Фрагмент для ознакомления
2
Стоит согласиться с мнением А. Садохина о том, что «общий язык поддерживает сплоченность этнической группы, причем между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в данной культуре, в нем опосредованно материализуется историческая память» 10.
В этом смысле язык выполняет аккумулирующие и ретранслирующие функции по отношению к духовным ценностям этноса. Важно отметить, что язык в полной мере реализуется в компактной среде обитания, а в условиях дисперсного проживания он утрачивает свою коммуникативную роль. Зачастую полноценное использование языка зависит от его статуса в соответствующем государстве.
Поэтому расширение возможностей использования родного языка диаспорами, является одной из целей их деятельности. Немаловажной частью этнической культуры являются обычаи и традиции народа, являющиеся основой передачи социокультурного опыта и способствующие накоплению и сохранению ценностей этнической культуры. Приобщение к этническим традициям происходит как индивидуальным (внутрисемейным), так и социальным (коллективным) путями.
К внутрисемейным можно отнести семейно-бытовые обряды (свадьба, крещение, похороны и т. д.). Социальные связаны, прежде всего, с празднично-обрядовой культурой, различными формами бытования фольклора и т.д.
Следует отметить, что популяризация национальной кухни является одной из форм социально-культурной деятельности этнокультурных объединений любого региона.
Так, например, многие фестивали традиционной культуры, народные праздники и гуляния сопровождаются презентациями этнической кухни, подготовленными этнокультурными объединениями края. Но, как уже отмечалось выше, очень важно, чтобы данные этнокультурные ритуалы не становились формальными, а были действительно значимыми механизмами регулирования общественной жизни членов национальной диаспоры.
Многие исследователи отмечают факт множественности идентичностей членов диаспор: диаспора предполагает смешение различных культурных, социальных, политических, экономических установок, при этом, как страны проживания, так и страны происхождения.
Для диаспоры это не проблема выбора альтернативного направления в формировании идентичности и самоопределения, а проблема синтеза выбранных культурных ориентиров и создания особого типа диаспорной идентичности. В данном контексте необходимо подчеркнуть роль национальных общественных организаций, выступающих основным каналом взаимодействия диаспоры с органами власти, образовательными и культурными учреждениями6.
Важно отметить, что наличие подобных общественных объединений выгодно и самим диаспорам, так как данная форма организации обеспечивает возможность представительства их интересов в различных сферах жизнедеятельности общества.
Таким образом, большинство национально-культурных диаспоральных объединений ставят перед собой культурно-просветительские задачи, и прежде всего, создание условий для возрождения и сохранения языка, обычаев, культуры. Кроме того, объединения выполняют функции по социальной защите представителей диаспор, установлению культурных связей с государственными образованиями, выходцами из которых они являются.
Для осуществления более эффективной деятельности диаспоры, с нашей точки зрения, возможно развитие новых направлений деятельности в виде, например, создание большего количества ассоциаций по внешним признакам – профессиональных, студенческих, культурных и пр., создание ассоциаций по адаптации мигрантов в России, формирование и развитие общероссийских армянских организаций и ассоциаций с филиалами в крупных городах РФ.
Подводя итоги, следует отметить, что национальные диаспоры выступают в настоящее время как социальный институт, деятельность которого преодолевает исключительно этнические функции, так как сфера интересов объединения включает не только сохранение культуры этнической группы, ее самоорганизацию и этническую идентификацию, но и развитие культуры межнационального общения, предотвращение межэтнических конфликтов.
1.2 Основные характеристики национальных меньшинств
Национальные меньшинства - постоянно проживающие на территории государства компактные этнические группы, имеющие свои язык, обычаи и традиции, формы быта.
Особую группу национальных меньшинств составляют коренные народы (в России - коренные малочисленные народы). Принадлежность к национальным меньшинствам является вопросом индивидуального выбора гражданина.
В зарубежных странах с романской группой языков понятие «национальные меньшинства» используется редко, оно применяется в международных европейских конвенциях, документах ООН - например, в Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 год), Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (1994 год; РФ не ратифицирована, 2012 год), Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств 1995 года6.
Конституции демократических стран признают коллективные права национальных меньшинств, равноправие граждан независимо от расы и национальности (этнической принадлежности) и гарантируют национальным меньшинствам всестороннее развитие, право на сохранение национальных обычаев и культуры и их развитие (если это не противоречит конституции и законам страны), развитие родного языка, в т. ч. право распространять и получать информацию на родном языке, право на образование на своём языке, а также право создавать национальные организации, право участвовать в решении государственных вопросов, касающихся национальных меньшинств, и др.
Одно из важнейших прав крупных компактных групп национальных меньшинств - право на самоопределение. Оно может иметь разные формы. Так, в международном праве признано право народов на самоопределение вплоть до отделения. Некоторые крупные этнические общности отделились и образовали свои государства (например, в 2002 году ООН признала Восточный Тимор, отделившийся от Индонезии). В некоторых зарубежных странах существуют национально-государственные образования национальных меньшинств (например, автономные регионы в Никарагуа с крупными индейскими племенами; Аландские острова в Финляндии, где в основном живут шведы; Каракалпакия в Узбекистане и др.). В отдельных странах национальные меньшинства подвергаются притеснениям, в других - проявляются сепаратистские устремления национальных меньшинств и пр.
Национальные меньшинства могут выбирать в России различные формы самоопределения: в состав Федерации входит 21 республика (Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Кабардино-Балкарская Республика и др.), Еврейская автономная область, несколько автономных округов - Ненецкий, Ханты-Мансийский - Югра и др.
