Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что финансовые ресурсы, которые мобилизуются в бюджетную систему, способствуют обеспечению государственных и территориальных органов власти возможностей выполнения возложенных на них функций и обязательств. Бюджетная система помогает регулировать экономические и социальные процессы в интересах членов общества.
В современных условиях происходит значительное возрастание роли бюджетной системы в качестве важнейшего инструмента государственного регулирования экономики. Актуальность темы работы обусловлена тем, что вопрос санкций в международном праве является предметом широкого обсуждения. Обострение международных отношений, применение против России экономических санкций способствуют активизации споров о дальнейших путях развития государства, заставляют обращаться к опыту предыдущих лет.
Модернизация национальной экономики России, акцент на разрешение ключевых проблем повышения жизненного уровня населения относятся к приоритетным направлениям развития экономики.
Нестабильность развития российской экономики и мировых потрясений в хозяйственной и политической сферах требуют поиска и научного обоснования новых ориентиров в бюджетной политике государства.
Целью курсовой работы является исследование этапов становления государственного регулирования экономики в целях развития теоретико–методологических основ данного механизма. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– рассмотреть необходимость и сущность государственного регулирования экономики;
– выявить причины государственного регулирования экономики;
– изучить становление и эволюцию государственного регулирования;
– исследовать современный этап государственного регулирования экономики;
– установить проблемы государственного регулирования экономики в условиях экономической нестабильности.
Объект исследования – механизм государственного регулирования экономики. Предмет исследования – этапы становления государственного регулирования экономики.
Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные результаты, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых в области государственного регулирования экономики.
В целом, работа состоит из введения, трех глав, пяти пунктов, заключения и списка использованных источников.
1 Государственное регулирование экономики: понятие, эволюция развития
1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики представляет собой систему или совокупность взаимосвязанных методов и экономических рычагов, осуществляющих воздействие на все сферы социально–экономической жизни, включая производство, обмен, распределение и потребление произведенной продукции.
Существующие недостатки и несовершенства, присущие рыночной системе хозяйствования, требуют активного вмешательства государства в экономические процессы для их устранения. Необходимость регулирования экономики государством обусловлена влиянием целого ряда факторов, связанных с разрешением тех или иных проблем в экономике.
В современных условиях государство выступает необходимым субъектом любой экономики, даже в странах, экономическая система которых преимущественно ориентирована на свободный рынок. Сочетание в разумных пределах государственного регулирования и механизма рынка способствует решению важных социально–экономических проблем.
Следовательно, вмешательство государства в экономическую сферу является объективной необходимостью независимо от экономического строя и типа экономики.
Объективная же возможность регулирования государством экономики реально появляется лишь при достижении определенного уровня развития экономики [11, с. 15]. Масштабы вмешательства государства в экономику зависят как от экономических факторов (уровень экономической активности и экономического развития), так и национальных особенностей страны (роль государства в обществе).
Любые перекосы могут привести к негативным последствиям, поэтому вмешательство государства в рыночную экономику должно быть экономически обоснованным, оправданным и допустимым в таких пределах, которые способствовали бы росту эффективности экономики. Вмешательство государства в экономику, являясь важной составной частью воспроизводственного процесса, позволяет решать такие важные задачи, как создание благоприятных условий для экономического роста и оптимальной занятости, поддержка предприятий, ориентированных на экспорт конкурентоспособной продукции, стимулирование структурных сдвигов отраслевой и региональной экономики.
При этом конкретные направления, формы, методы такого вмешательства и регулирования зависят от существующих социально–экономических проблем в стране в каждый конкретный временной период.
Заключение
Реализация целей национальной экономики происходит под воздействием макроэкономических факторов.
1. Внешние факторы – социальные и природные катаклизмы.
2. Побудительные факторы – это те цели, к которым стремится общество в экономической области.
3. Политические факторы – правительство, которое возглавляет экономику страны.
Наиболее непосредственное и самое первое из последствий воздействия инфляции – это процесс снижения объема денежных доходов и сбережений населения. Это относится и к тем средствам, которые находятся на сбережении в банке, потому что проценты по вкладам, которые способны выплатить банки, значительно отстают от темпов инфляции. Активное вмешательство государства в экономическую жизнь обусловлено как минимум тремя группами причин.
Во–первых, наличием конкуренции как главной движущей силы рыночного механизма. Во–вторых, существованием видов производств, функционирование которых невозможно в рамках рыночного механизма, поскольку они обеспечивают интересы всех членов общества и обойтись без этих производств нельзя. В–третьих, ограниченными возможностями рыночных саморегуляторов, не позволяющих в полной мере обеспечить рыночное равновесие экономической системы, обеспечение полной занятости и др.
