Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современный период развития российской экономики, очень сильно зависимой от изменения внешнеполитического вектора, возникает необходимость системного исследования инструментов, применяемых нашей страной в ответ на зарубежные санкции, с целью оценки их эффективности. Реализации поставленной цели предшествует исследование теоретических аспектов и нормативных основ регулирования внешней торговли, принятых в международной практике. В данном контексте прежде всего исследованию подлежат наиболее популярные на сегодняшний день инструменты нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). На основании обзора современных теоретических, аналитических и нормативно-правовых источников проведен анализ понятия, сущности, целей инструментов нетарифного регулирования международной торговли.
Таможенное регулирование представляет собой один из наиболее существенных методов государственного воздействия на экономику страны и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. Современная экономическая ситуация, характеризующаяся активной интеграцией РФ в международные объединения, диктует необходимость развития системы таможенного регулирования не обособленно, а в рамках Единого экономического пространства, предоставляющего обширные возможности для беспрепятственного передвижения товаров и продукции.
Исследованиями моделей взаимодействия во внешнеэкономической деятельности занимались Дегтярева О. И., Полякова Т. Н., Саркисов C. B., и другие. Авторами рассматривались модели организации и регулирования внешнеэкономической деятельности. В последние годы наиболее актуальны работы, в которых освещены вопросы таможенного регулирования в условиях ЕАЭС. Холкина А.А., Водвунов А. А. рассматривали особенности установления таможенных тарифов в условиях интеграционных объединений, преимущества и недостатки от вступления РФ в ЕАЭС.
Цель исследования: определить роль таможенного тарифного и нетарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности и дать рекомендации по совершенствованию системы таможенного регулирования.
Для достижения цели необходимо выполнить задачи:
- рассмотреть основы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в российской федерации;
- дать характеристику видам нетарифных мер регулирования внешней торговли, сущность, понятия;
- проанализировать Порядок реализации методов нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- охарактеризовать правовую основу нетарифного регулирования в Евразийском экономическом союзе;
- дать определение понятию таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС;
- провести исследование правовых основ таможенного регулирования в ЕАЭС.
В процессе исследования проблемных вопросов основными методами являлись: описание, сравнение, сопоставление, метод анализа и синтеза для изучения понятий и основ применения таможенно-тарифного метода регулирования во ВЭД, графический метод.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 ОСНОВЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В условиях экономических и политических кризисов, неравномерности в развитии стран мира, волатильности конъюнктуры мировых рынков сформировался достаточно специфический инструментарий внешнеторговой политики, отличный от группы таможенно-тарифных ограничений, которые в административном режиме либо в силу выполняемых ими функций, часто имеющих опосредованные связи с внешней торговлей, приняли на себя роль регуляторов внешнеторгового оборота. Такие меры в мировой теории и практике принято относить к нетарифным. Их перечень достаточно широк. По современным оценкам государства, участники международной торговли, используют меры нетарифного регулирования в отношении 18 – 30% объема совокупного мирового импорта. При этом развивающиеся страны используют нетарифные барьеры для защиты внутреннего производства активнее развитых, в некоторых государствах до 40% всего объема импорта [1].
Если при использовании таможенно-тарифных мер и, соответственно, таможенно-тарифного метода регулирования внешней торговли разными странами применяются схожие подходы, то в отношении нетарифных мер на современном этапе этого сказать нельзя.
Для раскрытия экономической сущности нетарифного регулирования внешней торговли, необходимо проанализировать наиболее популярные определениями данного понятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования было выявлено следующее:
- Нетарифные методы регулирования - это совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, с целью воздействия на внешнеэкономическую работу и ее процессы, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.
- Все методы нетарифного регулирования делят на две группы:
1) меры прямого ограничения внешней торговли.
2) таможенные и административные формальности.
Наиболее популярными инструментами прямого регулирования импорта являются лицензии и квоты.
- Основным документом, рассматривающим вопросы нетарифного регулирования в Евразийском экономическом союзе, является Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный 29.05.2014 г. (в ред. От 08.05.2015) [18].
- Таможенно-таpифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем изменения, установления, ведения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу. Основная цель - регулирование внешней торговли товарами, включая защиту внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации, путем установления ввозных и вывозных таможенных пошлин.
- Определение нормативно-правовой базы регулирования таможенных отношений в ЕАЭС является одним из основных вопросов, от которого зависит методология решения иных стоящих перед таможенным правом задач.
Изучение правового статуса Высшего Евразийского экономического совета показало, что правовое регулирование главного органа Единого экономического пространства не идеально и нарушает один из принципов пpавоустановительной деятельности – принцип системности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дудин С.Г., Толстова А.З., Суровцева Е.С. Доверие в макроэкономике // Экономика: теория и практика. 2015. № 2 (38). С. 44-49. http://ntk.kubstu.ru/file/1411
2. Дюмулен, И.И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практика и правила ВТО, интересы России // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. №2. С.2-20
3. David D., Dedieu F. Gouvernance1 et protectionnisme // Problèmes écon. – P., 2014. N 3089. P. 12–17.
4. Дорошенко К.А., Егорова Л.И., Чуц М.К. Методические подходы оценки гармонизации внешней торговли и экономической безопасности региона // Экономика устойчивого развития. 2013. № 13. С. 87-93.
5. Шевченко И.В., Коробейникова М.С. Новые институты регулирования ВЭД инновационной экономики России: теория и практика // Экономика: теория и практика. 2015. № 1(37) С. 26-38
6. Егорова Л.И., Ковтун Ю.В. Инструменты обеспечения экологической безопасности во внешнеторговых отношениях хозяйствующих субъектов // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. 2013. № 1-2 (13-14). С. 130-135.
6. Classification of non-tariff measures: February 2012 version // United Nations Conference on Trade and Development. 2013 – [Электронный ресурс] – URL: http://unctad.org/en (дата обращения 16.12.19.).
7. Пономаренко Л.В., Хушт М.А. Тенденции развития торгово-экономических отношений России и Франции в условиях политического кризиса// Экономика: теория и практика. 2016. № 4(44) С. 16-20
8. Заболоцкая, В.В., Карапетян, М.В. Исследование проблем государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в России в контексте обеспечения экономической безопасности // Экономика: теория и практика. 2015. №4. С. 71-76.
9. Доклад о торговле и развитии, 2015 год. Организация объединенных наций // ЮНКТАД. 2015. – [Электронный ресурс] – URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2015_ru.pdf (дата обращения 16.12.19.).
10. Козырь Н.С. Подходы к определению глобальной конкурентоспособности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 26 (311). С. 39-52.
11. Никулина О.В., Бацунова М.И. Инновационные методы и инструменты обеспечения экономической безопасности в сфере международной торговли // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4- 2 (57-2). С. 219-223.
12. Невская Н. Санкционная политика и диверсификация отечественной экономики // Современный научный вестник. 2014. Т. 8. № 1. С. 25-29.
13. Карицкая И.М., Ситникова Я.В., Маркасова О.А. Торговые отношения России и Китая – ключевые стратегические инициативы // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 2-3 (56). С. 24-28.
14. Key statistics and trends in Trade Policy. UNCTAD. – [Электронный ресурс] – URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ditctab20132_en.pdf. (дата обращения 16.12.19.).