Фрагмент для ознакомления
2
активности, а тем самым и сознания. Благодаря языку сознание формируется и развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность человеческой деятельности и общения (Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание, М., 1957; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание, М., 1972; Леонтьев А.Н., Деятельность. Сознание. Личность, М., 1977; Лурия А. Р. Язык и сознание, М., 1979; Марголис Дж. Личность и сознание, пер. с англ., М., 1986; Велихов Е. П., Зинченко В.П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода, ВФ, 1988, № 11). По определению В. Вундта, сознание в психологии заключается в том, что мы находим в себе определенные психические состояния. С этой позиции сознание представляет собой внутреннее свечение, которое иногда бывает ярче или темнее, а может вообще погаснуть. У. Джеймс определяет сознание как хозяина психических функций, практически отождествляя его с субъектом. К. Ясперс считает сознание в психологии особым психическим пространством, своего рода «сценой».
Стаут пишет о том, что сознание бескачественно, поскольку само является качеством психических процессов и явлений. Л.С. Выготский рассматривает «сознание» как рефлексию человеком действительности, самого себя и собственной деятельности. Б. Ананьев пишет о сознании как о психической деятельности, динамическом соотношении логических и чувственных знаний, их системе. По его мнению, сознание выступает составной частью эффекта действия. Сознание является высшим уровнем саморегуляции и психического отражения, который присущ только человеку. Оно выступает как меняющаяся совокупность образов чувственного и умственного уровней во внутреннем опыте человека, которые способны предвосхищать его практическую деятельность. Его изучение сталкивается с серьезными трудностями. Во-первых, это связано с тем, что психологические явления представляются человеку и осознаются им в той мере, в которой он способен их осознать.
Во-вторых, сознание не локализуется во внешней среде и его нельзя расчленить во времени. Поэтому его невозможно изучать стандартными психологическими методами (измерять, сравнивать). Структура сознания в психологии разделяется на три уровня отражения действительности: чувственно-эмоциональный (отражение объекта действительности органами чувств); рационально-дискурсивный (отражение объекта опосредованное, то есть выделение в нем обобщающих существенных черт и свойств); интуитивно-волевой (целостное восприятие объекта, определяет самосознание, приводит к единству чувства и разум) [37].
Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления. В психологии различают несколько видов сознания человека:
• житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
• проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;
• научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;
• эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;
• этическое – определяет нравственные установки человека. В отличие от остальных видов сознания, уровень развития этического (нравственного) сознания человека в психологии трудно оценить.
В практике жизни все виды сознания переплетаются и создают у каждого человека неповторимое сочетание, что также определяет его индивидуальность. Сознание человека развивается с развитием цивилизации, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано открытиями в науке, глобальной информатизацией, переходом на новый качественный уровень развития общества.
Если сознание является психической деятельностью, то обладает и активностью. Активность может быть определена как совокупность обусловленных индивидом моментов движения деятельности. Нет деятельности вне активности и активности вне деятельности (А.Н. Леонтьев). Активность сознания зависит от его уровня и состояния в настоящий момент. Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели, как идеализированной и нашедшей свой предмет потребность
человека, как такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и потребность изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, цели человека порождены как общественной практикой, так и объективным миром. Однако человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Беспредельно многообразный объективный мир, отражаясь в сознании человека образует сложный мир. В этом духовном пространстве движется и творит человеческая мысль.
Мысль движется как по готовым шаблонам, так и прокладывает новые пути, изменяя устаревшие нормы. Она обладает способностью к новациям, творчеству. Мысль как порождение разума отпечатывается в сознании человека. В сознании людей возникают и истинные, и иллюзорные представления. В психологии выделяются некоторые свойства сознания, которые были использованы нами при развитии идей новой педагогики воспитания: 1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой творческой деятельностью для ее достижения;
2) сознанию присуща интенциональность (Гуссерль), т. е. направленность на какой-либо предмет;
3) способность человеческого сознания к рефлексии (Л.С. Выготский), самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;
4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности [3];
5) отражает причинность развития субъекта, отраженных в совокупности чувственных и умственных образах, характере действий. Индийский философ Шри Ауробиндо писал, что «сознание – это не только сила самовосприятия своего «я» и окружающего мира, оно обладает динамической созидательной энергией и может реагировать на окружающие действия или вовсе воздерживаться от всякой реакции» [7].