В настоящее время в международном и российском праве нет определения понятия «национальные меньшинства» 9.
Меньшинства должны удовлетворять следующим требованиям:
быть гражданами данного государства, что отличает меньшинства, их представителей от иностранцев и апатридов;
достаточно долго проживать в данном государстве, быть укоренившимися (по названному критерию к меньшинствам не могут быть отнесены беженцы, имеющие специальный правовой статус);
быть численно меньшим, чем основная группа населения (этот показатель относительный);
не занимать господствующее положение (например, в органах власти, экономике), ибо иное снимает вопрос о специальных мерах защиты соответствующей группы;
иметь отличия в этническом или национальном характере, культуре, языке, религии, обычаях;
стремиться к сохранению своей самобытности.
Из сказанного следует, что национальными меньшинствами могут считаться только такие этнические общности, которые состоят из граждан данного государства, проживают в нем постоянно, отличаются от остального населения этого государства по своим национальным признакам (культуре, языку), объединяются общим названием и самосознанием и стремятся к самоидентификации11.
К национальным меньшинствам в России могут быть отнесены вышеназванные коренные малочисленные народы и этнические группы. Эти народы и группы различаются между собой (по численности, образу жизни, компактности проживания) и даже внутри них есть отличия, но данные общности объединяет одно: они представляют собой этнические группы, которые по тем или иным причинам могут оказаться в неравноправном положении с гражданами коренной нации.
Национальные меньшинства испытывают определенное давление со стороны доминирующего общества. Как правило, они обладают меньшими возможностями для самовыражения, отстаивания своих специфических интересов. В демократическом же сообществе голос каждого должен быть услышан. Пренебрежение индивидуальностью во имя торжества человеческой
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон о национально-культурной автономии принят Государственной Думой от 17 июня 1996 г. №74-ФЗ: в ред. Федерального закона от 04.11.2014 г. № 336-ФЗ // Собрание законодательства РФ,1996. - №25.
2. Указ Президента РФ от 19.12.2012. № 1666 П.25. С. 19.О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года URL: http://www.consultant.ru/ (дата доступа 26.012.2019).
3. Постановление Правительства РФ от 20.08.2017. - № 718. О федеральной целевой программе Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы) URL: http://government.ru/media/files/41d4862001ad2a4e5359.pdf (дата доступа 26.012.2019).
4. Федеральный закон Об Ассоциации народов России. URL: http://www.molprav.ru/about/targetsand-purpose/ (дата доступа 26.012.2019).
5. Федеральный закон Об общественных объединениях принят Государственной Думой от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ: ред. Федерального закона от 08.03.2015 г. №43-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №21, Ст. 1930.
6. Арутюнян Ю.В. Об этнических диаспорах в российской среде // Социологические исследования. 2013. № 7. С. 34-44.
7. Арутюнов С.А., Козлов С.Я. Диаспоры: скрытая угроза или дополнительный ресурс // Народы России, 2005. URL:http://www.narodru.ru/smi4383.html (дата доступа 26.012.2019).
8. Вилков А.А. Политические аспекты гармонизации этноконфессиональных отношений на региональном уровне // Известия Саратовского университета. Серия Социология. Политология. 2016. Т. 16. Выпуск 1. С. 55-62.
9. Грузинская диаспора России. [Электронный ресурс]. http://kartvelebi.ru/diaspora/(дата доступа 26.012.2019).
10. Давыдова Т.В., Касимов Р.Х. Проблемы армянской диаспоры в тюменском регионе // В сборнике: Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии Сборник научных трудов. Тюмень, 2014. С. 72-76.
11. Минасян Э.Г. О роли армянской диаспоры в отношениях между Российской Федерацией и республикой Армения: социально-экономические и культурные связи // Международный журнал экономики и образования. 2018. Т. 4. № 3. С. 15-17.
12. Национальные общественные объединения // URL:http://saratov.gov.ru/region/society/national-associations/ (дата обращения 26.12.2019)
13. Общественные организации // Государственное устройство, общественные объединения и религиозные организации. Росстат. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (дата доступа 26.12.2019).
14. Сайханов Г.Н. Национальные диаспоры в общественно-политической жизни Саратовской области: современное состояние и перспективы // В сборнике: Молодежная политическая наука в Саратове Ежегодник научных статей по проблемам политической теории и практики студентов, магистрантов, аспирантов саратовских вузов. Саратов, 2018. С. 72-74
15. Тер-Акопьян В.А. Характеристика армянской национальной диаспоры в России // В сборнике: Экономические, правовые, социально-политические и психологические проблемы развития современного общества Материалы II межвузовской научнопрактической конференции научно-педагогических работников, аспирантов, практических работников. 2016. С. 74.
16. Тирабян К.К. К вопросу об определении феномена диаспоры (на примере армянской диаспоры Российской Федерации) // Управленческое консультирование. 2018. № 2 (110). С. 132.
17. Этничность. Фонд знаний Ломоносов URL: http://lomonosovfund.ru/enc/ru/encyclopedia:0131916#_edn2 (дата доступа 26.12.2019)
18. http://w.histrf.ru/articles/article/show/natsionalnyie_mienshinstva
19. http://isfic.info/konst/kokot57.htm
20. http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/16053/
21. http://zagranportal.ru/spravochnaya/emigraciya/emigratciia-pensionerov-iz-rossii.html