Фрагмент для ознакомления
2
образ выступает в качестве связующего звена между сознанием и внешним миром.
Сложности построения образа другого могут быть связаны с тем, что наши суждения о другом, по большей мере, оказываются результатом проектирования на него наших собственных характеристик, поскольку часто наши представление о другом напоминают представления как о подобном, схожем. Помимо этого, наше видение другого обусловлено нашими собственными настроениями и мотивами в какой-либо момент жизни, которые также могут искажать восприятие того или иного человека или группы [2].
Если образ не изменяется на протяжении значительного временного отрезка, то он превращается в стереотип.
Социальный стереотип - это упрощенное восприятие какого-либо человека, группы, социального явления/события и пр., основанное на внешнем факторе, обобщении, принадлежности к той или иной социальной группе (национальной, религиозной, возрастной и т.д.). При этом стереотип никак не связан с реальным опытом взаимодействия с данным конкретным человеком или объектом [5].
Стереотипы далеко не всегда отражают реальность. Поэтому в процессе общения и получения информации о том или ином человеке или социальном явлении, стереотип перестает работать и уступает место более объективному восприятию. В оценке и последующем восприятии человека очень важно первое полученное впечатление, а в его формировании зачастую большую роль играют стереотипы: из-за того, что человек их бессознательно задействует еще до того, как получит какую-либо информацию о личности. Например, многие по-разному будут воспринимать одного и того же человека, если сначала им расскажут о нем или же они сначала увидят его.
Таким образом, стереотипы постепенно уступают место фактическому знанию о человеке, но происходит это не всегда быстро.
Социальные стереотипы достаточно удобны. Мозговая активность человека потребляет очень много энергии, а кроме того мозг анализирует великое множество поступающей информации, соответственно он стремится минимизировать усилия там, где можно это сделать. И любые шаблоны, в том числе социальные стереотипы - удобный инструмент для такой минимизации: не нужно думать и что-то дополнительно анализировать, когда есть готовое лекало, под которое можно определенную группу людей или явлений.
В психологии и социологии выделяется несколько видов стереотипов. Есть положительные, нейтральные и отрицательные стереотипы. При этом из-за заложенной в них упрощенности все три перечисленных вида могут в равной степени отражать неправду в отношении конкретной личности, что способно привести к различным заблуждениям.
Также стереотипы делятся по своей точности: точные, приблизительные, упрощенные. При этом нужно понимать, что даже точные стереотипы точны лишь в определенных случаях, так как обобщение (а значит, и упрощение) заложено в саму суть данного явления.
Формирование социального стереотипа, как и любого образа у каждого конкретного человека происходит под влиянием общественных установок, установок в семье и личного опыта. Распространению стереотипов способствуют средства массовой информации и коммуникации. Сейчас в немалой степени в этом задействованы интернет в целом и социальные сети в частности. При этом формирование устойчивого стереотипа требует определенного времени [19].
Итак, образ представляет собой отражение действительности, ментальную репрезентацию реальности, функционально эквивалентную внешнему миру. Образ выступает в качестве связующего звена между сознанием и внешним миром. Формирование образа — это сложный развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение становится все более и более адекватным отражаемому предмету. Образ - часть реальности, поскольку он может меняться вместе с ней, но вместе с тем он также является фактором изменения реальности в конкретной культуре - как один из рычагов влияния на традицию осмысления этой реальности.
1.2 Содержание Я-образа и образа абьюзера в сознании молодежи
Социальное восприятие - это стадиальный процесс понимания и оценки отдельной личностью других личностей или процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Процесс социальной перцепции развертывается на трех уровнях:
- на микроуровне это простейший контакт участников общения (фиксация, встреча взглядами, касание), в результате которого складываются исходные образы партнеров;
- макроуровень характеризуется системой взаимодействий коммуникантов, обеспечивающей отражение их состояния и ситуации общения в целом;
- мегауровень выражает всю совокупность межличностных взаимодействий, складывающихся на протяжении всей жизни индивидов.