Сознание – структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания.
Отсюда различение обыденного, научного, философского, эстетического и религиозного осознания мира, а также чувственного и рационального уровней сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия включены в структуру сознания, а также акт внимания как его необходимое средство. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношения к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроения, или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.), и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т.п.). Знания в силу определенного отношения к объекту познания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами, а это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром. Поэтому чувства, эмоции характеризуют «окраску» сознания. Процесс познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека – потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное отражение, так и чувства. Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект (внимание), эмоциональной сферой.
Сознание личное – это сущностное ядро субъектности человека, которое существует у него в течение всей его жизни, вбирая в себя все
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Годунов М.В. О сходстве полярных стратегий смыслообразования / В сборнике: Психология - наука будущего Материалы VII Международной конференции молодых ученых «Психологиянаука будущего». Под редакцией А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. 2017. С.6-10.
2. Авдеева Н. Н. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет/Н. Н. Авдеева, А. И. Силвестру, Е. О. Смирнова// Воспитание, обучение и психологическое развитие. — М., 2017.
3. Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Издательство «Речь», 2003. — 296 с.
4. Алиева Ш.Г.К. Ценностные основания нравственного воспитания дошкольников//Теория и практика общественного развития. 2015. № 6. С. 67- 170.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: МПСИ, 2011. — 349 с. Назаренко Г. Познание ребенком собственного «Я»/Г. Назаренко//Психолог. — М., 2014. — № 43. — С. 16–18.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2009. - 398 с.
7. Васильева В. Ю. Специфика развития самосознания в старшем дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 366-367.
8. Горлова Н.А. Смысловая сфера современного ребенка как основа профилактики, коррекции и развития //Специальное образование. 2013. №2. С. 19-32.
9. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 53 с.
10. Ехлакова Т.Н., Смертина Л.А., Селянина Н.Н., Сальникова Л.В. Воспитательная система нравственного становления ребенка-дошкольника «Сад добродетелей»//Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 1. С. 56-64.
11. Карташова В.Н., Амбеталь А.В. Проблема формирования ценностного базиса современных дошкольников //Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 1. С. 52-56.
12. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971. Кригер Г.Н. Образ Я в профессиональном сознании // Наука и образование: Материалы Всероссийской научной конференции (12-13 апреля 2002г.). – Ч. 2. – Белово, 2002. – С. 223.
13. Левин К., Дембо Т., Фестишер Л., Сирс П. Уровень притязаний // Психология личности. Тексты. М., 1982.
14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
15. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности.- Изд. 2-е, испр. – М.:Смысл, 2003. – 487с.
16. Мухина В.С. Детская психология. М., Просвещение. 2015.
17. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Л.А. Венгера, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. - Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Началджян А.А. Социально-психическая адаптация. – Ереван, 1988. Орлов А.Б. Эмпирическая личность и ее структура // Вопросы психологии. – 1995. – № 2.
18. Намаканов Б. А., Токарев А. А., Добровольский Ю. А. Исследование формирования сознания в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 240-246
19. Немов Р.С. Психология – Кн.3: Психодиагностика. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. – М., 1960.
20. Непомнящая Н.И. Целостно-личностный подход к человеку // Развитие личности. Издательство: Московский педагогический государственный университет (Москва). №4. 2002. С.61—81, с. 73
21. Потанина Л.Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на разных этапах онтогенеза // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2011. № 4. С. 69-75.
22. Психология самосознания: Хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом «Бахарах-М», 2013. — 427с.
23. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.
24. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977. М