Фрагмент для ознакомления
2
большинстве учебных пособий по праву социального обеспечения, социальное обеспечение называется институтом социальной защиты населения.
Таким образом, социальное обеспечение является одним из блоков социальной защиты населения. Оно сложилось как система мер защиты граждан от наступления неблагоприятных жизненных обстоятельств, влекущих за собой такие последствия, как утрата или снижение дохода, повышенные расходы или малообеспеченность.
Но, согласно позиции такого компетентного органа, как созданная Организацией объединенных наций в 1919 году и занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений Международная организация труда (далее – МОТ), «социальная защита» и «социальное обеспечение» – тождественные, разнозначные понятия. МОТ обобщает аналитические данные о состоянии деятельности механизма социальной защиты населения во всех странах мира и публикует их в виде документа под названием «Доклад о социальной защите в мире».
Социальная защита (социальное обеспечение) как одно из прав человека определяется как «совокупность мер и программ, направленных на сокращение и недопущение бедности и незащищенности в течение жизни всей человека. Российское государство относится к странам, государственные расходы на социальную защиту населения (за исключением здравоохранения) в которых составляют 10-15% от ВВП .
Социальная защита, согласно Рекомендации МОТ № 67, включает два основных направления:
1) доступ к необходимой медицинской помощи;
2) базовый уровень обеспеченности доходами на протяжении всей жизни, который должен быть гарантирован на государственном уровне.
Таким образом, МОТ считает гарантированность приемлемого уровня доходов (как для трудоспособного населения, так и для пожилых, неработающих людей) и возможность доступа к медицинской помощи главными составляющими социальной защиты.
Право на социальную защиту является одним из важнейших социальных прав. По сравнению с личными и политическими правами, социальные права менее универсальны и более статичны, то есть подвижны, так как по мере роста экономического благосостояния любой страны данный вид прав может расширяться. Кроме того, они применяются не только ко всем гражданам страны, но и к отдельным категориям населения. Также к отличительным признакам социальных прав относится их прямая зависимость от состояния экономики страны – чем богаче страна, тем действенней механизм их реализации и больше размеры социальных пособий и пенсий.
Обеспечение гарантий социальной защиты», по мнению законодателя, – одно из условий социального государства, каким объявлено Российское государство в ст. 7 Конституции РФ . Поэтому социальная защита населения является важнейшим направлением социальной политики российского государства, которое заключается в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества, как экономически активных, так и не работающих.
1.2. Понятие, сущность и значение социального проектирования в
системе социальной защиты
Социальное проектирование – относительно новое явление в нашей стране и сейчас набирает силу. Социальное проектирование является пограничной областью между социально-культурно-нравственным знанием и социальной деятельностью и, как результат деятельности социальных институтов, является элементом социальной политики.
Специфика социального проектирования, по мнению В.И. Курбатова и О.В. Курбатовой, проявляется в том, что в качестве результата данного процесса выступает либо создание образа социальных объектов, либо социальных качеств, либо же социальных процессов и отношений.
По мнению канд. социол. наук, доцента Л.А. Кривоносовой, социальное проектирование – одна из форм опережающего отражения действительности, процесс создания прототипа, предлагаемого или возможного объекта, специфическая деятельность, результатом которой является создание новых социальных явлений или процессов.
Социальное проектирование – это социально значимая деятельность, объединяющая общество и государство, и являющаяся результатом их совместных усилий, поэтому активное государственно-общественное партнерство является залогом создания и реализации социальных технологий. В современных исследованиях особое внимание уделяется межсекторному социальному партнерству, в рамках которого осуществляются многие социальные проекты.
Известно, что государственно-частное партнерство – одно из наиболее важнейших и универсальных направлений, используемых для привлечения инвестиций и сотрудничества между предпринимательскими структурами и властью. Благодаря применяемым в законодательстве основам для применения механизмов государственно-частного партнерства имеется существенный потенциал для реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие сферы социального обслуживания населения .
В национальном законодательстве правовым положениям о взаимодействии (сотрудничестве) между органами государственной власти и негосударственными субъектами управления в социальной сфере не уделяется большого внимания, по крайней мере, не во всех сферах социальной сферы. До установления многими аспектами сотрудничества в этой области российским законодательством правовые принципы, процедуры и формы социального взаимодействия (взаимодействия) между государственными органами и негосударственными органами не были установлены, и их общая ответственность за невыполнение обязательств по публично-правовым отношениям еще не определился и т.д.
