Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «ОБРАЗ» НА ТВ
1.1 Роль СМИ в конструировании общественного мнения
В соответствии со ст.2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации», СМИ — это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как «…периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее не реже одного раза в год; радио-, теле-, видеопрограмма; кинохроникальная программа; иная форма периодического распространения массовой информации». Очевидно, что в современном обществе средства массовой информации стали основным источником получения сведений. Каждый индивид ежедневно впитывает в себя информационный поток, исходящий из СМИ. А термин «четвертая власть» прочно закрепился за средствами массовой информации, приравнивая ее к трем основным ветвям власти в стране. И прежде всего, это обусловлено тем, что масс-медиа играют одну из определяющих ролей в становлении общественного мнения и определении общественных интересов граждан. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров на встрече с журналистами следующим образом определил роль сотрудников средств массовой коммуникации: «Современные журналисты не только работники бумажных, но и виртуальных газет и журналов…имеют огромное воздействие на сознание людей…оперативно информируют население обо всех событиях, которые происходят во всем мире. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ».
Несомненно, средства массовой информации способны повлиять дефакто на все сферы жизни общества, включая политику, образование, религию, культуру и т.д. [28] И понимая это, зачастую СМИ используются для манипуляции реципиентами. А.А. Данилова в своей книге «Манипулирование словом в средствах массовой информации» подробно рассматривает способы воздействия СМИ на сознание аудитории и анализирует более 20 приемов манипулирования общественным сознанием. Так, по ее мнению: «Путем манипулирования в сознание внедряются идеи, образы, ассоциации, стереотипы, которые могут полностью, причем незаметно для объекта воздействия, изменить его отношение к определенному предмету, явлению, группе явлений или изменить картину мира большинства представителей определенного социума» [3, С. 231]. Проблематика влияния средств массовой информации на аудиторию привлекает внимание ученых уже почти столетие. В начале прошлого века, когда массовые средства передачи информации стали неотъемлемой частью жизни, тогда и возникли идеи возможности массовой манипуляции общества.
Теоретический анализ литературы позволяет выделить два основных подхода, которые характеризуют степень влияния СМИ на общественное мнение:
1) Средства массовой информации оказывают значительное влияние на аудиторию, определяя их социальные и политические ориентации. Основоположником данного подхода является У. Липпман [8]. В своей книге «Общественное мнение», изучив избирательный процесс в США пришел к выводу о «всесильности СМИ формировании политических взглядов граждан»;
2) Средства массовой информации оказывают минимальное влияние на аудиторию. СМИ всего лишь дают человеку некоторую информацию об окружающем мире, не касаясь политических предпочтений. Основатель такого подхода П. Лазарсфельд считал, что «акт голосования определяется принадлежностью избирателя к большим социальным группам» [4, С. 123]. На данном этапе развития нашего общества современные средства массовой информации играют существенную роль в формировании общественного сознания граждан. СМИ обладают как созидательной, так и разрушительной силой. В нужный момент они могут консолидировать аудиторию.
Наглядным примером этого является сюжеты о сборе средств на лечение детей по средствам направления смс-сообщений. Но могут и разобщить ее. Так, вопрос об участии наших спортсменов на XXIII зимних олимпийских играх расколол общество на тех, кто «за» и «против». А рост числа каналов, передающих информацию и скорость ее распространения, предоставляют большие возможности воздействия на человека.
Итак, современный человек, находящийся в обществе постоянно испытывает воздействие со стороны интернета, телевидения, газет и т.д. Зачастую, разобраться в огромном потоке информации бывает крайне затруднительно. Не всегда представляется возможным проверить достоверность прочитанного, увиденного.
В следствии чего индивид принимает, полученную информацию, как единственно верную. Такое безусловное восприятие нередко приводит к формированию ложных представлений, которое не имеет ничего общего с истиной. Очевидно, что средства массовой информации должны беспристрастно и честно преподносить информацию, чтобы граждане смогли адекватно оценить ее. А поддержание условий, позволяющих интернету, телевидению, радио и печатных СМИ быть независимыми и свободными для осуществления своей задачи, должно быть обязанностью демократического государства.
Таким образом, средства массовой информации – являются средством оперативного доведения информации практически в любую точку планеты. При этом могут оказывать влияние на сознание людей, их эмоциональное мировосприятие.
Поэтому первостепенным является то, чтобы данный инструмент был в руках компетентных медийных работников, стремящиеся предоставить достоверную и объективную информацию, основываясь на которую, аудитория могла бы сделать свои собственные выводы.
