Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последнее десятилетие наблюдается повсеместная цифровизация сфер человеческой жизни, включая профессиональную деятельность [2], социальные отношения [2], обучение [7; 15]. Как пишет Е.П. Белинская, «новые информационные технологии являются сегодня одновременно и средством, и средой социального развития личности в подростковом и юношеском возрасте» [1, с. 5], в связи, с чем все острее встает вопрос о том, какие эффекты оказывает освоение новых технологий на детей и подростков.
Две крайние позиции формулируются как «благо и проклятие» для человечества. С одной стороны, с распространением цифровых технологий и их интеграцией во многие процессы человеческой деятельности связано много надежд: преодоление социального неравенства, удешевление и повышение доступности услуг, безграничные возможности для обучения, предпринимательства, общения, самовыражения. С другой стороны, возникает много опасений: интернет-зависимость и эскапизм, утрата контроля за приватной информацией и ресурсами, повышение контроля государства и корпораций над частной жизнью, утрата социальных и коммуникативных навыков и навыков самостоятельности в связи с делегированием задач автоматизированным помощникам, исчезновение личного пространства [3].
Оценка влияния цифровизации на детей, подростков и взрослых становится важной из-за снижения возраста приобщения детей к интернету [10] и одновременного роста депрессии среди современных людей. Депрессия является одним из наиболее частых психических расстройств, проявляющемся в снижении настроения, утомляемости, утрате интереса и способности получать удовольствие от привлекавших ранее видов деятельности.
Распространенность депрессивной симптоматики у взрослых составляет до 7,5% за текущий год. Показатели депрессии на протяжении всей жизни обнаруживается по данным исследований у 11% обследованных взрослых [14], и данные свидетельствуют Бочавер А.А., Докука С.В., Сивак Е.В., Смирнов И.Б. о росте заболеваемости депрессией среди взрослых [2].
Хотя депрессия является не единственной причиной самоубийств у подростков, большинство экспертов относят ее к числу основных [14], суицид в свою очередь – вторая по частоте причина смертности среди молодых людей 15-29 лет по данным ВОЗ [2]. Тот факт, что российская молодежь практически постоянно находится онлайн [5], проводя значительную часть своего времени в социальных сетях интернета [2], усиливает необходимость поиска ответа на вопрос о роли интернета и социальных сетей в развитии депрессии у подростков.
Цифровые технологии оказывают разностороннее влияние на повседневную жизнь взрослых, одновременно создавая пространства как для новых рисков, триггеров и травм, так и для получения поддержки, приобретения друзей и переживания чувства принадлежности.
Степень разработанности. Нужно заметить, что в последние годы появилось большое количество работ посвященных компьютерной зависимости и интернет зависимости. Однако работ посвященных влиянию именно социальных сетей на психику и психологию человека остается сравнительно немного.
Тема же особенностей, частоты использования социальных сетей людьми с различным уровнем удовлетворенности жизни остается практически не освещенной не только в отечественной, но и в зарубежной специальной литературе.
Цель исследования – выявить особенности использования социальных сетей людьми с разным уровнем удовлетворенности жизнью.
Объект исследования – удовлетворенность жизнью.
Предмет исследования – особенности использования социальных сетей людьми с разным уровнем удовлетворенности жизнью.
Гипотеза исследования. Люди с низким уровнем удовлетворенности жизни используют социальные сети не активно, в основном вымещая там свою агрессию. Люди с высоким уровнем удовлетворенности жизнью часто проводят время в социальных сетях, активно обмениваются информацией, ищут новых друзей и т.д.
Задачи исследования:
1. Установить подходы к изучению понятия «удовлетворенность жизнью;
2. Проанализировать особенности влияния социальных сетей на человека;
3. Произвести описание выборки и методик исследования;
4. Описать результаты собственного исследования;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
Организационная база исследования: исследование проводилось на базе социальной сети «ВКонтакте». В исследовании приняло участи е50 человек обоих полов в возрасте от 17 до 60 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа. первый этап – это сбор информации и теоретический анализ: ноябрь-декабрь.
Второй этап – это опрос респондентов исследования: декабрь.
Третий этап – это эмпирическое исследование и анализ результатов исследования: декабрь.
Методы исследования. Анализ, синтез, дедукция, эмпирико-статистические методы.
Методики исследования. Для измерения уровня удовлетворенности жизнью было проведено социально-психологическое измерение уровня удовлетворенностью жизни среди пользователей социальной сети «ВКонтакте». В исследовании приняло участие 50 чел.
