Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы (начиная с 2008 г.) на фоне некоторого замедления торгово-экономических связей заметно возросла политико-дипломатическая и геополитическая значимость латиноамериканского региона для российских национальных интересов. Возможность ассиметричного ответа на геополитический вызов брошенный России США и странами НАТО в 2008 г., сегодня, похоже, лишь акцентирует свою актуальность: с учетом роста общей непредсказуемости мировой политики необходимость в таком ответе, как представляется, будет возрастать.
Близость или совпадение позиций нашей страны и ведущих государств Латинской Америки по наиболее актуальным вопросам мировой политики наблюдались практически всегда. Так, еще в 1980-е гг. голосование латиноамериканских и карибских стран на Генеральной ассамблее ООН совпадало с голосованием СССР и стран «социалистического содружества» примерно на 80% .
Сегодня «близость или совпадение» подходов – это традиционная формулировка практически всех двусторонних или многосторонних документов российско-латиноамериканского сотрудничества. Новизна нынешней ситуации заключается в том, что в условиях, когда санкции Запада приобретают, по сути дела, «бессрочный» характер, сотрудничество России со странами Латино-карибской Америки должно приобретать не конъюнктурный, как это было до сих пор, а стратегический, долгосрочный характер.
33 государства Латинской Америки и Карибского бассейна, представленные в ООН (со всеми ними Россия поддерживает дипломатические отношения) могут рассматриваться как потенциально важный политический резерв, который Москва, потерявшая многих былых союзников и партнеров, сегодня просто обязана использовать.
Целью данной работы является рассмотрение политических взаимоотношений между Россией и Мексикой с конца XX века.
Задачи:
1) Рассмотрение российско-американских отношений с 90-х гг до 2016 гг;
2) Описание основных точек соприкосновения и разногласий с политике между Россией и Мексикой.
Объектом исследования являются политические отношения между Мексикой и Россией. Предметом исследования являются особенности динамики российско-мексиканских отношений на рубеже веков.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1 РОССИЙСКО-МЕКСИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: 90-Е ГГ. – КОНЕЦ XX ВЕКА
1.1 Становление и развитие политико-дипломатического взаимодействия
В целом, можно сказать, что между Россией и Мексикой всегда был высокий уровень диалога. Еще во времена существования СССР президенты Мексики постоянно посещали Москву, что выгодно отличало Мексику от других стран Латинской Америки (кроме Кубы). Несмотря на то, что в странах существовали разные идеологии и политические режимы, с экономической точки зрения стороны всегда находили общие темы для разговоров и обсуждений вопросов мировой политики.
Для мексиканской стороны отношения с нашей страной в условиях растущей зависимости в сфере экономики от северных соседей были специфичным аргументом ее внешнеполитической независимости .
Климат отношений между двумя странами заметно стал меняться после того, как распался СССР. К сожалению, отношения изменились не в лучшую сторону для СССР. Наша страна и Мексика практически одновременно приступили к решению похожих задач. Они начали строить открытую рыночную экономику, осваивали тему приватизации, стимулировали приток капиталов из других стран, стремились в политической либерализации. Все перечисленное должно было сформировать благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества двух стран. Но отношения перешли в стадию охлаждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена рассмотрению политических взаимоотношений между Россией и Мексикой с конца XX века. На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы.
В целом, можно сказать, что между Россией и Мексикой всегда был высокий уровень диалога. Еще во времена существования СССР президенты Мексики постоянно посещали Москву, что выгодно отличало Мексику от других стран Латинской Америки (кроме Кубы). Несмотря на то, что в странах существовали разные идеологии и политические режимы, с экономической точки зрения стороны всегда находили общие темы для разговоров и обсуждений вопросов мировой политики.
Для мексиканской стороны отношения с нашей страной в условиях растущей зависимости в сфере экономики от северных соседей были специфичным аргументом ее внешнеполитической независимости.
Климат отношений между двумя странами заметно стал меняться после того, как распался СССР. К сожалению, отношения изменились не в лучшую сторону для СССР. Наша страна и Мексика практически одновременно приступили к решению похожих задач. Они начали строить открытую рыночную экономику, осваивали тему приватизации, стимулировали приток капиталов из других стран, стремились в политической либерализации. Все перечисленное должно было сформировать благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества двух стран. Но отношения перешли в стадию охлаждения.
