Фрагмент для ознакомления
2
1.2 ФИЗИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Также в системе образования Китая предусмотрена обязательная физическая дисциплина «Охрана здоровья» для студентов с ослабленным здоровьем или различными хроническими заболеваниями. Основана она, главным образом, на идеях традиционных восточных систем Тай-ди-Чуан, Ци-гун, Чао-ин и др. с применением ходьбы, плавания, бега, гимнастики, пинг-понга и бадминтона. На первых двух курсах эта дисциплина является также обязательной, а на последующих факультативной и проводится в том же объеме, что и физкультура – четыре часа в неделю.
Помимо учебного плана, в не учебное время спортивным мероприятиям уделяется также большое внимание. Существуют так называемые «физкультурные паузы», во время которых студенты занимаются гимнастикой. Проводятся они после четырех учебных занятий в течении учебного дня и длятся около десяти минут.
В выходные дни и во время каникул для студентов также устраивают массовые спортивно-физкультурные мероприятия, такие как спортивные праздники, спартакиады и соревнования как в рамках ВУЗа, так и между университетами.
Таким образом, физическое воспитание студентов не только решает воспитательную и образовательную задачи, но и повышает двигательную активность, снижает психоэмоциональное напряжение и, в целом, оптимизирует учебный процесс.
Престижные высшие и средние учебные заведения КНР не отстают от школ и ввели в программу в качестве факультативов уроки гольфа и организовали систему внеурочных занятий спортом, что влечет за собой покупку качественной спортивной обуви тут, так как необходимо исключить возможные детские травмы от физических нагрузок.
Не остаются без внимания и китайские дети инвалиды. Школьные программы, по которым занимаются слепые, глухонемые и умственно отсталые детки разработаны таким образом, что спортивное и физическое воспитание стало для них доступно и посильно.
С увеличением часов и дополнительных видов занятий физкультуры возникла необходимость в педагогах, средствах, спортивных сооружениях, площадках для игр, что с успехом преодолевается.
1.3 О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Не секрет, что качество образования зависит от материально-технической базы образовательной организации, квалификации преподавателя, национальных традиций и мотивации занимающихся. При этом в большинстве случаев практически по всем этим компонентам образовательный процесс в городской школе имеет преимущество перед таковым в сельской школе.
Представители столичного образования побывали в КНР, где посетили несколько китайских учебных заведений. Поводом для поездки стало проведение дней Минска в Шанхае с 7 по 9 ноября. В состав столичной делегации вошли не только чиновники, но и руководители ряда профессионально-технических колледжей и лицеев. Что удивило русских гостей в китайских школах и в чем схожесть этих заведений с минскими, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали участники поездки.
Во многих школах Китая учебный день начинается с поднятия флага — школьного или государственного. Обязательно — общая зарядка. Совместная линейка настраивает ребят на рабочий лад. Да-да, именно на рабочий! Китайские дети буквально с первого класса понимают: учеба — это кропотливый труд. И к нему готовы. Такое самосознание воспитывалось не одним поколением, и передается родителями, которые, в свою очередь, понимают предельную важность получения хорошего образования в их стране.
Фан Лей, директор средней образовательной школы при Шанхайском педагогическом университете, рассказала, что каждое учебное заведение, в том числе и ее, вырабатывает свои принципы и ценности обучения. С ними знакомят учеников и родителей, чаще всего их вывешивают на фасадах зданий школ. О чем речь? Прежде всего детей учат трудиться и любить труд, следовать здоровому образу жизни, развивают в них коммуникативные навыки.
В Шанхае 3 тысячи школ и 2 миллиона учеников! В начальные классы идут с 6 лет — в ту школу, к которой ребенок относится по прописке. Собственно, как и в русских общеобразовательных учреждениях. Но после окончания 4-го класса родители могут поменять учебное заведение для чада. У школ есть свой рейтинг. На него влияют участие в конкурсах и победы детей, результативность поступления выпускников в высшие учебные заведения и прочее.
«В классах обучаются по 40 детей. Уроки труда преподают с начальной школы. Мы посетили несколько кабинетов, где ученики работают руками — занимаются гончарным делом, росписью, вырезают из дерева» — вспоминает директор Минского государственного механико-технологического профессионально-технического колледжа Светлана Андреева.