В качестве основных объективных причин, способствующих усилению вмешательства государства в экономические процессы, можно выделить: предоставление общественных благ; наличие как общественного, так и частного характера производства; существование проблем, не решаемых рыночной системой хозяйствования; влияние научно–технического прогресса; тенденция к монополизации; усиление международной конкуренции.
Рыночная экономика, несмотря на существующие достоинства, вместе с тем не в состоянии решить многие актуальные социально–экономические проблемы. Экономическая система страны не сможет развиваться нормально, если государство не создаст для этого соответствующие условия. Следовательно, решение наиболее важных проблем должно взять на себя государство. В первую очередь это касается обеспечения правопорядка и национальной безопасности страны как основы развития предпринимательства.
Сложившаяся система государственного регулирования экономики в процессе своего становления и развития прошла ряд этапов:
1. Создание благоприятствующих условий для воспроизводства частного капитала и разработка с этой целью трудового, налогового, бюджетного, банковского, торгового, социального законодательства, таможенной политики, создание условий для обеспечения устойчивости денежной единицы, приобретение определенных производственных и инфраструктурных объектов.
2. Разработка антикризисных мероприятий, воздействие на занятость и цены.
3. Переход в целом ряде стран к разработке региональных и отраслевых среднесрочных программ, изучение взаимодействия и взаимозаменяемости используемых при этом инструментов государственного регулирования, оценка их эффективности.
4. Использование среднесрочных программ в сочетании с разработкой долгосрочных целевых ориентиров, а также адресное, комплексное использование инструментов государственного регулирования.
Функции регулирования экономики государство выполняет, используя различные методы, формы и инструменты воздействия, которые могут изменяться исходя из стоящих экономических задач, материально–технических ресурсов государства и накопленного опыта регулирования. Мировая практика имеет в своем распоряжении определенный стандартный набор общественных форм и методов государственного регулирования экономики.
Механизм государственного регулирования экономических процессов продолжает постоянно развиваться и совершенствоваться. Несмотря на то, что применение различных методов и инструментов имеет определенные границы, государство в процессе регулирования стремится не разрушить и не ослабить саморегулируемый механизм рынка.
Объективными обстоятельствами, которые могут снизить результативность экономических антисанкционных мер, являются:
1. Недостаток информации для принятия эффективных решений;
2. Низкая эффективность государственного вмешательства в экономику;
3. Высокие налоги;
4. Значительные расходы на государственный аппарат;
5. Бюрократия.
От решения указанных проблем во многом зависит эффективность государственной экономической политики.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164–ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета, 2003.
2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294–ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Российская газета, 2008.
3. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99–ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета, 2011.
4. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223–ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Российская газета, 2011.
5. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172–ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета, 2014.
6. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488–ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // Российская газета, 2014.
7. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224–ФЗ «О государственно–частном партнерстве, муниципально–частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, 2015.
8. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218–ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» // Российская газета, 2015.
9. Егорова М.А. Основания государственного вмешательства в регулирование экономических отношений // Юрист. – 2015. – № 20. – С. 17 – 21.
10. Иду П. Роль и сущность независимых публичных (государственных) органов, участвующих в регулировании экономики // Lex russica. – 2016. – № 1. – С. 126 – 130.
11. Кабанова И.Е. Государственное регулирование и координация экономической деятельности // Юрист. – 2015. – № 4. – С. 42 – 46.
12. Кислинских Ю.В. Государственное регулирование экономики: учебное пособие. – Комсомольск–на–Амуре: Изд–во АмГПГУ, 2016. 120 с.
13. Корякин В.М. Предпринимательское право в схемах: учебное пособие. М.: Проспект, 2016. – 160 с.
14. Саидов З.А. Государственная экономика как объект административно–правового воздействия // Административное и муниципальное право. – 2016. – № 3. – С. 192 – 200.
15. Саидов З.А. Новый порядок административно–правового регулирования государственно–частного партнерства в сфере экономики // Административное право и процесс. – 2016. – № 9. – С. 32 – 39.
16. Талапина Э.В. Публично–правовое регулирование экономики в России: институциональная эволюция // Lex russica. – 2016. – № 1. – С. 116 – 125.
17. Толстолесова Л.А. финансовые и денежно–кредитные методы регулирования экономики: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. – 144 с.
18. Экономическая теория: учебник для вузов / Под ред. А.И., Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 2015.
19. Официальный сайт бюджетной статистики РФ //budget.gov.ru/
20. Официальный сайт Министерства Финансов РФ http://www.iminfin.ru