Несмотря на то, что существуют определенные разногласия в точках зрениях двух стран, также следует руководствоваться тем, что область совпадения подходов - достаточно широкая.
Мексика последние годы входит в состав акторов, которые причастны к выработке новых механизмов регулирования на глобальном уровне.
Также, новая геополитическая обстановка требует внимания к Мексике сегодня. Стране принадлежит важное место в мировой геоэкономической структуре. Это и глобальные структуры формирования Транстихоокеанского партнерства, которое нацелено на развитие связей между Североамериканской областью свободной торговли (НАФТА), где лидером является США и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). С другой стороны, это область свободной торговли между НАФТА и Европейским союзом.
Несмотря на то, что вышеперечисленные инициативы продвигает Вашингтон, вес Мексики в случае их реализации может вырасти. Новая структура в глобальной политической версии требует дополнительного внимания для устранения маргинализационных настроений в мире.
Мексика также стала одним из основных учредителей Тихоокеанского альянса, который был сформирован в 2012 году. В альянс также вошли Колумбия, Чили и Перу.
Наша страна на тихоокеанском направлении пока не достигла определенных результатов, кроме как участие в саммитах АТЭС. Поэтому в этом направлении нужно прикладывать определенные усилия.
Итак, Россия и Мексика в глобальной политике имеют немало точек соприкосновения. Потенциал взаимодействия по ряду позиций реализуется, но при этом важные проекты находятся в зачаточном состоянии либо подвергаются торможению. Многое здесь будет зависеть от способности окончательно отказаться от унаследованных еще от советских времен стереотипов восприятия Латинской Америки как «заднего двора» США.
Что касается Мексики, то это уже достаточно влиятельный актор современной мировой политики, с которым Россию связывает не только прошлое, но, хочется надеяться, и многообещающее будущее.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Внешняя политика и безопасность современной России. 1991–2002: Хрестоматия в 4 тт. Т. IV: Документы / Сост. Т.А. Шаклеина; ред. кол.: А.В. Торкунов и др. – М.: Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, Российская ассоциация международных исследований, АНО «ИНО-Центр (Информация. Наука. Образование.)», 2002. – С. 9.
2) Жирнов О.А., Шереметьев И.К. Новое издание панамериканизма: Латиноамериканская политика Дж. Буша: Аналит. обзор, ИНИОН РАН, Центр науч.-информ. исслед. глобал. и регионал. проблем. Отд. Зап. Европы и Америки; Отв. ред. Л.В. Коваленко - М., 2005. С. 58.
3) Казанов В. Латиноамериканский феномен//Коммуна. № 108 (26130), 27.07.2013.
4) Кастанеда Х. Теракты 11 сентября изменили состояние духа Соединенных Штатов, но не ход Истории, inoСМИ.ru. 04.12.2001, http://inosmi.ru/untitled/20011204/142361.html (25.12.2019)
5) Либин И.Я. Серебро Мексики / И.Я. Либин, Х. Перес Пераса, О.В. Сизова, Е.М. Трейгер. – М.: МАОК, 2010. – 262 с.
6) Матлина А. А. Россия, СНГ, Латинская Америка и ООН // Латинская Америка. – 1995 – N 10 – C. 10.
7) Мексика: парадоксы модернизации. Отв. ред. В.М. Давыдов. - М.: ИЛА РАН, 2013.
8) Облик России – взгляд из Латинской Америки / Отв. ред. В.П. Сударев; Институт Латинской Америки РАН. – М.: ИЛА РАН, 2009. – C. 23
9) Программа научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами на 2011–2012 годы // URL: http://docs.cntd.ru/document/902289653
10) Сударев В.П. Мексика и Россия в поисках новых сфер взаимодействия // РСМД, 16.09.2013. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2347#top
11) Яковлев П.П. Реакция в странах Латинской Америки на события в Крыму и вокруг Украины (в контексте российско-латиноамериканских отношений)”, Сетевое издание Центра Перспективы, 26 июня 2014, http://www.perspektivy.info/oykumena/ekdom/reakcija_v_stranah_latinskoj_ameriki_na_sobytija_v_krymu_i_vokrug_ukrainy_v_kontekste_rossijsko-latinoamerikanskih_otnoshenij_2014-05-26.htm
12) Яковлев П.П. Латинская Америка: меняющийся облик Сетевое издание Перспективы, 19 марта 2007, http://www.perspectivy.info/oykumena/amerika/latinskaja_amerika_menajushhijsa_oblik_2007-03-19.htm