Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования обусловлена заинтересованностью каждого человека как субъекта труда в построении своего профессионального и карьерного пути, основанного на личностном росте и самосовершенствовании.
Современные социально-экономические условия приводят к непрерывным изменениям мира профессий, в котором некоторые специальности устаревают, другие только появляются, но даже те профессии, что стабильно востребованы, предполагают систематические обновления в содержании труда. Поэтому для успешного профессионального развития специалист должен быть все время мобилизован и готов к непрерывному процессу образования и дополнительного обучения.
Профессиональная карьера в текущем положении дел – это не смена должностей, и даже не движение по ступеням с нижней на верхнюю, но перемена предметных областей приложения сил и характера создаваемых результатов, востребованных обществом. Поэтому перед системой психологического сопровождения стоит задача в развитии самостоятельно мыслящего молодого человека, способного принимать ответственное решение о выборе карьерного пути или о перемене профессии.
Актуальность проблемы исследования определяется отсутствием у значительной части современной молодежи четких представлений о будущей профессиональной деятельности и реальной карьере, что создает значительные трудности на пути ее профессиональной социализации.
Степень разработанности темы исследования. В зарубежной науке разнообразные аспекты изучения карьеры и карьерных ориентаций были произведены Д. Сьюпером, Д. Холландом, Э.Г. Шейном и др.
Среди отечественных исследователей феномена карьеры можно назвать таких как: А.К. Гусева, А.А. Деркач, Е.П. Ильин, А.Я. Кибанов, Л.А. Коростылева, Е.А. Могилевкин, О.В. Москаленко, Ю.П. Поваренков и пр.
Особенности развития карьерных ориентаций в молодежной среде рассматривали Ю.А. Бурмакова, Л.И. Почебут, В.А. Чикер, О.П. Терновская, Д. Холланд и др.
Однако следует отметить, что специфику карьерных ориентаций в молодежной среде чаще изучают в русле экономической, педагогической и социологической науки, в то время как чисто психологических исследований подобной тематики явно недостаточно. В связи с этим, обращение к проблеме взаимосвязи черт личности и карьерных ориентаций в молодежной среде является актуальным и востребованным, как наукой, так и практикой.
Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи черт личности и карьерных ориентаций у молодых людей.
Объект исследования: черты личности и карьерные ориентации.
Предмет исследования: взаимосвязь черт личности и карьерных ориентаций у молодых людей.
Гипотеза исследования: предполагается, что карьерные ориентации у молодых людей обусловлены их личностными чертами, в частности, уровнем притязаний и преобладающими ценностями.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «личность», «личностные особенности» и основные теории личности.
2. Выполнить анализ научных подходов к исследованию профессиональной карьеры и карьерных ориентаций.
3. Эмпирически выявить карьерные ориентации и черты личности (уровень притязаний и преобладающие ценности) у молодых людей.
4. Установить взаимосвязь между карьерными ориентациями и чертами личности (уровнем притязаний и преобладающими ценностями) молодых людей.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды К.А. Абульхановой-Славской, А. Адлера, Г. Айзенка, Б.Г. Ананьева, А.С. Бажина, Ю.Л. Деражне, Е.П. Ильина, Д.П. Легчилиной, Е.А. Могилевкина, Е.Г. Молла, О.В. Москаленко, П. Мучински, Ф.О. Семеновой, Д. Сьюпера, 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона, К.Г. Юнга и др.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- тестирование;
- качественный и количественный анализ эмпирических данных;
- математико-статистическая обработка эмпирических данных.
Методики исследования:
- методика «Уровень притязаний личности» (В.К. Гербачевский);
- 36-пунктовый П. Спектора;
- методика диагностики ценностных ориентаций (МДЦО).
Организационная база исследования: исследование было проведено на базе МАУ «Молодежный центр» при участии 30 молодых людей в возрасте от 18 до 21 года (15 юношей и 15 девушек).
Этапы исследования:
На первом этапе исследования (сентябрь 2019 г.) был произведен анализ научной литературы по проблеме исследования, который позволил конкретизировать основные понятия исследования, определиться с планами на эмпирическое исследование.