Согласно результатам социологического исследования, проведенного в 2018 году российской негосударственной исследовательской организацией «Левада-центр», 77 % граждан Российской Федерации считают себя верующими. Однако, несмотря на это, более трети опрошенных, никогда не посещали места служений (церкви). Также по данным социологического опроса «Левада центра», проведенного в 2014 году больше половины россиян никогда не читали Библию. Большая часть граждан РФ относят себя к православному вероисповеданию, что касается последователей исламской религии – их 7 %. Исходя из результатов социологического опроса, можно предположить, что 60 % граждан, исповедующих православие, что составляет 77 % всего населения РФ, которые никогда не читали Священное писание христиан, никогда не читали книги других конфессий.
При этом базовые знания, полученные в процессе обучение в школе, дают минимальный объем информации о религиях. Таким образом, можно предположить, что информацию, о той или иной конфессии, граждане Российской Федерации, узнают не из первоисточников, а из средств массовой информации. СМИ предоставляют информацию аудитории, малосведущей о той или иной религиозной конфессии. Характеризуя религиозную ситуацию в России, М.Ю. Смирнов пишет: «Как известно, в современном мире что-либо существует настолько и так, насколько и как это предъявляется средствами массовой информации. Религия стала устойчивым медийным феноменом, заявленным через телеэкран и Интернет [11, С. 110]. Россия здесь не исключение». Из сказанного становится очевидным то, что аудитория принимает информацию, так или иначе связанную с религией, через призму новостей, полученных из средств массовой информации.
В данном контексте на первый план выходит роль государства как гаранта соблюдения свободы вероисповедания и веротерпимости. А средства массовой информации, освещая проблемы и вопросы так или иначе связанные с религиозной тематикой должны быть предельно толерантны. Популяризация мультикультурализма – это и есть феномен медийности религии. Межконфессиональное согласие, недопущение конфликтов на религиозной почве – должны быть основополагающими принципами религиозных новостей в средствах массовой информации.
По мнению Е.А. Путиловой «…в России существуют межнациональные и межрелигиозные противоречия, для преодоления которых необходимо выработать комплекс мер по пропаганде терпимости и толерантности, основным инструментов реализации этих мер должны стать СМИ, которые способствуют формированию общественного мнения» [9, С. 23].
Однако, нередко, средства массовой информации при освещении религиозной тематики допускают искажение информации, производя подмены понятий, терминологии, исторических фактов. Писатель, историк В.И. Шеремет следующим образом определяет роль масс-медиа: «СМИ не только улавливают доминирующие в обществе настроения, но и создают стереотипы массового сознания. Имея колоссальный манипуляторский потенциал, масс-медиа внедряют в сознания людей «фобийные» установки. Критика догматической и обрядовой сторон ислама в газетах и телевидении перемежается репортерскими кадрами, изображающих коленопреклоненных мусульман во время коллективной молитвы или гигантские толпы паломников в Мекке» [15, С. 22].
Подобными стереотипами создаются определенные категории людей. Как правило, общество, основываясь на каких-либо характеристиках ставит «ярлыки». Не последнюю роль в освещении религии, играет государство. От того, какой религиозной политики придерживается государство, зависит тон освещения религии средствами массовой информации. В том случае, если государственная (светская) и религиозная власти мирно сосуществуют, то и освещение религиозной темы в масс-медиа будет максимально лояльным. В том случае, если государственная власть отделена от религии, носит светский характер политического устройства, в этом случает освещение религии будет формироваться по принципу заинтересованности и конфессиональной принадлежности аудитории.
Преподаватель Казанского Федерального университета Шайхетдинов Т.В. раскрывает вышеуказанную проблему следующим образом: «Количество материалов о конкретной религии будет зависеть от числа верующих, живущих в стране. Материалы готовят непрофессионалы, и это часто сказывается на их качестве. Деинституционализация характерна для новых медиа – социальных сетей с их пабликами и для блогов. Они выступают основными площадками для данной концепции и формируют правила коммуникации. Зоной риска является возможность вирусного распространения любого рода содержания, в том числе текстов, написанных языком вражды. Примером служит Интернет, в котором можно обнаружить сайты-однодневки с враждебной по отношению к религиям и верующим риторикой». Существенной проблемой религии как информационного феномена является неподготовленная аудитория, не знакомая с определенными знаниями религиозных канонов, понятий и истории. Основная часть аудитории имеет лишь общие представления о той или иной религии.
А массмедиа продолжают развивать эти представления, оставаясь рассуждать в медиа-пространстве на том же уровне, что и их аудитория, не проникая в суть узкоспециализированных терминов и основ вероучения. Вследствие чего, информация из подобных источников воспринимается аудиторией как единственно верная истина. Что в дальнейшем может исказить представления о какой-либо религии и сменить толерантность на конфликтность.
Российский историк, журналист Г.В. Кожевникова в своей статье «Журналисты о религиозных группах: между некомпетентностью и неприязнью» рассматривает ошибки журналистов при освещении религиозных тематики [6, С. 48]. По ее мнению, к типичным ошибкам журналистов, относятся: