Фрагмент для ознакомления
2
1. Социальные группы как главный предмет внимания социальной психологии
Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме), психические явления, происходящие во время взаимодействия различных групп людей [15, 10]. То есть она исследует закономерности поведения людей, входящие в состав различных групп, их мысли друг о друге, как они влияют друг на друга при этом, как относятся друг к другу. Данное направление появилось в середине XIX века. До этого она была представлена только, как социальная философия.
Уникальность данного направления состоит в том, что она находится между социологией и психологией. Её нельзя отнести ни к одному из этих направлений. Она скорей является объединяющей. Дело в том, что психология рассматривает больше внутриличностные аспекты и социальные ситуации, социология — внеличностные и социальные процессы, которые определяют поведения человека. Объектом изучения социальной психологии являются, как внутриличностные, так и внеличностные аспекты [8, 23].
Большую часть своей жизни человек проводит в социуме среди других людей, объединяясь с ними в различные группы: семья, рабочий коллектив, друзья, спортивные секции и т.д. При этом эти группы вступают во взаимодействие с другими группами людей, как малыми, так и большими. Понимание того, как происходит данное взаимодействие важно для решения семейных и национальных конфликтов, в системе управления людьми и т.д.
При этом под группой понимают нескольких людей, объединённых одним действием. Например, если люди стали свидетелями аварии и собрались, чтобы посмотреть, то такое скопление людей не считается группой. Если же они при этом стали помогать участникам аварии, то они образовали временную группу, объединённую одним действием.
Группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности.
В связи с этим социальная психология делит группы на следующие категории:
1. Первичные группы (семья), в которые человек приходит в первую очередь и вторичные группы (рабочий коллектив), куда человек приходит после первичных групп.
2. Большие группы (нации, народы) и малые группы (семья, друзья).
3. Формальные и неформальные. Формальная структура создаётся для выполнения официальных задач. Неформальные связи возникают спонтанно по мере взаимодействия индивидов.
Группы выполняют 4 функции:
Социализация — процесс включения личности в определённую социальную среду и усвоение её норм и ценностей. Так семья служит для обретения определённых навыков жизни в социальной среде.
Инструментальная — осуществление той или иной совместной деятельности людей. Участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.
Экспрессивная — удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют обычно первичные неформальные группы.
Поддерживающая — Объединение людей в группы во время трудных ситуаций. Как показали эксперименты, перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу [2, 67].
На свойства групп влияют размер и численность. Некоторые социологи считают, что группа начинается с объединения 2 человек, но ряд учёных утверждают, что минимальный состав группы — 3 человека. Это связано с хрупкостью диады. В триаде происходит уже взаимодействие в двух направлениях, что делает структуру более прочной. Максимальный размер малой группы — 10 человек. Как правило, в социальной психологии термин малая группа и первичная группа равнозначен.
Структура группы зависит от её целей, а также на неё влияют социально-демографические, социальные и психологические факторы. Они могут вызвать распад группы на несколько меньших групп.
Очень большое внимание социальная психология уделяет психологической совместимости в группах, так как её членам приходится вступать в контакт между собой.
В данной работе основное внимание мы уделим такой социальной группе как семья.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2017. – 363 с.
2. Белинская Е. П. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2012. – 456 с.
3. Беляев А. В. Региональные выборы в ракурсе социальной психологии // Концепт, № 3, 2017, с. 19-24.
4. Бэрон Р. Социальная психология: ключевые идеи. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.koob.ru/baron_r/exploring_social_psychology Дата обращения 19.12.2019.
5. Иванова Л. К. Цель, задачи, принципы и этапы социально-психологического изучения семьи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, № 7-8 (159-160), 2016, с. 95-99.
6. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
7. Лукьянченко Н. В. Семейная идентичность супругов на этапе перехода от молодой семьи к зрелой // Сибирский педагогический журнал, № 9, 2010, с. 283-294.
8. Майерс Д. Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2019. – 800 с.
9. Мардахаев Л. В. Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник Челябинского государственного университета, № 13 (342), 2014, с. 173-178.
10. Мельник Ю. И. Перспективы социальной психологии здоровья // Психология в экономике и управлении, № 1, 2012, с. 29-32.
11. Мудрик А. В. Социальная психология воспитания в социально-педагогическом ракурсе // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология, № 51, 2018, с. 56-64.
12. Патрикеева Э. Г. О проблеме коллектива в социальной психологии // Приволжский научный вестник, № 11-2 (39), 2014, с. 173-176.
13. Семёнов В. Е. О методологии и методах социальной психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения, № 2, 2004, с. 58-65.
14. Смагина М. В. Социальный конструктивизм в российской социальной психологии: особенности и перспективы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, №39, 2007. – 45-74.
15. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. – М.: Наука, 2006. – 176 с.