На первом этапе опрашиваемые проходили тестирование шкалой удовлетворённости жизнью (сокр. ШУДЖ, англ. Satisfaction With Life Scale, сокр. SWLS).
На втором этапе испытуемые были опрошены методиками САН и Диагностика уровня личностной невротизации (В.В. Бойко).
Статистически обрабатывались средние арифметические показатели по шкалам методик.
Теоретико-методологическая база исследования. Данной базой исследования послужили труды таких исследователей как Белинская Е.П., Бочавер А.А., Докука С.В., Сивак Е.В., Смирнов И.Б., Губанова А.Ю., Гуркина О.А., Мальцева Д.В., Королева Д.О., Никишина В.Б, Клюева Н.В., Самосват О.И., Поливанова К.Н., Королева Д.О. и др.
Практическая значимость исследования. Результаты настоящего исследования могут быть использованы при написании научных статей посвященных проблемам влияния социальных сетей, а так же особенностей использования социальных сетей людьми с различными уровнями удовлетворенностью жизнью.
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ЖИЗНЬЮ
1.1. Подходы к изучению понятия «удовлетворенность жизнью»
Удовлетворенность жизнью – характеристика субъективно-объективная. Это означает, что на нее влияют как потребности человека, так и субъективные представления человека о своей жизни [2].
Удовлетворенность жизнью граждан – первостепенная забота государства. Именно поэтому ВЦИОМ регулярно проводит мониторинг удовлетворенности жизни россиян, включая в него от 13 до 17 показателей, среди которых безопасность физическая, экологическая, материальное благополучие, достижение поставленных целей, эмоциональное благополучие, предполагающее гармоничные взаимоотношения с людьми, творческая самореализация, плодотворный досуг, социальный статус и др.
Понятно, что есть много факторов, снижающих нашу жизненную удовлетворенность. Это проблемы со здоровьем у нас или наших близких, неблагоприятные жилищные условия, плохая материальная обеспеченность, конфликты в семье, на работе и многое другое.
Что же способствует повышению нашей удовлетворенности жизнью? Ответу на этот вопрос посвящено множество экономических, социологических, психологических исследований.
Существует ряд научных теорий. Например, Теория достижения целей, появившаяся в начале 80-х годов ХХ века, утверждает, что человек испытывает удовлетворенность, если достигает поставленные цели, с чем трудно не согласиться [3, с. 172].
Теория Множественного несоответствия утверждает, что удовлетворенность жизнью зависит от разницы между тем, что хочет человек и тем, что имеет. Например, согласно этой теории, люди чувствуют себя несчастными минимум в трех случаях:
Когда сравнивают себя с другими и понимают, что имеют меньше, чем те, кого они считают для себя значимыми людьми, «важными персонами», (у Василия Ивановича машина круче, чем моя, и дача тоже, дети за границей учатся).
Если на каком-то жизненном этапе они имели доступ к ресурсам, а потом утратили его. Например, бывший главный инженер ныне в должности охранника, или бывший главный бухгалтер, работающий сейчас вахтером, могут быть сильно не удовлетворены жизнью из-за потери статуса и дохода.
Если в прошлом люди имели некие цели и мечты, но по каким-то причинам их не достигли (не приобрели желательных для себя ресурсов).
Чувство удовлетворенности жизнью складывается из субъективного восприятия нашего социального положения, или как степень разрыва между нашими ожиданиями и реальностью. В качестве примера можно разобрать т.н. «синдром отличника». Человек учится отлично в школе или институте и думает, что раз он отличник, перед ним в жизни ковровая дорожка будет расстилаться. На встречах выпускников выясняется, что более успешными в жизни, как правило, становятся «троечники», а отличники особых высот не достигли. Надо ли здесь еще упоминать о таких побочных эффектах, как фрустрация, разочарование, неуверенность в себе?
Мы удовлетворены, когда ждем худшего, чем получаем в итоге. Например, начальник за провинность нас только отругал, а мог премии лишить, в должности понизить, или уволить. И, наоборот, мы не удовлетворены, если наша работа осталась незамеченной, или наш труд не оценили по заслугам [15].
В 2016 году был проведен опрос, названный «Всемирным опросом Гэллапа» (или Self-reported life satisfaction -самоопределение жизненной удовлетворенности) – набор общенациональных репрезентативных исследований, проведенных в более чем 160 странах, на более чем 140 языках. Рейтинг опроса возглавили скандинавские страны, самые низкие оценки были в странах Африки. Выяснилось, что оценка личного