Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современные психологические и педагогические исследования констатируют тот факт, что в настоящее время многочисленные биогенные, социогенные и психогенные факторы приводят к росту числа детей с различными отклонениями в поведении и развитии.
Одними из нарушений развития детей дошкольного возраста выступают нарушения речевого развития. Дизартрия (нарушение фонетической стороны речи, которое обусловлено органическим поражением центральной нервной системы) – самая распространенная патология речи у дошкольников, что обусловлено частотой перинатальных форм поражения центральной нервной системы (ЦНС). В свою очередь такая форма дизартрии как стертая, по данным Л.С. Волковой [20], является самой распространенной формой дизартрии у детей дошкольного возраста. Стертая дизартрия редко выступает изолированно. Зачастую дизартрия является компонентом разнообразных неврологических заболеваний. Стертая дизартрия часто сочетается с такими речевыми нарушениями как, например, общее недоразвитие речи, заикание и пр.
Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и других нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста чрезвычайно затруднена. Нарушения фонетической стороны речи при стертой дизартрии, особенно в легкой форме, внешне сходные с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем имеют свой специфический механизм. Выраженные нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. В то же время своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи.
Степень научной разработанности темы. Изучением клинических и психолого-педагогических аспектов стертой дизартрии у детей дошкольного возраста занимались такие ученые как: Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, И.Б. Карелина, Р.И. Мартынова, Е.М. Мастюкова, О.В. Правдина, Е.Ф. Соботович, М.Е. Хватцев и мн. др.
Актуальность темы исследования определило противоречие между широкой распространенностью стертой дизартрии и сложностью ее диагностики, особенно при легкой форме нарушения, с одной стороны, и недостаточностью психолого-педагогических исследований и методических разработок по проблеме с другой стороны.
Цель исследования: выявить особенности просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией.
Объект исследования: речевое развитие у детей со стертой дизартрией.
Предмет исследования: просодическая сторона речи у детей со стертой дизартрией.
Гипотеза исследования: предполагается, что у дошкольников со стертой дизартрией уровень речевого развития ниже среднего, а мелодико-интонационная сторона речи развита на недостаточном уровне.
Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач:
1. Рассмотреть содержание понятия «просодическая сторона речи» и особенности ее формирования.
2. Изучить стертую дизартрию как вид речевого нарушения.
3. Организовать эмпирическое исследование особенностей просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией.
4. Выполнить анализ результатов эмпирического исследования.
Теоретической основой исследования выступили труды О.В. Правдиной, М.Е. Хватцева, О.А. Токаревой о выявлении стертой дизартрии; исследования Л.В. Лопатиной, Р.И. Мартыновой, Е.М. Мастюковой о своеобразии развития просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ речевой деятельности, тестирование, качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Структура курсовой работы. Курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложением.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией
1.1 Просодическая сторона речи: содержание понятия и особенности формирования
Устная речь характеризуется многими физическими параметрами.
Наряду с ее содержательной стороной, большое значение для восприятия ее слушателем имеет просодическая сторона речи.
Просодия, по мнению Н.И. Жинкина [13], является наивысшим уровнем развития языка. Просодическое оформление текста подчинено семантико-синтаксической задаче речевого высказывания. Оно включает совокупность целого ряда показателей, таких как психофизиологические, ситуационные, потребностно-мотивационные и экстралингвистические. Основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она представляет собой одну из важнейших сторон устной речи.
Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи. Все эти компоненты участвуют в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.
Заключение
По итогам выполнения курсовой работы была достигнута поставленная цель, что позволило выявить особенности просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- было рассмотрено содержание понятия «просодическая сторона речи» и особенности ее формирования;
- была изучена стертая дизартрию как вид речевого нарушения;
- было организовано эмпирическое исследование особенностей просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией;
- был выполнен анализ результатов эмпирического исследования.
По итогам проведения исследования были получены следующие основные выводы:
Дизартрия – это нарушение фонетической стороны речи, обусловленное органическим поражением (обычно перинатальным) центральной нервной системы. Выделяют следующие основные формы дизартрии: стертая, бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная (или подкорковая), мозжечковая и корковая.
Стертая дизартрия – это расстройства звукопроизношения, вызванные нарушениями иннервации мышц, задействованных в речевой деятельности, что вызывает их парезы и параличи. В первую очередь это бывает вызвано органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора.
Стертая дизартрия представляет собой речевую патологию, проявляющуюся в расстройствах фонетического компонента речевой функциональной системы и возникающую вследствие невыраженного, микроорганического поражения головного мозга.