В результате этого процесса формируются нормы, эталоны и стереотипы восприятия людей, их состояний и личностных особенностей [1].
В процессе социального восприятия социальный объект (индивид, группа и т.д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту. Воздействуя на предмет восприятия, воспринимаемый человек старается изменить представление о себе в благоприятную для своих целей сторону. Внимание субъекта сосредоточено на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных. Восприятие социальных объектов характеризуется большей сплоченностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными) компонентами, большей зависимостью от мотивационно - смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта [28].
В настоящее время различными направлениями психологической науки активно прорабатывается проблема восприятия выражения лица – совокупности взгляда и всех мимических проявлений человека, отражающих не только его эмоциональное состояние в данный момент, но и его жизненный опыт, жизненную позицию.
В частности, в контексте общей психологии и психофизиологии изучается восприятие (перцептогенез) экспрессии лица, в социальной психологии и психологии личности – восприятие индивидуально-психологических свойств личности. Как известно, эффективное взаимодействие невозможно без адекватной оценки испытываемых собеседником чувств. Опознание лицевой экспрессии отличается своеобразием, которое отсутствует при восприятии других паттернов, и строится в отличие, например, от распознавания абстрактных геометрических фигур по логике непосредственного общения.
Эмоция, выраженная мимически одним из партнеров, приводит к изменению эмоционального состояния другого участника общения, мимические проявления этого другого, в свою очередь, ведут к изменению эмоционального состояния первого и т. д. [14].
Восприятие экспрессии – не мгновенный, единичный акт, а цепь различений, оценок и реорганизаций непрерывно получаемой информации. Целевой функцией первого этапа является узнавание эмоции, второго – верификация и коррекция воспринятого, усиление наиболее существенных мимических особенностей и их конкретизация, третьего – формирование дифференцированного, наполненного смыслом образа экспрессии [16].
Существуют различные стратегии распознавания эмоций человека: целостную стратегию образуют приемы, отражающие некоторые представления людей, касающиеся выражения эмоций, последствий пребывания в эмоциональном состоянии, а также умение использовать собственный эмоциональный опыт. Аналитическая стратегия представлена приемами ориентации на различные экспрессивные признаки и ситуацию, в которой находился человек [22].
Благодаря наличию способности к прочтению мимики окружающих человек может грамотно распознавать их эмоциональное состояние и намерения, адекватно планировать собственное поведение по отношению к ним, прогнозировать дальнейший контакт и развитие отношений.
Восприятие, понимание и оценка социальных объектов включает не только восприятие физических и поведенческих характеристик объекта, но и формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках, а также об отношениях, связывающих субъект и объект восприятия. В этом плане понятие межличностная перцепция объединяет такие процессы, как социальное познание, социальный интеллект, имплицитные теории личности (бессознательная система представлений о психической организации других людей, о взаимозависимости качеств их характера) [26].
Психологическую структуру познания человека человеком, то есть субъективного воссоздания личностной реальности другого человека, составляют:
- ощущение, восприятие и мышление – психические процессы, которые результируются в образе - представлении о человеке;
- образ-представление, осознаваемый как впечатление, которое затем вербализуется и переводится в понятия;
- суждение, возникающее на основе понятий как социально-психологическая интерпретация, мера адекватности которой определяется чувством эмпатии и способностью к пониманию [21].
В атрибутивном аспекте социальная перцепция изучается как психическое отражение людьми друг друга, то есть как атрибут (свойство) субъекта отражения, выступая под названиями «социальный интеллект», «эмпатическая способность», «социально - перцептивная способность».
В качестве основных критериев адекватности отражения на уровне восприятия внешнего облика человека выступает точность его опознания, на уровне межличностного оценивания – полнота представлений о других людях, а на уровне понимания – глубина анализа межличностных событий.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барабанщиков В.А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса / В.А. Барабанщиков. – М.: Когито-Центр, 2006. – 240 с.
2. Баранов А.А. Образ как категория психологической науки / А.А. Баранов. – М.: Институт искусств и дизайна, 2010. - С. 73 - 84.
