Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что качественная организация порядка получения медикаментов – залог успешного решения проблем и преодоления кризиса в сфере охраны здоровья, связанного с недостаточно внимательным отношением власти к диагностическим, лечебным и профилактическим мероприятиям населения.
Медикаментозное обеспечение в первую очередь должно касаться наиболее уязвимых и беззащитных категорий населения. Социальную значимость таких проектов сложно переоценить. Стоит отметить, что подобное действие направлено на скорейшее преодоление и предотвращение вероятных рисков. Обеспечить незащищенных людей необходимыми лекарственными средствами – важная составляющая для поддержания их здоровья и, как следствие, нормального уровня и качества жизни.
Для обеспечения доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств для населения государство разрабатывает стратегии развития фармацевтической промышленности России на период до 2020 года и лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года. Целью, которых является определение приоритетных направлений развития фармацевтической промышленности Российской Федерации, путей их реализации, а также населения лекарственными средствами отечественного производства.
Предметом курсовой работы выступают нормы права, регулирующие обеспечение лекарственными средствами населения.
Объектом курсовой работы является сфера социального обеспечения населения лекарствами и изделиями медицинского назначения.
Цель курсовой работы состоит в комплексном исследовании лекарственной помощи в РФ.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
– определить понятие и правовое регулирование лекарственной помощи в РФ.
– изучить право граждан на лекарственную помощь в РФ.
– проанализировать государственную социальную политику в области лекарственной помощи в РФ
– выявить проблемы предоставления лекарственной помощи в РФ и пути ее совершенствования.
При написании курсовой работы были использованы такие методы, как анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Научной базой исследования явились труды ученых, внесших значительный вклад в сфере медицины Л.В. Мошковой, Е.А. Тельновой, Е.А. Максимкиной были заложены основы научных подходов к управлению процессом реализации государственных программ лекарственной помощи отдельных категорий граждан.
Сформированные основы управления лекарственной помощи с учетом региональных особенностей получили свое развитие в работах Р.С. Сафиуллина, Р.Г. Раздорской, Д. Х. Шакировой, и др.
Научная новизна данной работы определяется самим выбором практически мало исследованного правового регулирования лекарственной помощи в РФ.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в положениях, выводах и рекомендациях, высказанных в процессе работы над темой исследования, имеющими определенную научную значимость при разработке некоторых правовых проблем.
1 Лекарственная помощь как вид социального обеспечения
1.1 Понятие и правовое регулирование лекарственной помощи в РФ
Охрана здоровья – это одно из направлений, которое развивается и поддерживается государством в рамках социальной политики. Право на охрану здоровья в частности обеспечивается благодаря производству и последующей реализации наиболее качественных, безопасных и, что самое главное, доступных лекарственных препаратов. К тому же, сегодня каждый гражданин имеет право получить бесплатную лекарственную помощь, и в особой степени это касается тех, у кого были диагностированы опасные заболевания, которые ведут к серьезным последствиям для здоровья/5, c 27/.
Лекарственная помощь – это вид государственного социального обеспечения, заключающийся в бесплатном либо льготном обеспечении граждан лекарственными средствами и препаратами.
На сегодняшний день в особой степени следует обращать внимание на обеспечение граждан жизненно необходимыми лекарственными препаратами, а также важнейшими лекарственными препаратами, которые могут поддерживать их активность и трудоспособность.
Лекарственное обеспечение осуществляется в рамках программы государственных гарантий, касающихся бесплатного оказания любых видов медицинского обслуживания, а также при оказании некоторых видов такой медицинской помощи, как:
– первичная медицинская или санитарная помощь в условиях пребывания в дневном стационаре, а также неотложная медико–санитарная помощь;
– узкоспециализированная медицинская помощь, в том числе с использованием высоких технологий;
–скорая медицинская помощь, в том числе та, что носит узконаправленный специализированный характер и предназначена для лиц с тяжелыми заболеваниями;
– паллиативная медицинская помощь, которую граждане могут получить в стационарных условиях /9, c 18/.
Все лекарственные препараты, которые используются при реализации вышеназванных видов помощи, применяются при оказании медицинской помощи в рамках указанных программ, и поэтому не подлежат оплате за счет личных средств самих граждан. Это значит, что государство берет на себя ответственность за лекарственное обеспечение граждан, и поэтому они имеют право заявить о своих намерениях и получить адресную медицинскую помощь со стороны учреждений, уполномоченных в данном вопросе.
Более 95% всех врачебных назначений – лекарственные препараты. Лекарственная терапия – один из основных видов медицинских вмешательств. Для общества обеспечение лекарствами выступает индикатором доступности и качества медицинской помощи /10/.
Легального понятия «лекарственное обеспечение» не существует, хотя термин широко используется в нормативных актах. В специальной литературе это понятие также вызывает дискуссии. Одни авторы рассматривают его в широком смысле – как обеспечение потребителей лекарственными препаратами для медицинского применения. Другие авторы подразумевают под ним обеспечение отдельными лекарствами по списку отдельных групп населения – нетрудоспособных, страдающих орфанными заболеваниями и др. Именно этот подход получил распространение в отечественном законодательстве /12/.
