Фрагмент для ознакомления
2
непосредственно их интересы, как политические, так и производственные (Рис. 2).
Любая госслужба основывает свою деятельность опираясь на государственные нормативно – правовые акты.
На основе наших исследований, можно предположить, что главная цель ее - осуществление функций государства на практике, решение его первостепенных задач, обеспечение достойной жизни общества, удовлетворение его потребностей в основу заложив принципы и положения, предопределенные действующими законами.
Исследование функций госслужбы способствует раскрытию не только её общего назначения, но способствует выявлению нерешенных проблем, имеющих под собой цель ликвидировать недостатки в правовом регулировании, а также разработке направлений и определения средств улучшения государственной службы и способов её реформирования.
В зависимости от критериев, положенных в основу анализа структуры и содержания этого явления существует множество вариантов классификации функции государственной службы, которые, пожалуй - тема отдельного научного исследования.
Следовательно, можно сделать вывод, что разнообразие функций госслужбы достаточно широко и имеет очень важное значение для существования государства и общества.
1.1. Требования, предъявляемые к государственным служащим.
В основу требований, предъявляемых к государственным служащим, ложатся именно нравственные требования, которые принято объединять в 4 группы:
1) Первая, характеризуется наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий, т.е. к тем, кто находится на уровне, связанных с принятием определенного вида решений, которые предусматривают развитие определенных управленческих качеств (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);
2) Вторая, основывается на исполнительской дисциплине, в основу которой заложен тот факт, что от госслужащего часто зависит жизнь человека, тогда она предусматривает наличие качеств исполнительской дисциплины (дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность, законопослушность и т.д.);
3) Третья, объединяет в себе качества, которые определяются профессиональной деятельностью сотрудников (объем общения, разнообразность, разнохарактерность, коммуникативность, открытость, умение слушать и слышать, сдержанность, воспитанность и др.);
4) Четвертая, качества, объясняемые «Эффектом аквариума», т.е. подразумевают особый статус госслужащего в обществе, а именно большой интерес к служащему, к его жизни, со стороны простых людей, которые делают выводы о государстве на основе наблюдений за деятельностью сотрудников (аскетизм, сдержанность, осознание свое ответственности за нарушение установленных норм и правил, личное поведение).
При применении на практике, понятия и принципов профессиональной этики госслужбы приобретают форму этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий (Рис. 3).
Кроме того, сотрудник должен избегать совершение проступков, которые позорят честь и достоинство государственного служащего, таковое может признаваться как действие, так и бездействие, не смотря на отсутствие преступного умысла, по своему характеру нельзя соотнести по своему значению с высоким званием госслужащего, что в свою очередь делает невозможной дальнейшее прохождение им службы. К этому можно отнести: грубое нарушение установленных норм и правил служебного поведения, которые негативно сказываются на авторитете государственной службы; умышленное нарушение действующего законодательства; недобросовестное выполнение своих служебных обязанностей, вызвавшее существенные негативные последствия; постоянно повторяющиеся действия или бездействие, которые свидетельствуют о преднамеренном нарушении им присяги.
Немаловажную роль в формировании представления о том, каким же должен быть моральный облик государственного служащего играют и этические требования.
Один из главных критериев, определяющих критическое отношение населения к руководству и аппарату управления всех ветвей и уровней власти - отсутствие в деятельности властных структур истинного внимания к человеку, уважения его личности, понимания, лояльности, профессиональной этики служебного поведения.
Уважительное отношение госслужащего к достоинству человека – вот истинная черта профессионализма, при этом он абсолютно не должен учитывать социальное положение последнего. Приравнять его права к своим, как достойным на существование, способность понять и прочувствовать, что все мы люди равны перед друг - другом, что именно человек является главной ценностью социальной жизни.
Одно из противоречий, возникающих вследствие расположения госслужащих между управленческими кадрами и народом, заключается в специфической его принадлежности к духовному миру, в постоянной борьбе с собой за сохранение определенной степени самостоятельности от госведомства и общегосударственной линии. Умение делать правильный выбор с точки зрения морали - показатель целостности духовной культуры сотрудника, которое обусловлено стремлением его к общему благу, сознательным выбором вектора деятельности, чувства ответственности перед самим собой, своей совестью и мнением общества за все последствия и результаты, которые могут возникнуть в процессе его службы.
Исходя из всего вышеупомянутого, можно сделать вывод, что духовная культура госслужащего произрастает именно из отношения к людям, ради которых он осуществляет свою служебную деятельность. Сотрудник не может находиться в отрыве от общества, ведь он его неотъемлемая часть, не смотря на все наложенные государством на него ограничения и обязательства.
Все это, свидетельствует о нахождении его в определенных «рамках» или «границах» и накладывает свой отпечаток на жизнь госслужащего, что безусловно оказывает большое давление на особенности психологического состояния сотрудника.