3. Баранова Т.С. Абьюз как вид эмоционального насилия в семье // Молодежь XXI века: шаг в будущее: матер. XIX регион. науч.-практ. конф. / Т.С. Баранова – Благовещенск: Изд-во Дальневосточного гос. аграрного унта, 2018. – С. 184 - 186.
4. Бэнкрофт Л. Мужья-тираны. Как остановить мужскую жестокость / Л. Бэнкрофт; пер. Ю.В.Рябина. – М.: «Эскимо», 2012. – 460 с.
5. Валиев И.Н. Стереотипы социального взаимодействия / И.Н. Валиев. - М.: Прометей, 2016. - 126с.
6. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология / Б.М. Величковский. - М.: МГУ, 1982. - 336 с.
7. Греков И.В. Образ я как интеграл архетипических субличностей: дисс. на соискание ученой степени PhD по специальности «Психология» / И.В. Греков. - М.: НОУ ВПО “Московский институт психоанализа”, 2016. – 194с.
8. Дорогавцева И.С. Проблема Другого в западной культуре: дис. ... канд. культурологии / И.С. Дорогавцева. - Чита, 2006. - 122с.
9. Емельянова Е.В. Женщины в беде. Программа работы с жертвами домашнего насилия «Достоинство любви» / Е.В. Емельянова. – СПб.: Речь, 2008. – 212 с.
10. Здравомыслова О.М. Обыкновенное зло. Исследования насилия в семье / О.М. Здравомыслова. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 416 с.
11. Игнатова Е.С. Абьюзинг и газлайтинг в межличностных отношениях между мужчиной и женщиной / Е.С. Игнатова, Е.Д. Разводова // Молодежь в науке: Международный молодежный сборник научных статей / Отв. ред. А.В. Горбенко. - Липецк: Аргумент, 2018. - С. 228 - 232.
12. Кантемирова К.Х. Факторы, обуславливающие совершение насильственных действий сексуального характера / К.Х. Кантемирова // Бизнес в законе. - 2007. - № 4. - С.160-162.
13. Карелина И.О. Терминологическое поле исследований социальной перцепции в психологии / И.О. Карелина // Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2016. - № 5-6 (62-63). - С. 75 - 88.
14. Малкова Т.Н. Восприятие экспрессии человеческого лица: автореф. дис. … канд. психол. наук / Т.Н. Малкова. – М., 1981. - 192с.
15. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / под ред. Э.Г. Круга и др./ Пер. с англ. – М: Издательство «Весь Мир», 2003. – 376 с.
16. Общение и познание / Под ред. В.А. Барабанщикова и Е.С. Самойленко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 495 с.
17. Орлов А.Б. Психологическое насилие в семье — определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи / А.Б. Орлов // Психолог в детском саду. – 2000. – № 2-3. – С. 182-187.
18. Панферов В.Н. Методологические последствия изучения социальной перцепции / В.Н. Панферов // Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 3. – С. 142 – 153.
19. Питерова А.Ю. Социальные стереотипы: особенности формирования и изучения / А.Ю. Питерова, Е.А. Тетерина // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2016. - Т. 4, № 1. - С. 52 - 60.
20. Платонова Н.М. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации: Учебное пособие / Н.М. Платонова. – СПб.: Речь, 2004. – 154 с.
21. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А.А. Бодалева, Н.В. Васиной. – СПб.: Речь, 2005. – 324 с.
22. Психология общения: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 440 с.
23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2-кн. – 2-е изд., перераб. и доп / Е.И. Рогов. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 384с.
24. Садовникова А.Ф. Абьюзивные отношения как форма девиантного поведения / А.Ф. Садовникова // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - №49-3. - С. 96-98.
25. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2011. – 350с.
26. Ситников В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых) / В.Л. Ситников. - СПб.: Химиздат, 2001. – 288с..
27. Склярук Т.В. Категория образа как возможность прочтения социального контекста: социологический аспект / Т.В. Склярук // Журнал Одесского национального университета им. И.И. Мечникова. - 2007. - №17. - С. 46 - 49.
28. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая./ – М: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.