Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Акты правоприменения в отличие от нормативных правовых актов имеют индивидуальное отраслевое или региональное значение. Они регулируют конкретные общественные отношения, обращенные к конкретным лицам. Их действие распространяется на случаи, которые реализуют более общие предписания государственных нормативных актов, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным субъектам права.
Осознавая, что в случае возникновения правового конфликта или иной правовой неопределенности разные лица, будучи не в состоянии устранить ее самостоятельно, испытывают потребность в том, чтобы их конфликт был устранен посредством вынесения властного правоприменительного акта выгодного для них содержания – судебного решения (определения и др.), государство предоставляет лицам, участвующим в деле, широкие права, позволяющие им влиять на исход дела и своими действиями добиваться желаемого результата.
Актуальность темы определяется тем, что правоприменительный акт своим индивидуальным правовым предписанием определяет субъективные права, юридические обязанности или меру юридической ответственности конкретных субъектов права.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере регулирования правоприменительного акта.
В качестве предмета выступают нормы права, регулирующие понятие и виды актов применения правовых норм.
Целью курсовой работы является анализ понятия и видов акта правоприменения.
Задачами курсовой работы являются:
– изучить понятие и значение правоприменительного акта;
– определить разновидности правоприменительного акта;
– исследовать структуру правоприменительного акта;
– обозначить требования, предъявляемые к правоприменительным актам.
При написании работы использовались общенаучные и частно-научные методы, применяемые в юриспруденции: историко-юридический, сравнительно-правовой, логический, обобщения судебной практики, анализ, синтез, и другие научные методы исследования.
Теоретической основой исследования стали труды таких авторов, как: Е.А. Хромова, В.В. Сафронов, К.О. Тюрина, Н.А. Колоколов, А.С. Селиванов, К.Р. Хахалев, Е.М. Изместьева и другие.
Нормативно-правовой базой являются: Конституция РФ , Гражданский кодекс РФ , другие нормативные правовые акты.
Структура работы обусловлена характером поставленной цели, логикой изложения материала, является отражением поставленных задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие и разновидности правоприменительного акта
1.1. Понятие и значение правоприменительного акта
Правоприменение представляет собой способ реализации правовых предписаний. О применении права можно говорить тогда, когда имеется властное решение определенного органа, основанного на предписаниях правовых норм, которое при этом порождает определенные правовые последствия для конкретных субъектов права. Правоприменение необходимо в случаях, когда без определенных решений компетентных субъектов невозможна сама по себе реализация юридических норм или ход реализации объективно требует текущей корректировки. Правоприменительный акт, являясь разновидностью индивидуально-правовых актов, играет исключительно важную роль в механизме правового регулирования, поскольку обеспечивает властную конкретизацию нормативных предписаний применительно к конкретным ситуациям и субъектам. Несмотря на это обстоятельство, проблема правоприменительных актов остается малоисследованной. Частично такое положение дел вызвано сложностью и многоаспектностью проблемы их изучения, связанные с множественностью индивидуальных правовых актов, а также отсутствием их систематизации.
Анализ актов применения права, наряду с выяснением их специфических признаков, а также определение их роли в процессе реализации права является одной из наиболее важных общей теории права.
В связи с тем, что правоприменительный акт любого уровня и принявшего его субъекта, выступает формой управленческих решений, использование термина «правоприменительный акт» в системе судебного правоприменения осуществляется в различных аспектах.
В юридической литературе существуют различные дефиниции понятия правоприменительного акта. В самом общем виде акты применения права определяются как «самостоятельный вид правовых актов, представляющих собой официальный акт-документ, принятый управомоченным на то органом на основе соответствующей правовой нормы по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта» . Исходя из терминологического определения, «правоприменительный акт есть особый правовой акт, включающий в себя персонально-императивные предписания, принятые соответствующими органами в рамках решения персонифицированного юридического дела».
В.В. Кожевников рассматривает правоприменительный акт как государственновластный индивидуальный юридический акт, выраженный в определенной форме и вынесенный компетентным субъектом на основании и во исполнение нормы права, разрешающий конкретное юридическое дело путем установления субъективных прав и юридических обязанностей либо определения меры государственного воздействия на правонарушителя, отвечающий требованиям законности и направленный на правомерную организацию осуществления права . М.А. Глазырина понимает под актом применение норм права (актом-документом) властное, индивидуально-конкретное, принятое компетентным органом и документально оформленное решение, которое обладает юридической силой, вызывающее возникновение, изменение или прекращение правоотношений, и служащее одним из юридических средств выполнения организующей деятельности государства .
Правоприменительные акты выступают специфической знаковой системой, делающей доступным для восприятия принятое решение. Именно в актах применения права «находят отражение все основные элементы как содержания правоприменительной практики (юридические действия субъектов, техника, тактика, стратегия, результаты и т. п.), так и ее внутренней процессуальной формы (стадии, производства, режимы)».
