Фрагмент для ознакомления
2
2. Экспериментальное исследование особенностей фонематического анализа у детей с дисграфией
2.1 Организация процедуры исследования
Цель экспериментального исследования: изучение особенностей фонематического анализа у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Задачи исследования:
1. Выбрать методики эмпирического исследования, методы обработки результатов исследования.
2. Провести эмпирическое исследование.
3. Провести количественный и качественный анализ результатов исследования.
Организация исследования:
Констатирующий эксперимент проводился в естественных педагогических условиях на базе школа г. . с по 2019 года.
Экспериментальную базу исследования составили дети старшего младшего школьного возраста, являющиеся учениками школы. В эксперименте принимали участие 20 учеников второго класса в возрасте 8-9 лет. В состав экспериментальной группы вошли 10 учеников, в личных делах которых имелось заключение о наличии дисграфии, в контрольную группу вошли 10 учеников, не имеющих патологий письменной речи. Для всех детей русский язык был родным.
Экспериментальное исследование проводилось в два этапа. Первый этап включал диагностическое исследование особенностей фонематического анализа детей с целью определения его уровня развития. На втором этапе исследования была дана количественная и качественная оценка результатов.
Логопедическое обследование детей, принимающих участие в экспериментальном исследовании, проводилось согласно методике, описанной в работах Т.А. Фотековой, не требующей особой подготовки и не затрачивающей большого количества времени на проведение:
Задание 1. Определение места звука в слове.
Цель: выявить возможности детей определять место заданного звука в слове.
Инструкция: «Я сейчас тебе буду называть слова, ты внимательно слушай и скажи:
– какой первый звук ты слышишь в первом слове?
– какой третий звук ты слышишь во втором слове?
– какой второй звук ты слышишь третьем слове?»
Лексический материал: ЧАСЫ, САМОЛЕТ, ЛЕСНИК.
При оценке результатов учитывается правильность воспроизведения звуков, степень самостоятельности при выполнении задания. Оценка проводится согласно следующей шкале:
4 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления.
3 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, но допущено 1 – 2 ошибки.
2 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, но количество ошибок возросло до 3, требовалось интонированное выделение нужного звука.
1 балл – ребенок пытался справиться с заданием, но допустил до 5 ошибок, помощь логопеда не помогала.
0 баллов – ребенок не справился с заданием.
Задание 2. Определение количества звуков в слове.
Цель: выявить возможности детей определять количество звуков в слове.
Инструкция: «Я сейчас тебе буду называть слова, ты внимательно слушай и скажи, сколько в них звуков».
Лексический материал: РАК, СУМКА, ДИНОЗАВР.
При оценке учитывается правильность выполнения задания и степень самостоятельности при его выполнении. Оценка проводится согласно следующей шкале:
4 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления.
3 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, но допущено 1 – 2 ошибки.
2 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, но количество ошибок возросло до 3, требовалось интонированное выделение нужного звука.
1 балл – ребенок пытался справиться с заданием, но допустил до 5 ошибок, помощь логопеда не помогала.
0 баллов – ребенок не справился с заданием.
Задание 3. Определение последовательности звуков в слове.
Инструкция: «Я сейчас тебе буду называть слова, ты внимательно слушай и определи:
– какой по счету звук [С] в словах: САМОЛЕТ, ЧАСЫ, ТОРС?
– какой по счету звук [А] в словах: АИСТ, ЧАЙНИК, РУКА?
– какой по счету звук [Ш] в словах: ПУШКА, ОКОШКО, ЛЯГУШКА?»
Оценка проводится согласно следующей шкале:
4 балла – правильный ответ во всех трех группах слов.
3 балла – правильный ответ в двух группах слов.
2 балла – правильный ответ в двух группах слов при помощи логопеда.
1 балл – правильный ответ в одном слове при помощи логопеда.
Согласно полученным баллам, оценивается уровень успешности выполнения всех заданий:
От 36 до 28 баллов – высокий уровень.
От 27 до 19 – средний уровень.