Кроме обязательных предметов, дети могут выбрать развивающие курсы. Они бесплатные.
«В школе при Шанхайском педагогическом университете есть даже отдельный кабинет каллиграфии, где ребята под руководством мастера вырабатывают красивый почерк для написания иероглифов» — говорит С. Андреева. Также в учебном заведении посетили центр безопасности. В нем, оборудованном по последнему слову техники, с помощью специальных интерактивных программ детей учат, как вести себя в экстремальных ситуациях.
Особенность всех школ Китая — пропаганда ЗОЖ. Большое внимание уделяют урокам физкультуры. В начальной школе в расписании их 6, а в старшей — 5.
«Мы посетили спортивный зал, где как раз шли занятия. Подростки играли в баскетбол. Все спортивное оборудование автоматически регулируется по высоте в зависимости от роста учащихся — баскетбольные щиты, сетки для игр с мячом и прочее. Заметили, что у всех мальчишек на руках были электронные браслеты. Оказывается, их надевают все школьники перед началом урока физкультуры. Благодаря такому гаджету снимаются медицинские показатели ребенка — пульс, давление… В спортзале размещен огромный экран, на котором эти данные по каждому ученику высвечиваются. Если показатели в процессе занятия выходят из нормы, то есть физическое состояние юного спортсмена меняется, его останавливают или уменьшают ему нагрузку» — рассказывает участник минской делегации.
Буквально в каждом возможном уголке в школах оборудованы места для занятий физкультурой и спортом. Китайцы знают: лучше упредить заболевание, чем потом его лечить. Поэтому физическая активность детей — на первом месте.
Здесь, как и в русских школах, большое внимание уделяют безопасности детей. Вход во все учебные заведения посторонним запрещен. Пропускают только педагогов и учащихся.
«Мы стали свидетелями, как учитель после занятий выводил первоклашек из школы. Малыши благодарили свое учебное заведение и педагога за день знаний и отправлялись к родителям, которые ожидали их во дворе. По такому же принципу покидают школу и старшеклассники — учитель их сопровождает до выхода» — замечает Т. Андреева.
Кстати, в Китае профессия педагога престижна и востребована среди мужчин. У них неплохая зарплата.
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ И ОБЪЕМЫ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
НА ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ
2.1 АНКЕТИРОВАНИЕ КИТАЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
С целью выявления особенностей организации образовательного процесса в городских и сельских школах нами было проведено анкетирование.
Необходимо отметить, что разработка бланка анкеты была сопряжена с отдельными трудностями. Вначале были определены аспекты взаимодействия учителя и ученика. После - ограничен круг изучаемых вопросов. Затем их уровень сложности был адаптирован для учащихся средних классов. В конце были подготовлены варианты ответов на вопросы. Каждый этап подготовки бланка анкеты заключался в многократном переводе материала с китайского языка на русский и обратно в системе взаимодействия «научный руководитель - аспирант». В результате был составлен бланк анкеты на русском языке, содержащий 22 вопроса - открытых, закрытых и смешанных. Итоговый вариант бланка анкеты был переведён на китайский язык и растиражирован в необходимом количестве экземпляров.
В анкетировании приняли участие 673 школьника средних классов - 114 сельских и 559 - городских. Вопросы в анкетах для представителей города и села были одинаковыми. По итогам анкетирования было получено большое количество исследовательского материала, но в рамках данной работы будет представлена лишь его половина. Подсчёт результатов проводился отдельно по каждой группе участников - сельских и городских. Полученные ответы были сгруппированы в три смысловых блока:
а) организация урока по физической культуре;
б) содержание урока по физической культуре;
в) взаимоотношение с учителем по физической культуре.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт: СпортАкадемПресс, 2008. - 544 с.
2. Хуан Л. Ш. Развитие идеологии физической культуры в китайской школе // Журнал Уханьского института физического воспитания. - 2009. - № 5 (43). - С. 87-90.
3.Ван Ш. В. Историческое исследование эволюции ценностных ориентаций и стандартов учебной программы начальных и средних школ // Китай. Школьная физическая культура (Высшее образование). - 2017.- № 9. - С. 42-47.]
4.Главное управление спорта Китая. Коллекция спортивных файлов (1949-1981).-Пекин: Народная спортивная пресса, 1982.