Доступность лекарства определяет ряд взаимосвязанных факторов – экономических, правовых, физических и иных. Сочетание рыночного саморегулирования и грамотного государственного регулирования способно обеспечить доступность лекарств для граждан.
Специфика правового регулирования отношений по бесплатному оказанию медицинской помощи и их социально–обеспечительная сущность проявляются в отраслевых нормах права социального обеспечения. Одним из сопутствующих элементов бесплатного оказания гражданам медицинской помощи является лекарственная помощь. Следует отметить, что не на всех этапах оказания лекарственной помощи соответствующие отношения регулируются нормами права социального обеспечения.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет следующее. Право на охрану здоровья обеспечивается в т. ч. посредством производства и реализации качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов (ч. 2 ст. 18) /2/.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» – не единственный федеральный закон, который определяет специальные правовые режимы лекарственного обеспечения. Статья 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178–ФЗ «О государственной социальной помощи» закрепляет набор социальных услуг, которые государство предоставляет отдельным категориям граждан /3/.
Обеспечить широкие слои населения доступными лекарствами поможет лекарственное страхование. Этот вид страхования используется в ряде государств, где обеспечение лекарствами и их доступность для населения в приоритете у государства.
Основной документ, на основе которого строится концепция лекарственного страхования в России, – Стратегия лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 г. Стратегию утвердил Минздрав России приказом от 13.02.2013 № 66 /4/.
В качестве приоритета государственной политики в сфере лекарственного обеспечения Стратегия указывает всеобщность. Но мероприятия по
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2018). – М. : Юрист, 2018. – 48 с.
2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон РФ от 21.11.2011 N 323–ФЗ (ред. от 08.03.2017 г.) // Российская газета. – 2017. – № 163.
3. О государственной социальной помощи: федер. закон РФ от 17.07.1999 N 178–ФЗ (ред. от 10.11.2016 г.) // Российская газета – 2019. – № 3.
4. Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации: приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 февраля 2013 г. № 66 // Собр. законодательства РФ. – 2019.–№30
5. Аджиенко В.Л. Развитие системы страхования лекарственного обеспечения населения при амбулаторном лечении / В. Л. Аджиенко // Фармация.- 2015. – № 5. –С. 27–30.
6. Алексеев Н. А. Оптимизация лекарственного обеспечения в многопрофильной больнице на основе фармакоэкономического анализа / Н. А. Алексеев //Экономика здравоохранения. – 2014. –№ 1. –С. 42–45.
7. Величковский Б. Т. Реформы и здоровье населения страны. – М., 2011. – 36 с.
8. Вилькен А. Е. Лекарственная политика: позиция Минздрава России / А. Е. Вилькен // Медицинский курьер. – 2017. – № 2 (3) – С. 25–26.
9. Джупарова И.А., Сбоева С.Г. Методика оптимизации фармацевтической помощи отдельным категориям граждан / И. А. Джупарова, С.Г. Сбоева // Фармация. –2014. –№ 1. С. 18–21.
10. Казакова Е.В., Капитоненко Н.А. Лекарственное страхование как система повышения доступности населения в качественной и эффективной лекарственной терапии / Е. В. Казакова, Н. А. Капитоненко // Дальневосточный медицинский журнал. –2014. – № 3. –С. 104–107.
11. Колоцей И.А. Конституционные основы правового регулирования лекарственного обеспечения / И.А. Колоцей // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. –2013. –№ 2. –С. 71–74.
12. Медик В. А., Юрьев В. К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. – М.: Медицина, –2013. – 368 с.
13. Миронова Т.К. Право на лекарственную помощь и лекарственное обеспечение / Т.К. Миронова // Вопросы российского и международного права. –2016. –№ 5. –С. 97–112.
14. Овод А.И. Управление лекарственным бюджетом / А.И. Овод //Главный врач.–2015. –№ 10. –С. 27.
15. Падалкин В.П. Расходы на лекарственное лечение растут, федеральные ассигнования не увеличиваются /В.П. Падалкин // Медицинский курьер. – 2017. – № 2(3) – С. 26–27.
16. Стародубов В.И. Проблемы и перспективы финансирования российского здравоохранения / В.И. Стародубов //Экономика здравоохранения. –2015. –№1. –С. 6–9.
17. Тельнова Е.А. Критический анализ состояния системы лекарственного обеспечения льготной категории населения / Е.А. Тельнова //Фармация. –2016. –№3.–С. 16–20.
18. Шубина Л.Б. Экономические аспекты лекарственного обеспечения медицинской помощи / Л.Б. Шубина // Фармацевтический менеджмент. –2018. – № 3. –С. 18–25.
19. Юргель Н.В., Хубиева М.Ю. Особенности региональной лекарственной политики в условиях модернизации здравоохранения / Н.В. Юргель, М. Ю. Хубиева //Фармация. –2017. –№5. – С. 39–42.