Выраженные случаи дизартрии, кроме нарушений звукопроизношения, также обычно сопровождаются расстройствами голосовой функции, речевого дыхания, ритма и темпа речи, что в свою очередь, зачастую ведет к полной невнятности детской речи.
По итогам изучения особенностей просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией было установлено:
- в группе детей, принявших участие в диагностике при помощи методики Т.А. Фотековой, были выявлены 7 детей с II уровнем развития устной речи и 2 детей с III уровнем развития устной речи; в связи с этим можно отметить, что уровень развития устной речи большинства дошкольников со стертой дизартрией (77,7%) соответствует II уровню развития, т.е. находится на уровне ниже среднего. У 22,2% дошкольников со стертой дизартрией выявлен III уровень развития связной речи, что соответствует среднему уровню;
- темп речи у дошкольников со стертой дизартрией, принявших участие в диагностике, носит умеренный характер у 55,5% выборки (5 детей) и замедленный характер у 44,4% выборки (4 детей);
- характеризуя мелодико-интонационную сторону речи у дошкольников со стертой дизартрией, необходимо отметить, что у детей затруднено переключение голоса на разные высоты, недостаточно развита регуляция темпа речи и силы голоса, низкая интонационная выразительность.
Таким образом, качественный и количественный анализ данных позволил доказать выдвинутую гипотезу исследования о том, что у дошкольников со стертой дизартрией уровень речевого развития ниже среднего, а мелодико-интонационная сторона речи развита на недостаточном уровне.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 2-е изд., стериотип. – М. : Академия, 2011. – 160 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей : развитие диалогического общения : 3-7 лет / А.Г. Арушанова ; Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 126 с.
3. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. – 4-е изд. – М. : Эдиториал УРСС, 2012. – 218 с.
4. Бавыкина, Г.Н. Речевое развитие дошкольников / Г.Н. Бавыкина, М.М. Тулейкина. – Комсомольск-на-Амуре : Комсомольский-на-Амуре ГПУ, 2016. – 160 с.
5. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова. – М. : Владос, 2019. – 287 с.
6. Бенилова, С.Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика) : монография / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. – М. ; Воронеж : МПСУ : МОДЭК, 2014. – 530 с.
7. Веракса, А.Н. Развитие речи в дошкольном детстве / А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2019. – № 1. – С. 56–63.
8. Волкова, С.Н. Развитие общей артикуляционной моторики у дошкольников со стертой формой дизартрии / С.Н. Волкова // Логопед в детском саду : науч.-метод. журн. – 2019. – № 5. – С. 39–41.
9. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М. : Смысл, 2013. – 1136 с.
10. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса : дневник научных наблюдений / А.Н. Гвоздев. – М. : КомКнига, 2015. – 320 с.
11. Горшенева, С.В. Проблемы диагностики дизартрических расстройств в детском возрасте / С.В. Горшенева, О.Ю. Федосова // Логопед в детском саду : науч.-метод. журн. – 2019. – № 8. – С. 34–42.
12. Давыдова, М.П. Коррекция речи у детей с дизартрией / М.П. Давыдова. – Курск : Курский областной институт усовершенствования учителей, 2011. – 134 с.
13. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи / Н.И. Жинкин // Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет : хрестоматия / рук. проекта Н.Л. Карпова ; ред. Г.Г. Граник, М.К. Кабардова. – М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. – С. 199–206.
14. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова. – М. : Энергомаш, 2014. – 128 с.
15. Кузнецова, Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет / Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. – М. : СФЕРА, 2017. – 96 с.
16. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина, М.А. Арутюнян // Школьный логопед. – 2012. – № 2. – С. 35–47.
17. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – 5-е изд., стереотип. – М. : Смысл : Академия, 2018. – 368 с.
18. Лепская, Н.И. Речевая стадия развития коммуникации ребенка / Н.И. Лепская // Возрастная психолингвистика : хрестоматия / сост. К.Ф. Седов. – М. : Лабиринт, 2014. – С. 211–240.
19. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб. : Питер, 2019. – 320 с.
20. Логопедия : методическое наследие : в 5 кн. / под ред. Л.С. Волковой. – М. : Владос, 2013. – 5 кн.
21. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 2010. – 192 с.
22. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста / Г.М. Лямина. – М. : Айрис Пресс, 2015. – 96 с.