Хотя в Конституции Российской Федерации говорится, что Российская Федерация провозглашена «социальным государством, политика которого заключается в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие людей», но в этих нормах все еще отсутствуют правовые положения, и они ограничиваются обеспечением наших граждан, минимальное социальное обеспечение. Вышеуказанные конституционные нормы означают, что формирование и реализация национальной социальной политики потребует активного взаимодействия (сотрудничества) со всеми представителями гражданского общества, и эти представители организованы в определенные группы (на профессиональной или иной основе), а не организованы в группа граждан представлена этими категориями: пенсионеры, молодые специалисты, студенты, школьники и т. д.
Целью этого сотрудничества является создание максимально благоприятных условий для социального развития общества. Однако в российском законодательстве до сих пор сотрудничество в социальной сфере связывалось с социальным партнерством на рабочем месте, которое называется «система отношений между работниками, работодателями, национальными органами власти и местными органами власти, направленная на обеспечение координации между работниками и работодателями».
В качестве обязательных характеристик социального проектирования могут быть названы: цель проекта; мероприятия по достижению цели, сопровождающиеся управленческими решениями; место (пространство); ресурсы; сложность. Фактически, те же характеристики предъявляются к любому управленческому проекту, а точнее – к процессу прогнозирования в рамках управления. Добавим, что помимо выявления названных характеристик проекта, необходимо определить и объект воздействия, т.к. именно от правильности его определения зависит успешность достижения поставленной цели.
Цель проекта будет в данном случае основываться на том, что речь идет именно о социальном проектировании, следовательно, цель будет состоять в изменении, либо внедрении, либо создании какого-либо социального объекта. Причем в качестве объекта социального проектирования может выступать и социальный процесс, и социальное явление, и социальные отношения, и социальное качество, и социальная норма.
Мероприятия по достижению цели сопровождаются управленческими решениями, которые по определению сами являются выбором способа действий, гарантирующего достижение поставленной цели. Фактически само проектирование как раз и подразумевает под собой совершение некоего особого действия или их набора по достижению желаемого результата. Мероприятия же являются совокупностью действий, нацеленных на выполнение единой задачи в рамках достижения цели. Мероприятия в рамках социального проектирования могут быть достаточно разнообразными, т.к. они будут продиктованы, во-первых, поставленной целью, во-вторых, принимаемыми во исполнение управленческими решениями, в-третьих, располагаемыми ресурсами.
Место (пространство) социального проектирования также является его важной характеристикой. Во многом именно место и созданное в его рамках социальное пространство в качестве точки приложения сил разработчиков, участников и исполнителей проекта, а также его целевой аудитории (например, один проект предполагает воздействие на всех граждан страны, а другой рассчитан исключительно на небольшую часть локального сообщества) определяет достижимость цели проекта, эффективность его реализации, конечные ресурсы, которые могут быть задействованы при осуществлении проекта, и в некотором роде диктуют и мероприятия в рамках проектирования (например, будет существовать разница при разработке и реализации проекта по повышению заинтересованности в науке в сельском местности и в крупном городе, хотя цель у них одна и та же).
Ресурсы являются неотъемлемой характеристикой любого, в том числе и социального, проекта. К ресурсам в данном случае можно отнести те, что участвуют в процессе самого проектировании. В первую очередь, это человеческие ресурсы, т.к. субъектами проектирования выступают люди, как отдельные личности, люди, как участники трудового коллектива, как движущая сила какой-либо организации, как участники социальных институтов и т.д. Помимо людей, как непосредственных участников и субъектов проектирования в нем применяется и человеческий потенциал, то есть интеллект, компетенции и опыт участвующих в проектировании людей, поэтому мы с полным правом можем говорить именно о человеческих ресурсах, а не только о количестве людей.
Сложность (уровень) проекта, по нашему мнению, является той отличительной чертой, помимо цели и объекта проектирования, отделяющих социальное проектирование от иных видов проектирования. Т. к. она обусловлена самой сутью социального в социальном проектировании, а именно многоаспектностью, многосоставностью, труднопрогнозируемостью, многовекторностью и разнонаправленностью интересов общества и индивидов, его составляющих .
Центральным и наиболее важным в составлении социального проекта является определение социальной проблемы (социального конфликта), то есть предмет социального проектирования, некая конкретная некомфортная социальная «ситуация», противоречие, общественная потребность.