. [9]
Как уже отмечалось, одной из целей системы менеджмента качества является повышение уровня конкурентоспособности предприятия на соответствующих рынках. Для достижения этих целей СМК призвана решать следующие задачи:
- повышение эффективности управления компанией, в том числе эффективности ее организационной структуры;
- повышения производительности труда, максимизация прибыли, сокращение риска, возникающего при выпуске продукции низкого качества;
- реализации политики в области качества продукции и услуг;
- выполнение на высоком уровне и с высоким качеством всех процессов и функций при выполнении заказов от потребителей;
- повышения результативности (степени достижения результатов) и эффективности (соотношения полученных результатов с затратами) совокупности производственных процессов;
- обеспечения соответствия выпускаемой продукции требованиям заказчика, которые определены в контрактах, а также российским и зарубежным нормативным документам в требуемых областях регулирования;
- повышение уровня конкурентоспособности предприятия на российских и международных рынках.
Среди основных функций СМК прежде всего следует назвать прогнозирование и планирование, основная (операционная) деятельность, координация деятельности подразделений, контроль выполнения планов, анализ брака, учет дефектов и всех случаев разной степени снижения качества продукции. Результатом реализации этих функций является высокое качество продукции или услуг, что в полной мере обеспечивает учет интересов и ожиданий клиентов. Кроме того, выполнение данных функций позволяет отказаться от контроля каждой единицы продукции, при этом организовать работу так, чтобы исключить ошибки, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг), что в будущем может повысить затраты и снизить доход предприятия. [13]
Международные стандарты ИСО серии 9000 были созданы в 1987 г. За период, прошедший с момента их опубликования, дважды был осуществлен пересмотр стандартов. В результате пересмотра 1994 г. – были разработаны стандарты ИСО 9001 – ИСО 9003:1994, содержащие конкретные требования к системе качества для разных этапов жизненного цикла продукции – в форме 20 элементов. В нашей стране действовали российские версии международных стандартов: ГОСТ Р ИСО 9001–96, ГОСТ Р ИСО 9002–96, ГОСТ Р ИСО 9003–96, определяющие требования к системам качества на различных стадиях жизненного цикла продукции.
Среди первых предприятий России, получивших сертификат ISO 9001, являются ОАО «Ижорские заводы», ФГУ «Российский морской регистр судоходства» и ОАО «Вологодский подшипниковый завод». Как показал их опыт, внедрение в компании системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001 приводит к серьезной оптимизации деятельности предприятий и организаций. Для большинства российских предприятий это актуальная задача. Экономический спад также повышает потребность во внедрении процессов, повышающих эффективность деятельности предприятий.
Выполнение этого условия является ключевым моментом для менеджеров всех управленческих уровней.
Общепризнано, что управление компанией носит системный характер, т.е. воздействие или изменение состояния любого элемента СМК неизменно скажется на состоянии компании в целом и на функциях системы управления.
Содержание работы менеджеров отражено в тех ключевых задачах, которые они призваны решать. Для того чтобы цели предприятия были достигнуты максимально эффективно, менеджеры должны осуществлять в системе менеджмента качества следующие функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль.
Среди функций системы менеджмента ведущей по праву считается планирование, которое заключается в формулировании миссии, целей и задач на предстоящий период, разработки стратегии действий, составление планов и программы для их реализации. Популярность данной функции завоевали следующие преимущества:
- планирование позволяет определить направление деятельности компании;
- данная функция позволяет снизить влияние на организацию изменений во внешней среде;
- планирование помогает избегать потерь и нерационального расходования времени и ресурсов;
- данная функция позволяет установить конкретные стандарты и нормы для контроля над ходом работ.
Функция организации заключается в практическом воплощении замыслов, содержащихся в различных планах и программах путем определения фронта работ, способ ее выполнения и того, кто какую задачу будет выполнять и проявляется в построении организационной структуры предприятия. Выделим основные функции системы менеджмента в построении организации:
- распределение фронта задач по конкретным должностям и отделам;
- определение спектра задач, которые соответствуют конкретным должностям, а также рамки должностных полномочий по каждому рабочему заданию;
- обеспечение координации разнообразных и разнотипных видов задач предприятия; [20]
- объединение отдельных видов рабочих заданий в группы;
- обеспечение взаимосвязи и взаимодействия между отдельными работниками как внутри подразделений, так и за его пределами;
- построение непрерывной (скалярной) цепочки подчинения, связывающей верхние уровни компании с нижними;
- распределение и разблокировка ресурсов организации.