23. Макарова, Е.В. Современные технологии логопедической работы с детьми, имеющими стертую форму дизартрии / Е.В. Макарова // Логопед : науч.-метод. журн. – 2011. – № 7. – С. 27–34.
24. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М. : Владос, 2014. – 408 с.
25. Маталыгина, О.А. Развитие речи и профилактика ее нарушений / О.А. Маталыгина // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 9 (84). – С. 4–9.
26. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – 2-е изд. – М. : Сфера, 2017. – 181 с.
27. Мошенко, З.С. О ритме прозы / З.С. Мошенко // Сборник научный трудов Моск. гос. пед. ин-та. – М., 2010. – Вып. 52. – С. 256.
28. Общение. Текст. Высказывание / ред. Н.В. Уфимцева. – М. : Академия, 2011. – 192 с.
29. Панченко, И.И. Медико-педагогическая характеристика детей с дизартрическими и анартрическими расстройствами речи, страдающих церебральным параличом, и особенности приемов логопедической работы / И.И. Панченко, Л.А. Щербакова // Нарушения речи и голоса у детей. – М. : Просвещение, 2015. – С. 17–42.
30. Пешковский, А.М. Научные достижение русской учебной литературы в области общих вопросов синтаксиса / А.М. Пешковский. – М. : Директ-Медиа, 2014. – 25 с.
31. Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина. – М. : Просвещение, 2019. – 310 с.
32. Решетникова, М.С. «Стертая дизартрия» как речевая патология и основная медико-психолого-педагогическая проблема / М.С. Решетникова // Актуальные проблемы современной науки. – 2012. – № 4. – С. 68–73.
33. Романова, Д.С. Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией / Д.С. Романова // Практический психолог и логопед : науч.-метод. журн. – 2014. – № 1. – С. 73.
34. Светозарова, Н.Д. Некоторые проблемы терминологических соответствий в области просодики и интонации / Н.Д. Светозарова // Языкознание в теории и эксперименте : сборник научных трудов / под общ. ред. В.Б. Касевича, М.И. Каплуна, И.М. Румянцевой. – М. : Пробел-2000, 2012. – С. 500–508.
35. Семенова, К.А. Метод искусственной локальной гипотермии в коррекции дизартрии у детей с детским церебральным параличом / К.А. Семенова, О.В. Степанченко, Л.И. Виноградова // Дефектология : научно-методический журнал. – 2010. – № 2. – С. 17–20.
36. Сомкова, О. Развиваем речь детей / О. Сомкова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – С. 37–46.
37. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – 2-е изд. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2018. – 224 с.
38. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2018. – 256 с.
39. Токарева, О. Чтение с увлечением / О.Токарева // Игра и дети. – 2015. – № 2. – С. 16–17.
40. Трутнева, И.В. Методы и приемы коррекции речи детей с легкой (стертой) формой псевдобульбарной дизартрии / И.В. Трутнева ; Сахал. гос. ун-т. – Южно-Сахалинск : Изд-во СахГУ, 2013. – 35 с.
41. Федосова, О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии / О.Ю. Федосова // Логопед в детском саду : науч.-метод. журн. – 2014. – № 1. – С. 4–12.
42. Филатова, И.А. Теоретические аспекты формирования языковой личности дошкольников с дизартрией / И.А. Филатова // Образование и наука. – 2017. – № 4. – С. 40–45.
43. Филина, Л.А. Психолингвистические аспекты дизартрии /Л.А. Филина // Школьный логопед. – 2011. – № 1. – С. 52–63.
44. Хватцев М.Е. Логопедия : в 2 кн. / М.Е. Хватцев. – М. : Владос-Пресс : КДУ, 2013. – 2 кн.
45. Черемисина, Н.В. Русская интонация : поэзия, проза, разговорная речь / Н.В. Черемисина. – М. : Русский язык, 2019. – 240 с.
46. Шадрина, Л.Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста / Л.Г. Шадрина, Е.П. Фомина // Детский сад : теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 36–47.
47. Шахнарович, А.М. Психолингвистические проблемы овладения словом как наименованием / А.М. Шахнарович // Возрастная психолингвистика : хрестоматия / сост. К.Ф. Седов. – М. : Лабиринт, 2014. – С. 159–179.
48. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М. : Академия, 2013. – 238 с.
49. Щербак, С.Г. Устная монологическая речь детей с дизартрическими расстройствами / С.Г. Щербак // Дефектология. – 2010. – № 1. – С. 47–56.
50. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин ; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М. : Академия, 2014. – 383 с.