5.Шао В. Д. Сравнение идей школьного спорта в стране и построение руководящей идеологической основы // Журнал Пекинского университета спорта. - 2002. - № 6. - С. 800-802.
6. Ван Ч. Ч. Национальный стандарт физической культуры // Китай. Школьная физическая культура. - 1996. - № 2. - С. 66.
7.Фан Л. Н. Подведение итогов. Сд-лайте больше. «Национальный стандарт физической культуры» // Китай. Школьная физическая культура. - 1996. - № 2. - С. 60.
8.Краткое изложение учебной программы по физическому воспитанию / Министерство Образования Китайской Народной Республики. - Пекин: Базовое образование, 2001.
9.Стандарт тестирования физического здоровья учащихся «Опытный показатель». Способы реализации / Министерство Образования Китайской Народной Республики, Главное управление спорта Китая. - Пекин: ГУСК, 2002.
10. Бянь Ч. Даосская оздоровительная гимнастика / Ч. Бянь -- М..2005. С 11-14
11. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта / Б.Р. Голощапов -- М.: «ACADEMIA», 2006- 257 с.
12. 3. Ильинич В.И. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» / В.И. Ильинич, Ю.И. Евсеев. -- М.: ГНИИ ИТТ «Информика», 2003 - C 223
13. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун -- М., 2003- C 297
14.Лисин Ч. Особенности организации дошкольного образования в КНР/Ч. Лисин//Дошкольное воспитание -- 2009 - №12- С 95-104
15. Малявина В.А. Конфуций / В.А Малявина- М.. 2007.- С 173
16. Меньшикова Н.Ю История физической культуры и спорта / Н.Ю Меньшикова -- М.. 2003.- C 238
17. Музруков Г. Н Основы Ушу / Г.Н Музруков- М.. 2005.- C 34-42
18. Меньшикова Н.Ю, Трескин А. М. Советский спорт / Н.Ю Меньшикова, А.М Трескин -- М. 2004. - С 249
19. Цзыпу В. Содержание и формы организации физического воспитания в вузах Китайской Народной Республики / В. Цзыпу -- М.. 2003.- С 281
20. Ван Сюе Мань. Особенности системы государственного управления физической культурой и спортом в КНР / Мань Ван Сью // Слобожанський науково-спортивний вicник. - 2008. - № 4. - С. 217-221.
21. Ван Цзыпу. Содержание и формы организации физического воспитания в вузах Китайской Народной Республики : дис. ... канд. пед. наук / Ван Цзыпу; РГАФК. - М., 1999. - 183 с.: ил.
22. Гуськов С. И. О физическом воспитании дошкольников в зарубежных странах = About Physical Education of Children under School Age in Foreign Countries / Гуськов С.И., Дегтярева Е.И. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - N 3. - С. 43-49.
23. Ли Цзин. Аналитический обзор программных требований по физическому воспитанию в вузах Китая и Украины / Цзин Ли // Слобожанський науково-спортивний вiсник. - 2006. - № 9. - С. 167 - 169.
24.Лан Давей. Природные рекреационные ресурсы Китая - важная составляющая для развития спортивно-оздоровительного туризма в стране / Давей Лан, Шаулинь Чень, Цзиньган Ма, А.Я Булашев // Слобожанський науково-спортивний вiсник. -2007. - № 12. - С. 364 - 368.
25.Основные положения об общегосударственном спортивном плане КНР - Пекин: Государственный совет, 1995.
26. План осуществления «Основных положений об общегосударственном спортивном плане (2006 - 2010 гг.). - Пекин: Государственное Генеральное Управление КНР по делам физкультуры и спорта, 2006. - С. 6 - 34.
27. Прокопенко І.Ф., Євдокимов В.І. Сучасні педагогічні технології в підготовці вчителів: навч. посібник. / І.Ф. Прокопенко, В.І. Євдокимов. – Харків: Колегіум, 2008. – 344 с.
28.Чжун Х. КНР: вопросы преемственности дошкольного и начального школьного образования / Чжун Хуа // Дошкольное воспитание. - 1998. - N 6. - С. 115-117.
29. Чжан Л. Физическое воспитание в школах Китая на пороге 21 века / Чжан Лянжуй // Физкультурное образование Сибири. - 1995. - N 2. - С. 71-73.