Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема образования всегда волновала российскую общественность. Поэтому реформы образования, её критика это важная часть жизни русского общества. По той причине, что система образования рассматривается не только рычагом воздействия на массовое сознание, но является мощным стимулом развития страны.
На протяжении всей истории государства и по сей день, общество заинтересовано в образовании и задается такими актуальными вопросами, как: «Кого учить? Чему учить? Как учить?».
Начиная с момента своего становления, женское образование, обнаруживало ряд противоречий, и в большинстве случаев зависело от отношения общества к женщине в целом и ее образованию в частности.
Остановившись более подробно на проблемах женского образования в России, было замечено, что долгое время в обществе сохранялось негативное отношение к женскому образованию.
У женщин, особенно это касается низших сословий, существовали трудности в получении любого образования (будь то начальное, среднее или высшее). Образование и воспитание женщин проводилось в соответствии с потребностями общества и носило прагматический, утилитарный характер. Воспитательно-образовательный процесс находился в прямой зависимости от влияния общественного мнения, которое формировало женский «идеал».
C момента формирования в XVIII в. высших учебных заведений дискриминация женщин в сфере высшего образования являлась официальной государственной политикой вплоть до начала XX в. Долгие годы государственные высшие учебные заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола. Состав студенчества жестко регулировался по признаку пола. Вопреки протесту общественности России ее власти были принципиальными противниками совместного обучения мужчин и женщин в средней и высшей школе.
И все же, женское образование - великое завоевание женщин XIX в. Именно образование давало женщинам возможность самим заработать свой хлеб, выбирать свою судьбу.
В последнее время социологи, психологи, педагоги, правоведы, государственные деятели и религиозные лидеры поднимают проблему системного духовно-идеологического кризиса, с которым столкнулась Россия на рубеже веков.
Этот кризис стал следствием разрушения системы ценностей советского общества, а также политики деидеологизации общественных отношений, явившейся одним из направлений либеральных реформ начала 90-х гг. XX в.
Все вышесказанное обуславливает актуальность темы данного исследования, целью которого является изучение системы женского образования в Российской Империи. Объектом исследования является женское образование, предметом - особенности женского образования в Российской Империи.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения образования в Российской Империи;
- изучить этапы развития женского образования в Российской Империи;
- исследовать особенности женского образования в Российской Империи.
Работа состоит из введения, двух глав, трех параграфов, заключения и библиографического списка.
1. Система образования в Российской империи
1.1 История возникновения образования в Российской Империи
Образование в Российской империи кардинальным образом отличалось от системы, существовавшей во времена Советского Союза, тем более от современной ситуации. В дореволюционной России оно было основано на заимствованиях регламентов различных европейских университетов. В первую очередь, немецких. На их базе проводилась педагогическая и научная аттестация. В этой статье речь пойдет об истории отечественного образования и существовавших типах учебных заведений.
Образование в Российской империи активно начало развиваться в XVIII веке. Этому способствовали реформы Петра I, многие из которых были направлены на популяризацию наук, обучение соотечественников по западным образцам.
Формально дата образования Российской империи — 22 октября 1721 года. Именно в этот день она была провозглашена по итогам завершившейся Северной войны. Петр I по решению сенаторов принял титулы Отца Отечества и императора. При этом еще задолго до дня образования Российской империи в образовательной системе начали происходить коренные перемены.
Заключение
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Официально, то есть по инициативе власти, получать образование девочки в России начали при Петре I: в 1724 году он издал указ, предписывавший монахиням воспитывать сирот и обучать их грамоте. А девочек — еще и шитью и прочему рукоделию в обязательном порядке. Через 30 лет по указу императрицы Елизаветыбыли открыты специальные школы для девочек — правда, с очень узкой специализацией: акушерские. В это же время в столице появились частные пансионы, где молодых барышень воспитывали в рамках существовавших тогда правил светского этикета.
Огромным прорывом в женском образовании в России стало появление Смольного института. «Воспитательное общество благородных девиц» открылось по указу Екатерины II 5 мая 1764 года, и туда поступило 200 воспитанниц. Как и любая образовательная организация, Смольный начал постепенно расширяться. Уже 13 января 1765 года при нем открыли училище для 240 юных девушек «мещанского звания».
Позже появились и народные училища, куда формально принимали учащихся «обоего пола», но обучение девочек в публичных школах все еще считалось непристойным.
После смерти Екатерины II женским образованием, а точнее, его зачатками, начало заниматься Ведомство учреждений императрицы Марии. Все курсы, школы и училища для девушек, которые находились под контролем ведомства, во-первых, давали только среднее образование, во-вторых, больше внимания уделяли нравственному воспитанию — серьезным наукам девушек не обучали. При Александре II в губернских городах стали появляться школы, образовательная программа которых была приближена к гимназической. После 1858 года по проекту Ивана Вышнеградского начали открываться более продвинутые женские училища — но это все еще не было высшим образованием.
А вот в 1860 году Российская империя вплотную подобралась к реформам: женщины стали впервые приходить на университетские лекции. Министерство народного просвещения в 1863 году отправило в университеты запрос, можно ли допускать женщин к посещению лекций и к экзаменам (соответственно, могли ли они получать ученые степени наравне с мужчинами). Ответом был категорический отказ — 23 голоса против 2. Этими одинокими сторонниками женского образования были Харьковский и Киевский университеты. Они предлагали допустить женщин к обучению официально, в качестве студентов, со всеми правами и обязанностями, а также присваивать им ученую степень.
