Фрагмент для ознакомления
2
импульсивность. При равенстве показателей делается вывод о стабильности аффективно-потребностной сферы личности, а также о высоком уровне волевой регуляции. Использование методики К. Томаса – Р. Килманна предполагает предъявление участнику эксперимента серии суждений из 30 пар. Ученик выбирает то суждение, с помощью которого можно описать наиболее типичную реакцию в ситуации конфликта. А экспериментатор впоследствии проставляет баллы, соответствующие ключу, суммировав которые, делает выводы о проявлении следующих форм поведения: соперничество, конкуренция, приспособление, избегание, сотрудничество. Содержание всех методик адаптировано под восприятие ребенка младшего школьного возраста (включает как формулировку, так и интерпретацию суждений). Подобрав необходимый инструментарий, мы приступили к проведению исследования.
Определение локуса контроля по методике Л.А. Радзиховского позволило установить, что только каждый пятый участник исследования набрал 13 и более баллов, что свидетельствует о высоком уровне самоконтроля. Каждый третий набрал до 13, что свидетельствует о низком уровне самоконтроля. Остальные (половина класса) набрали не больше 8 баллов. В таблице 1 представлены результаты исследования по данной методике.
Таблица 1. Результаты диагностики по методике «Определение локуса контроля поведения» Л.А. Радзиховского
Уровень контроля Критерии для сопоставления
количество во уч-ся количество баллов
высокий уровень 4 от 13 до 18
средний уровень 6 от 9 до 12
низкий уровень 10 от 1 до 8
Изучение импульсивности и уровня развития волевой регуляции с помощью методики В.Н. Азарова позволило установить, что об относительной стабильности исследуемого процесса можно говорить только в отношении каждого шестого третьеклассника. Способность контролировать свои эмоции и желания продемонстрировал каждый четвертый учащийся класса. Немногим больше половины от общего количества детей, участвующих в эксперименте, будут действовать под влиянием сиюминутных желаний, что свидетельствует об их импульсивности. Результаты исследования занесены в таблицу 2.
Таблица 2. Результаты диагностики с помощью «Анкетной методика измерения импульсивности» В.Н. Азарова
Шкалы Критерии для сопоставления
количество во уч-ся количество баллов
импульсивность 11 от 13 до 20
управляемость 6 от 7 до 12
стабильность 3 от 1 до 6
Использование методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению с помощью методики К. Томаса – Р. Килманна показала, что у каждого десятого сумма показателей по шкалам имеет практически одинаковые значения. Это означает, что в зависимости от ситуации они будут применять разные стратегии поведения. Каждый третий при возникновении конфликтных ситуаций будут применять стратегию соперничества, каждый пятый – тактику сотрудничества, к компромиссу склонен прибегать каждый шестой; такое же количество испытуемых будет стараться избегать конфликта; каждый десятый – приспособится. Результаты – в таблице 3.
Таблица 3. Результаты диагностики по методике «Предрасположенность личности к конфликтному поведению» К. Томаса – Р. Килманна
Название стратегии Количество учащихся в зависимости от выбора доминирующей стратегии или их сочетания
доминирующая сочетание
соперничество 6
сотрудничество 4
компромисс 3
избегание 3
приспособление 2
1
На основе полученных данных мы отразили на рисунке 1 характеристику класса в зависимости от умения управлять импульсивными побуждениями и выбирать доминирующую стратегию поведения.
Рисунок 1. Результаты констатирующего эксперимента
Итак, гипотеза подтвердилась: большинство не может сдерживать импульсивные побуждения, вследствие чего взаимодействие со сверстниками часто перерастает в конфликт. Говоря иначе, несогласие с точкой зрения оппонента вызывает агрессию.
2.2 Содержание работы социального педагога по профилактике конфликтов младших школьников
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, согласно которому преобладающим большинством учащихся в классе являются школьники, нетерпимые к чужому мнению, неспособные разрешать противоречия на основе поиска компромиссов, болезненно реагирующие на доминирование со стороны сверстников, мы перешли к следующему этапу исследования. Был организован формирующий эксперимент, цель которого заключается в реализации системы социально-педагогических мероприятий, направленных на профилактику конфликтов в среде учащихся младшего школьного возраста. В процессе проектирования содержания мероприятий мы придерживались мысли о том, что достижение устойчивого эффекта обеспечивается целостной системой. Другими словами, при проведении разовых мероприятий, пусть даже с определенной долей системности, удастся получить слабую динамику, что в целом не изменит общей картины по классу. Стало быть, необходима социально-педагогическая программа. Раскроем ее содержание.
Пояснительная записка. В соответствии с требованиями ФГОС образовательная деятельность учащихся начальной школы осуществляется не только через индивидуальную работу, но и через парную и групповую. Ведь самостоятельность, к чему, собственно, и готовят младших школьников на протяжении всего периода пребывания в образовательной организации, будет заключаться в рациональном структурировании собственного времени, определении магистральной цели, поиска оптимальных средств для ее достижения. Безусловно, с какой-то частью дел им удастся справиться самостоятельно. Другая же без участия окружающих невозможна. Вот почему еще на этапе младшего школьного возраста учащиеся должны получить навык бесконфликтного взаимодействия со сверстниками, прежде всего, путем ведения переговоров, а затем через освоение навыка превентивного реагирования. Именно по этой причине так важно реализовать содержание социально-педагогической программы, направленной на профилактику конфликтов младших школьников. Уважение к чужому мнению, отличного от собственного, терпимость к особенностям мировосприятия другого человека – вот те черты, которые свидетельствуют об истинной культуре в современном обществе.