Поскольку организация является не только производственной, но и социальной системой, то важными функциями системы менеджмента является мотивация всех членов компании, а также формирование благоприятной рабочей атмосферы и разрешение различного рода конфликтов. Успех в достижении конечного результата зависит от степени заинтересованности работников в результатах работы. Таким образом, менеджеру необходимо знать приемы воздействия на людей с тем, чтобы склонить их действовать в интересах предприятия. Цель мотивации заключается в том, чтобы через хорошую работу сотрудников в организации, дать им возможность удовлетворить их потребности и решить их личные жизненные проблемы.
Оценку и корректировку результатов деятельности предприятия, и ее сотрудников осуществляет функция контроля. Контроль как функция системы менеджмента в управлении призван отслеживать ход выполнения поставленных задач с целью обеспечения их выполнения по намеченному графику, что позволит компании минимизировать потери и усовершенствовать работу системы менеджмента на предприятии.
Таким образом, все вышеназванные функции системы менеджмента призваны обеспечить движение предприятия к поставленным целям, способствуя успешному, эффективному и результативному сотрудничеству управляющей и управляемой подсистем в их единстве и взаимосвязи.
1.2 Формирование системы менеджмента качества
Система менеджмента качества внедряется с целью:
- поддержание и укрепление статуса ответственного и надежного партнера для всех заинтересованных сторон по видам и направлениям деятельности Компании. Обеспечение и развитие имиджа стратегически важного и финансово стабильного участника рынка;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования. - М: Стандартинформ, 2012 - 27с.
2. ГОСТ Р ИСО 19011-2012. Руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента. – М.: Стандартинформ, 2013 – 42 с.
3. Австриевских А.Н. Управление качеством на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности. Учебник / А. Н. Австриевских, В. М. Кантере, И. В. Сурков, Е. О. Ермолаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. — 268 с.
4. Бирюков С.А. Механизм оценки результативности системы менеджмента качества предприятия. Автореферат. диссертации на соискание учѐной степени кандидата экономических наук. - Тамбов. 2011.
5. Винарик В.А. Мотивирующие факторы и эффекты внедрения системы менеджмента качества (на примере предприятий России и стран с переходной экономикой). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. ВШЭ. Москва. – 2014. - 187 с.
6. Ешин С.В. Разработка и внедрение систем менеджмента качества на основе использования байесовских сетей (монография). Монография. – Брянск: БГТУ, 2013. – 284 с.
7. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. Учебник. – СПб.: Питер, 2007. – 800 с.
8. Лукманова И.Г. и др. Управление проектами в инвестиционно-строительной сфере. - Москва: МГСУ, 2012. – 172 с.
9. Меркушова Н. И., Науменко Ю. А., Меркушова Ю. А. Интегрированные системы менеджмента: предпосылки создания на российских предприятиях // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 327-331.
10. Меркушова Н. И. Стандарты систем менеджмента: современное состояние, пути развития, проблемы использования / Н. И. Меркушова // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 47. С. 57–64.
11. Миляева Л.Г. Оценка и стимулирование персонала организаций в условиях инновационной среды. Монография / Л.Г. Миляева, С.А. Фомина; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та,2008. 156 с.
12. Миронов М.Г. Управление качеством / М.Г. Миронов.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
13. Розенко Н.Г., Коротков В.А. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 5. – С. 115-116
14. Система менеджмента качества: теория и методология : монография / А.А. Попов, Е.А. Попов, М.В. Колмыкова, С.П. Спиридонов ; под науч. ред. д-ра экон. наук, д-ра техн. наук, профессора Б.И. Герасимова. – Тамбов : Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. – 120 с
15. Хенш Штефан, Блинов Д.В. Менеджмент качества без трудностей. - Хенш Развитие Качества, Екатеринбург, 2006. — 98 с.
16. Хортенсиус Д. Гармонизация структуры стандартов систем менеджмента / Д. Хортенсиус // Менеджмент: горизонты ИСО. 2010. № 1. С. 15–19.
17. Хохлявин С. А. ИСО 50001 — глобальный стандарт в области энергоменедмжента / С. А. Хохлявин, А. А. Воробьев // Сертификация. 2010. № 1. С. 36–38.
18. Диагностический аудит системы менеджмента. - http://www.wikiquality.ru/diagnosticheskij-audit-sistemy-menedzhmenta/
19. Задачи и функции систем менеджмента качества на современном этапе. - http://sae-journal.ru/?p=435
20. Интегрированные системы менеджмента. - http://www.системы-качества.рф/integrated_systems/
21. Интегрированные системы менеджмента в области охраны труда – возможность снизить производственные риски. - http://www.iksystems.ru/a28/