Петербургский и Казанский университеты предложили компромисс — допустить к обучению женщин как вольнослушателей. При этом в Петербургском университете считали, что диплом должен давать женщинам только право на медицинскую практику и работу в высших учебных заведениях, тоже женских. Но авантюра не удалась. В 1864 году прекратились даже попытки говорить о женском высшем образовании и на законодательном уровне, и в печати.
В 1867 году российская писательница и публицист Евгения Конради на съезде естествоиспытателей и врачей снова подняла тему необходимости научного образования для женщин. Но полномочий у съезда не было, и идея женского образования так и зависла на стадии обсуждения.
В 1868 году около 400 женщин, в том числе из высшего общества, потребовали устроить лекции и курсы для женщин — написав заявление на имя ректора Санкт-Петербургского университета Карла Кесслера.
В 1872 году профессор Владимир Герье организовал высшие женские курсы в Москве — сначала двух-, потом трехлетние. Существовали курсы за счет вложений самих студенток. Конкуренцию курсам Герье составляли Лубянские, но компромисс был найден: со временем первые стали историко-филологическими, вторые сделали упор на математику и естественные науки. В том же году произошел образовательный прорыв в Петербурге: в Медико-хирургической академии учредили «Особый медицинский курс для образования ученых акушерок». Наконец, в 1875 году правительство наконец пообещало предоставить женщинам высшее образование. Андрей Бекетов, основатель Владимирских курсов и по совместительству дедушка Александра Блока, добился не просто разрешения открыть высшие женские курсы, но и признания их министерством народного просвещения. Главой курсов стал профессор Бестужев-Рюмин, отсюда и их название — Бестужевские.
Среди высших женских курсов, которые начали открываться вслед за Бестужевскими, можно назвать Казанские, Киевские, Сибирские. С 1907 года женщин стали принимать в Петербургский политехнический институт наравне с мужчинами.
Итак, проблемы женского образования имеют давнюю историю и во многом эти проблемы определялись отношением к женщине. Менялось отношение к женщине – менялось и отношение к женскому образованию.
В заключение хочется отметить, что женское образование – это не раздельные уроки или раздельное обучение, это даже не идеология преподавания. Это признание равных прав и возможностей, это равное отношение к образованию женщины и мужчины.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Москва-Пресс 2014 г. – 402 с.
2. Головина В.Ф. Становление высшего образования в Российской империи в начале XIX века: правовой аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. №3(2).
3. Днепров Э. Женское образование в России. – М.: ДРОФА, 2012 г. – С. 366
4. Дубинина А.В. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В XIX ВЕКЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 7(51). URL: https://sibac.info/journal/student/51/133122 (дата обращения: 20.12.2019).
5. Иконникова В.С. «Русская женщина накануне реформы Петра Великого и после неё». – М.: Знание, 2003 г. - С.68.
6. Косторных, Ю.А. Российская школа конца XIX века в контексте европейского образования // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012.- С. 28-35.
7. Лихачева Е. Материалы для истории женского образования. – М.: Консультант, 2008 г. - С.43.
8. Мамаева, Т.П. Начальная школа Российской империи: до и после земской реформы (на примере Курской губернии) // Евразийский союз ученых. - М.: ООО «Международный Образовательный Центр», 2015, № 3 - 8 (12). - С. 27 - 31.
9. Пашкова, Т. И. Гимназии и реальные училища дореволюционного Петербурга 1805 – 1917 гг.: исторический справочник / Т. И. Пашкова. – СПб.: Серебряный век, 2015. – 340 с.
10. Поздняков, А. Н. Образовательная реформа Александра II: оценки в исторических сочинениях конца XIX начала XX века // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. История. Международные отношения. 2012. №1 - С.16¬22.
11. Пушкapeвa Н. Л. Pуccкaя жeнщинa: иcтopия и coвpeмeннocть. Мaтepиaлы к библиoгpaфии. М., 2012. C. 145-167
12. Caбaнeeвa Н.М. Вocпoминaния o былoм // Иcтopия жизни блaгopoднoй жeнщины. М., 2011. C. 287-290
13. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. - М.: ИИЕТ РАН, 2009. - 176 с.
14. Чернышев, А.И. Деятельность органов местного самоуправления (земских учреждений) Курской губернии по развитию народного образования во второй половине XIX - начале XX веков: монография. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2016. - 165с.
15. Чернышев, А.И. Социально-экономические факторы становления народного образования в России во второй половине XIX века / А.И. Чернышев // Социальное образование в XIX веке: Материалы межвузовской научной конференции. - М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2008. - С. 61-67.
16. Чумикoв И. C вoпpocу oб ocнoвaнии жeнcкиx гимнaзий в Poccии. М.: Нaукa 2009.C. 2166-172
Взято со страницы: https://author24.ru/readyworks/referat/istoriya/269918/
17. Щедрина А. М. «О допущении женщин в университет». – М.: Знание, 2010 г. - С. 14.
18. Щепкина Е. «Из истории женской личности в России». - СПб.: Питер, 2008 г. - С. 109.
19. Щербакова Т. Н.Традиции организации эстетической среды в частных женских гимназиях второй половины XIX — начала XX века/Т. Н.Щербакова, Е. В.Щербакова // Педагогическоемастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. – с. 73-79
20. Эндерлей Э. «Женское образование в России XVIII века». – М.: Юнити, 2010 г. – С. 155