На втором этапе исследования (октябрь 2019 г.) был произведен подбор диагностических методик для выполнения эмпирического исследования, сформирована выборка испытуемых.
На третьем этапе исследования (ноябрь 2019 г.) была проведена диагностика учащихся по выбранным методикам исследования, полученные данные были обработаны и представлены в табличной форме и графически.
На четвертом этапе исследования (декабрь 2019 г.) были обобщены результаты исследования, сделаны основные выводы, сформулированы рекомендации, оформлена курсовая работа.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
- психологами, работающими с молодежью, с целью оказания помощи в выборе карьерного пути;
- студентами, обучающимися по психологическому профилю, с целью самоподготовки к тематическим семинарским и практическим занятиям;
- учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью обобщения эмпирических и диагностических данных.
Структура работы. Курсовая работа представлена введением, двумя главами, структурированными на параграфы, заключением, списком литературы и приложением.
Глава 1. Теоретические основы изучения черт личности и карьерных ориентаций в молодежной среде
1.1 Понятия «личность», «личностные особенности» и основные теории личности
Проблема личности является одной из самых сложных проблем, обсуждаемых не только психологами, но и культурологами, философами. Серьезные трудности возникают уже при попытках описать реальность, обозначенную термином «личность». Несмотря на большую работу, проделанную многими исследователями по уточнению понятия «личность», единого и общепринятого определения пока нет.
Как известно, понятие личности менялось со временем. Так, мы можем говорить о личности только с определенного момента в истории, поскольку до этого момента человек еще не знал, что он личность, стремясь слиться с окружающим миром. Э. Фромм [29] писал, что в средние века человек ощущал себя неотъемлемой частью социального и религиозного сообщества, в рамках которого он обретал себя, когда он как индивид еще не отделился полностью от своей группы. В новое время, когда он столкнулся с необходимостью осознать себя как независимого, самостоятельного человека, его самоидентификация стала для него проблемой. В XVIII и XIX веках понятие «Я» чрезвычайно резко сузилось: «Я» утверждалось размером собственности. Такое понятие стало выражаться не формулой «Я есть то, что я думаю», а формулой «Я есть то, что я имею», «Я есть то, чем я обладаю».
В «Большом психологическом словаре» [8], авторы отмечают некоторые аспекты проблемы многообразия подходов к пониманию личности:
- многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его особенной жизни;
- междисциплинарный статус проблемы, находящийся в сфере изучения общественных и естественных наук;
- зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская, К.А. Развитие профессионализма государственных служащих: методология и практика / К.А. Абульханова-Славская; под общ. ред. А.А. Деркача. – М. : Изд-во РАГС, 2018. – 102 с.
2. Адлер А. Наука о характерах. Понять природу человека / А. Адлер. – М. : Гаудеамус, 2014. – 256 с.
3. Айзенк, Г. Структура личности / Г. Айзенк. – М. : Ювента, 2019. – 464 с.
4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2011. – 228 с.
5. Анциферова, Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) / Л.И. Анциферова // Психологический журнал. – 2019. – № 3. – С. 5–17.
6. Бажин, А.С. Карьера и профессиональные компетенции специалистов / А.С. Бажин // Высшее образование сегодня. – 2017. – № 9. – С. 37–39.
7. Байрамов, А.С. Психология / А.С. Байрамов, А.А. Ализаде. – Баку : Наука и образование, 2010. – 540 с.
8. Большой психологический словарь / ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2016. – 672 с.
9. Волкова, Л. Женщина и карьера / Л. Волкова. – СПб. : Питер паблишинг, 2017. – 285 с.
10. Деражне, Ю.Л. Профессиональная карьера, путь к успеху / Ю.Л. Деражне. – М. : Эгвес, 2018. – 368 с.
11. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2014. – 701 с.
12. Коржова, Е.Ю. Психология личности : типология теоретических моделей / Е.Ю. Коржова. – СПб. : Институт практической психологии, 2014. – 542 с.
13. Коростылева, Л.А. Психологические барьеры и готовность к нововведениям / Л.А. Коростылева, О.С. Советова. – СПб. : ЦИПКРРиСПО, 2015. – 32 с.
