Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ушли в прошлое времена, когда дошкольное образовательное учреждение воспринималось, как инстанция, которой родители могу передать ответственность за воспитание ребенка. Образовательная роль семьи в данный момент активно изучается и ценится все больше. Современное образование находится в поиске подходов, которые гармонично сочетали бы влияние на ребенка семейного воспитания и той работы, которая ведется педагогами ДОУ.
Проблема семейного образования и воспитания не нова, она рассматривалась еще в работах Э. Берджесса, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локка и других. Но большая часть этих исследований, относится к периоду, когда семейное воспитание было основой воспитания ребенка, а дошкольные образовательные учреждения еще не вошли в широкую практику.
Таким образом, мы имеем обширный методологический материал по проблемам организации воспитания ребенка в ДОУ и семье, но количество исследований о сотрудничестве двух этих образовательных институтов сравнительно мало.
При этом роль семьи в жизни дошкольника и ее воздействие на формирование его личности сложно переоценить. Семья и ДОУ два основных социальных сообщества, в которые включен дошкольник, они формируют его взгляды, моральные нормы, умения в сфере социального взаимодействия. Когда работа этих институтов входит в противоречие, ребенок оказывается в центре конфликта мнений, который он не может преодолеть самостоятельно. Естественно, что в таких обстоятельствах его личностное развитие не может происходить полноценно.
Внимание ДОУ к запросам семьи и ответная вовлеченность родителей в работу ДОУ, согласование стратегий воспитания – вот те пути, по которым должно пойти современное образование. ФГОС нового поколения призывает обратить особое внимание на потребности семьи и ее воспитательный потенциал, ориентироваться на желание родителей быть более информированными в деле образования и воспитания, предлагать им возможности для проявления личной инициативы в образовательном процессе.
Актуальность исследования заключается в потребности современного образования вступить во взаимодействие с семьей, поскольку несогласованность семейного воспитания и воспитания ребенка в ДОУ мешают создать для дошкольника комфортную среду развития.
Предмет исследования – специфика взаимодействия ДОУ и семьи в деле организации воспитания и образования ребенка.
Объект исследования – педагогическое просвещение и консультирование родителей как способ включения семьи в систему работы ДОУ.
Цель исследования – изучить потенциал просветительской и консультативной деятельности в деле организации взаимодействия семьи и ДОУ.
Согласно заданной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать теоретические исследования по теме организации взаимодействия семьи и ДОУ;
2) осветить вопрос о проблемных сторонах этого взаимодействия и запросах субъектов взаимодействия;
3) оценить возможности педагогической консультации в организации включения семьи в работу ДОУ.
Методы исследования: теоретические – анализ литературных источников.
Методологической базой исследования стали работы Л. А. Бурухиной, Л. С. Вакуленко, Т. С. Зубковой, И. А. Колесниковой и других.
Исследование состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы.
1. Проблематика сотрудничества семьи и ДОУ
Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия.
Чтобы полнее осветить вопрос взаимодействия родителей с дошкольным образовательным учреждением, необходимо сперва объяснить само понятие «взаимодействия». Сама форма этого слова обозначает взаимность происходящего процесса, связь неких явлений, их движение навстречу друг другу. Взаимодействие, таким образом, это способность действовать в одном направлении, помогая друг другу. Именно такой работы требует современное образование от родителей и ДОУ [5, 18].
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Заключение
Проблемы, стоящие перед современным педагогом, требуют от него умения эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы.
Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, психолог, технолог, обеспечивающий профилактику семейного неблагополучия, индивидуализированную адекватную помощь семье, находящейся в трудной жизненной ситуации или просто нуждающейся в информационной поддержке.
Как показывает опыт работы, совместная деятельность ДОУ и семьи способствует формированию психологической готовности к сотрудничеству, и созданию условий для гармоничного личностного развития ребенка в ситуации, где родители и ДОУ придерживаются одной воспитательной стратегии.
Сегодня семье нужна помощь в осознании новых реалий и подлинных жизненных ценностей, поддержка в освоении новых способов общения со своими детьми. Потому современное ДОУ призвано нести эту просветительскую миссию – оно должно стать детско-родительским центром, где каждая семья найдет поддержку и помощь в столь трудном вопросе, как воспитание детей.
Детский сад должен понимать необходимость постоянной оценки качества взаимодействия с семьей, разнообразить формы работы с семьями и педагогами по повышению педагогической компетентности.
Консультирование родителей по вопросам воспитания ребенка должно быть комплексным, систематическим, с одной стороны, опирающимся на потребности и запрос семьи, с другой, не идущим у нее на поводу, потому что зачастую родитель просто не знает, о каком аспекте воспитания спросить, не подозревает о существовании каких-то подходов, потому не может ими заинтересоваться.
Очевидно, что активность педагога, его готовность контактировать и находить индивидуальный подход к проблемам каждой семьи является ключевым фактором в организации совместной работы ДОУ и родителей.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Балалиева О. В. Методические аспекты развития социального партнерства в ДОУ // Теория и практика общественного развития. 2014. №15. С.77-80
2. Буртонова И. Б. Воспитательный потенциал семьи в системе социально-педагогической работы дошкольного учреждения // Вестник БГУ. 2012. №5. С.176-185
3. Бурухина Л. А. Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни // Эксперимент и инновации в школе. 2014. №6. С.8-11
4. Бучилова И. А., Поступинская Н. Е. Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников // Концепт. 2013. №9 (25). С.41-45
5. Вакуленко Л. С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи. М.: Детство-Пресс, 2011. – 160 с.
6. Василенко Н. Г. Детский сад и семья - единое образовательное пространство // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. №5. С.458-460
7. Галушко И. Г. Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьей // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. №2. С.75
8. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. Дошкольные учреждения и семья. М.: Линка-Пресс, 2001. – 224 с.
9. Зубкова Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений / Т. С. Зубкова, Н. В. Тимошина - 2-е издание - М.: Академия, 2004. – 238 с.
10. Карпова Е. Е. Методы организационно-управленческого взаимодействия детского сада и семьи // Челябинский гуманитарий. 2015. №2 (31). С.121-128
11. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой. М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
12. Лопсонова З. Б. Модель развития детско-взрослого сообщества // Вестник СВФУ. 2014. №2. С. 129-135
13. Максименко О. П. Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье. Семейное чтение // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. С.731-736
14. Мальгинова Л. А. Использование моделей, проектной деятельности и тематического планирования в организации образовательного процесса дошкольной организации на этапе реализации требований ФГОС до // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. С.747-750
15. Маркарян И. А. Взаимодействие детского сада и семьи приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №6 (25). С.69
16. Мигунова Е. В. Инновации в подготовке педагогов дошкольного образования к взаимодействию с семьей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №3 (14). С.175-178
17. Микляева Н., Болотина Л. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. Методическое пособие. М.: Айрис-Пресс, 2006. – 70 с.
18. Музыченко А. В. Психология и семья. Часть 2. Минск. Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, 2005. - 776 с.
19. Соснина Н. В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей // ЧиО. 2010. №4. С.25-29
20. Трушкина С. В. Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи. МБДОУ Атамановский детский сад комбинированного вида, 2013. - 16 с.