Анализ всего разнообразия определений понятия акта применения права позволяет выделить существенные признаки, присущие такому понятию. К характерным чертам правоприменительных актов принято относить, в первую очередь, их индивидуально-определенный характер, то есть их субъекты персонифицированы. «Акты применения означают по существу официальное признание лица носителем соответствующего права, форму (способ) последовательного перевода права из одной стадии в другую в процессе его реализации».
Во-вторых, правоприменительные акты исходят от государства либо с его согласия от негосударственных субъектов в связи с чем характеризуются властностью и обязательностью для исполнения. Они обеспечиваются силой государственного принуждения. Следовательно, за их неисполнение могут быть наложены санкции. Правоприменительный акт служит основанием для возникновения, изменения или прекращения конкретного правоотношения, т.е. переводит предписания нормативно-правового акта в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным субъектам правоотношений. Кроме того, в актах применения права не содержатся нормы права. Таким образом, они не могут рассматриваться в качестве источников права. Акты применения права не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а лишь применяют соответствующие нормы права к конкретному случаю, событию или лицу.
Правоприменительные акты осуществляют казуальное правовое регулирование, конкретизируют общие предписания, а также выступают в качестве юридических фактов. При этом, являясь юридическими фактами, с которыми государство связывает реализацию прав человека, их претворение в жизнь, акты применения права «создают юридическую основу для реализации прав человека, обеспечивают перевод абстрактной социальной возможности в реальную действительность». Как правило, реализация актов применения права исчерпывается однократным применением и на иные ситуации не распространяется. Правоприменительные акты имеют разовое
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30. Ст. 3012.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
Учебники, учебные пособия, монографии, комментарии к законодательству, словари, энциклопедии
5. Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации: Общая часть. М.: Статут, 2014. – 268 с.
6. Кожевников В.В., Сенин И.Н., Красман А.И. Технология создания правовых документов в процессе осуществления юридической деятельности: монография. Омск, 2016. – 348 c.
Научные статьи, материалы из периодических изданий
7. Глазырина М.А. Правоприменительный акт как документальная форма правоотношений: сущность, качество, виды // Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества. – 2015. – № 14 (14). – С. 148-159.
8. Гринь О.Д. О разнообразии правоприменительных актов // Очерки новейшей камералистики. – 2016. – № 4. – С. 20-22.
9. Изместьева Е.М. Качество правоприменительных актов как условие и результат правоприменения // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2017. № 1 (14). С. 18-23.
10. Кагазежева Д.В., Хахов А.А. Правоприменительные акты: понятие и признаки // Научный электронный журнал Меридиан. – 2019. – № 11 (29). – С. 135-137.
11. Кожевников В.В. К проблеме юридического содержания и структуры актов правоприменения // Государство и право. – 2017. – № 8. – С. 83-86.
12. Колесник И.В. Структура правоприменительной технологии // Наука. Мысль. – 2016. – № 3. – С. 97-113.
13. Колоколов Н.А. Коллизии законодательных, интерпретационных, правоприменительных актов в судебной практике // Юридическая техника. – 2017. – № 11. – С. 179-189.
14. Котляров С.Б., Чичеров Е.А. Необходимость технического совершенствования актов применения права // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2016. № 4 (27). С. 49-51.
15. Кузьмина Е.М. Правоприменительные акты: соответствие формы и содержания // Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества. – 2015. – № 14 (14). – С. 136-147.
16. Миняшева Г.И. Правоприменение как правовая категория // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2015. – № 1. – С. 22-25.
17. Миняшева Г.И. Правоприменительный акт как правовая категория // Евразийский юридический журнал. – 2016. – № 2 (93). – С. 136-138.
18. Попова Л.Е. Сущность права и отечественное правопонимание // Закон и жизнь. – 2018. – Т. 2. – № 3. – С. 30-34.
19. Селиванов А.С. К вопросу о детерминации юридической технологии проверки правоприменительных актов // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2016. – № 14-2. – С. 269-270.
20. Селиванов А.С. Проверка правоприменительных актов как самостоятельный вид юридической технологии // Алтайский юридический вестник. – 2017. – № 18. – С. 39-42.
21. Тутынина Е.Г. Правоприменительные акты как средства формирования и осуществления судебной политики // Государство и право в условиях гражданского общества: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 20-24.
22. Тюрина К.О. К вопросу о понятии, стиле и особенностях юридического языка как приема юридической техники в правоприменительных актах // Вестник Нижегородской правовой академии. – 2017. – № 13 (13). – С. 33-35.
23. Хахалев К.Р. Место правоприменительных актов в процессе обеспечения реализации прав человека // Современная научная мысль. – 2015. – № 3. – С. 163-169.