14. Кули, Ч.Х. Социальное сознание / Ч.Х. Кули // Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины ХХ века : сб. переводов. Сер. «Теория и история социологии» / Центр социал. научн. информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии ; сост. и переводчик В.Г. Николаев ; отв. ред. Д.В. Ефременко. – М., 2010. – С. 98–111.
15. Легчилина, Д.П. Диагностика карьерных ориентаций как ценностного компонента профессиональной деятельности / Д.П. Легчилина // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2017. – № 76. – С. 119–122.
16. Маркова, А.К. Эффективность труда. Работоспособность. Трудоспособность. Карьера / А.К. Маркова // Психологические основы профессиональной деятельности : хрестоматия / сост. В.А. Бодров. – М. : Пер Сэ : Логос, 2017. – С. 355–361.
17. Мид, Дж. От жеста к символу / Дж. Мид // Американская социологическая мысль : тексты / под ред. В.И. Добренькова. – М. : МГУ, 2014. – С. 215–224.
18. Могилевкин, Е.А. Карьерный рост : диагностика, технологии, тренинг : монография / Е.А. Могилевкин. – СПб. : Речь, 2017. – 336 с.
19. Молл, Е.Г. Планирование своей карьеры руководителем / Е.Г. Молл // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / ред. Л.В. Винокуров. – СПб. : Питер, 2011. – С. 465–475.
20. Москаленко, О.В. Акмеология профессиональной карьеры личности / О.В. Москаленко. – М. : РАГС, 2017. – 352 с.
21. Мучински, П. Психология, профессия, карьера / П. Мучински. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2014. – 539 с.
22. Петровский, А.В. Теория личности с позиции категориального анализа психологии / А.В. Петровский // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб. : Питер, 2011. – С. 75–84.
23. Пиаже, Ж. Теория Пиаже / Ж. Пиаже // История психологии. XX век : хрестоматия / ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2013. – С. 717–777.
24. Поваренков, Ю.П. Проблема способов профессионального становления личности / Ю.П. Поваренков // Учитель. Преподаватель. Тренер : VI Международная научно-практическая конференция, 8-9 июля 2010 года / ред. Л.М. Митина. – М. : ПИ РАО : МГППУ, 2010. – Т. 1. – С. 70–74.
25. Психология личности : в 2-х т. : хрестоматия. – Самара : БАХРАХ, 2019. – 2 т.
26. Семенова, Ф.О. Карьера как психолого-акмеологическая проблема : междисциплинарный подход / Ф.О. Семенова // Педагогическое образование и наука. – 2017. – № 5. – С. 63–65.
27. Сьюпер Д. // Психология : биографический библиографический словарь / под ред. Н. Шихи, Э.Дж. Чепмана, У.А. Конроя. – СПб. : Евразия, 2019. – С.
28. Фрейд, 3. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – М. : Азбука, 2013. – 480 с.
29. Фромм, Э. Искусство быть : монограф. / Э. Фромм. – М. : АСТ, 2013. – 352 с.
30. Хорни, К. Борьба личности за самоосуществление / К. Хорни. – М. : Астер-Х, 2013. – 112 с.
31. Чернышев, Я.А. Понятие «профессиональная карьера» : потребностно-мотивационная характеристика / Я.А. Чернышев // Мир психологии / ред. Д.И. Фельдштейн. – 2015. – № 2. – С. 221–233.
32. Чернышев, Я.А. Понятие «профессиональная карьера» : сущностно-содержательная характеристика / Я.А. Чернышев // Мир психологии / ред. Д.И. Фельдштейн. – 2017. – № 4 (52). – С. 257–267.
33. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Э. Эриксон. – М. : Флинта : МПСИ : Прогресс, 2016. – 352 с.
34. Юнг, К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / К.Г. Юнг. – М. : Канон +, 2013. – 320 с.
35. Ядов, В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В.А. Ядов // Психология личности в трудах отечественных психологов : хрестоматия / Л.В. Куликов. – СПб. : Питер, 2019. – С. 332–344.