Глава II. Особенности процесса мотивации.
2.1. Понятие и функции мотивации
Разные авторы, по-разному трактуют понятие процесса мотивации, опираясь на сугубо личную точку зрения, на свой жизненный опыт.
Если рассматривать процесс мотивации в общем виде, то она трактуется как объединение движущих сил, которые вызывают у человека стремление к выполнению каких-либо действий. Они могут быть как внутренними, т.е. зависящими от него самого, так и внешними – не зависящими от человека, но тем не менее заставляющими так или иначе, осознанно или неосознанно совершать определенные поступки или действия.
Большая часть исследователей склоняется к мнению, что мотивация, является совокупностью определенных внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к действиям, которые определяют «границы» и формы его деятельности и способствуют выбору определенного направления, ориентируя на достижение заданных целей.
В деятельности человека процесс мотивации оказывает большое влияние на такие характеристики как: усилие (в процессе работы можно затрачивать большие усилия, либо малые), старание (выполнять свою работу качественно, либо относиться к ней с пренебрежением), настойчивость (умение достичь желаемого результата не смотря на возникающие затруднения), добросовестность (ответственное отношение к работе), направленность (смысл стремления человека, при выполнении работы – получить удовлетворение от нее или же способствовать развитию организации).
Основной смысл мотивации - ее неразрывная связь с потребностями человека, которые нельзя непосредственно увидеть или измерить, о существовании которых, можно судить только опираясь на наблюдение за поведением людей. Эксперты в области психологии, наблюдая за людьми, пришли к выводу, что потребности служат мотивом к действию.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы и источников
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993. - 64 с.
2. О ежемесячном денежном поощрении отдельных категорий военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания: Указ Президента РФ от 18 февраля 2005 г. № 177 // Собрание законодательства РФ. - 2005. -№8.-Ст. 631.
3. О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне: Постановление Правительства РФ от 14 октября 1994 г. № 1161 (с изм. от 28 марта, 28 мая 2001 г., 2 апреля 2002 г.) //Собрание законодательства РФ. - 1994. -№ 25. - Ст. 2718
4. Положение о ведомственных наградах Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ Минюста России от 29 апреля 2002 г. № 120.
5. Нечипоренко В.С. Теория и организация государственной службы: Курс лекций. – М.: Изд-во РАГС, 2008
6. Инструкция о порядке присвоения квалификационных категорий
сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции
Российской Федерации: Приказ Минюста России от 9 апреля 2002 г. № 95.
7. Инструкция о дополнительных выплатах сотрудникам уголовно-исполнительной системы Минюста России: Приказ Минюста России от 24 марта 2003 г. № 66
8.Акимова М.Л. Методы управления персоналом, используемые в работе руководителя в органах внутренних дел: Лекция. -- Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. - 34 с.
9. Богут П.К, Котлярова А.Г. Управленческая деятельность руководителя подразделения по работе с персоналом: пути решения проблем: Учеб.
пособие. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. - 23 с.
10. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990. 218 с.
11. Волков В.М., Никитин М.Н., Сипков КВ., Хорькин ЮЛ. Совершенствование деятельности руководителя органа внутренних дел: Учеб.-метод, пособие. - Домодедово: ОИПТС МВД России, 2003. - 49 с.
12. Годфруа Ж. Что такое психология. - М. 1992. 297 с.
13. Джидарьян И.А. Влияние нравственной мотивации на развитие и формирование потребностей личности // Мотивационная регуляция деятельногсти и поведения личности. Тематический сборник научных работ. - М., 1988. 461 с.
14. Иванов Л.В., Костылев В.И., Перельман А.Э., Феиева М.А. Управление персоналом. - М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д.: Издат. центр «МарТ», 2003.-256
15. Макарова И.К. Управление персоналом: Учеб. по специальности
«Менеджмент организации». -М.: Юриспруденция, 2002. - 294 с.
16. Маслоу А.Г. Материальные и моральные стимулы к труду: Пер. с англ. - СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.
17. Омаров A.M. Социальное управление: некоторые вопросы теории и
практики. - М.: Мысль, 1980.-269 с.
18. Омаров А.М. Управление человеком. - М.: Политиздат, 1989.-80 с.
19. Основы социального управления: Учеб. пособие / А.Г. Гладышев,
В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др.; Под ред. В.Н. Иванова. -М.: Высш. шк.,
2001. - 271 с.
20. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации:
Учеб.-практ. пособие. - М, 1997. - 328 с.
21. Щербак Ф.Н. Стимулы трудовой деятельности (методологический
аспект). - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. - 280 с.
22. Шкатуляа В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: Издат. группа «Норма -ИНФРА-М», 1998. - 592 с.