От 10 до 18 – низкий уровень.
От 0 до 9 баллов – низкий уровень.
2.2 Результаты исследования особенностей фонематического анализа у детей с дисграфией
Анализ возможности детей определять место заданного звука в слове показал, что большинство детей экспериментальной группы испытывали определенные затруднения, в отличие от детей контрольной группы не смогли самостоятельно справиться с заданием (см. таблицу 1).
Таблица 1 – Анализ результатов исследования способности определения места звука в слове детьми контрольной и экспериментальной групп
Ребенок Выделение 1 звука Выделение 2 звука Выделение последнего звука Всего баллов
Экспериментальная группа
Ребенок 1 4 3 3 10
Ребенок 2 3 2 2 7
Ребенок 3 3 3 3 9
Ребенок 4 3 2 2 7
Ребенок 5 4 3 3 10
Ребенок 6 2 2 2 6
Ребенок 7 4 3 3 10
Ребенок 8 2 1 2 5
Ребенок 9 3 3 3 9
Ребенок 10 2 1 1 4
Контрольная группа
Ребенок 1 4 4 4 12
Ребенок 2 4 3 4 11
Ребенок 3 4 4 4 12
Ребенок 4 4 4 4 12
Ребенок 5 4 4 4 12
Ребенок 6 4 4 4 12
Ребенок 7 4 4 4 12
Ребенок 8 4 3 4 11
Ребенок 9 4 4 4 12
Ребенок 10 4 3 4 11
Согласно данным таблицы, большинство детей экспериментальной группы не смогли правильно расслышать заданный звук, трудности вызывало определение звука в двух и трехсложных словах, интонирование заданного звука экспериментатором не помогало. Дети показали результат – 1 балл. Три ребенка определили звук со второго раза при помощи логопеда и получили 2 балла. Дети контрольной группы успешно справились с заданием, однако у Ребенка 8 и Ребенка 10 наблюдались трудности в определении звука в трехсложном слове. По общему числу баллов количественные показатели контрольной и экспериментальной группы значительно отличаются (см. рисунок 1).
Рисунок 1 – Результаты количественных показателей исследования способности определения места звука в слове детьми контрольной и экспериментальной групп
При анализе определения количества звуков в слове были получены следующие результаты (см. таблицу 2).
Таблица 2 – Анализ результатов исследования способности определения количества звуков в слове детьми контрольной и экспериментальной групп
Ребенок Первое слово Второе слово Третье слово Всего баллов
Экспериментальная группа
Ребенок 1 4 2 1 7
Ребенок 2 4 2 2 8
Ребенок 3 3 2 2 7
Ребенок 4 4 2 2 8
Ребенок 5 4 2 1 7
Ребенок 6 4 3 1 8
Ребенок 7 4 3 1 8
Ребенок 8 4 3 2 9
Ребенок 9 3 2 1 6
Ребенок 10 3 2 2 7
Контрольная группа
Ребенок 1 4 4 4 12
Ребенок 2 4 4 4 12
Ребенок 3 4 4 3 11
Ребенок 4 4 4 3 11
Ребенок 5 4 4 4 12
Ребенок 6 4 4 4 12
Ребенок 7 4 4 4 12
Ребенок 8 4 4 3 11
Ребенок 9 4 4 4 12
Ребенок 10 4 4 3 11
При исследовании способности самостоятельного определения количества звуков в слове дети экспериментальной группы успешнее справлялись с односложным словом, трое детей не смогли справиться с заданием с первого раза, получив за выполнение задания 3 балла. При определении количества звуков в двухсложном и трехсложном словах, дети не смогли с первой попытки определить количество звуков, Ребенок 5 и Ребенок 7 добавляли лишнюю гласную букву: «динозавр – динозавар», Ребенок 6 определил в слове динозавр 7 звуков, не называя звук [н]. 40% детей контрольной группы также допускали ошибки при определении звуков в трехсложном слове, однако по общему числу баллов количественные показатели контрольной и экспериментальной группы значительно отличаются (см. рисунок 2).