Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст – важный этап для формирования и развития личности. В этом возрасте развиваются и закрепляются многие психические процессы, например, речь, мышление, внимание, воображение. Кроме того, происходит осознание личного отношения к окружающему миру, наступает наиболее благоприятный период (9 – 10 лет), создающий условия для становления характера. Кончено же, во время обучения в начальной школе, должны сформироваться произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; основные компоненты учебной деятельности; новый, более «взрослый» тип отношений с учителями и одноклассниками.
Если говорить о нравственном воспитании, то именно в младшем школьном возрасте происходит становление отношений младшего школьника к своей планете, стране, обществу, людям, труду, своим обязанностям и к самому себе. Любить и беречь свою планету, почитать и защищать свою страну, уважать и ценить людей, которые тебя окружают, быть ответственным в труде, не забывать и вовремя исполнять свои обязанности, любить самого себя, беречь своё здоровье, – все это кажется недостижимым.
Актуальность темы исследования.
В нашем современном мире так часто не хватает людей - миротворцев, которые были бы способны регулировать конфликты мирными средствами. Эти люди уважали бы другие культуры, умели общаться, слушать, были бы спортивно подготовлены, здоровы телом и духом!
Проблема исследования.
Существуют ли методы достижения цели, благодаря которым можно в условиях начальной школы начать формировать миротворческую личность?
Степень разработанности проблемы.
В последние годы, да и вообще всегда, о нравственности и нравственных ценностях, о конфликтах и их решении думали, говорили и писали. Множество трудов, книг, учебников и статей посвящены этой теме, начиная с конца XIX века и заканчивая современным временем. Авторы анализировали духовно-нравственные и гуманистические ценности личности в процессе обучения и воспитания (Айдемиров Н.Г., Артёмов В.М., Баркова Н.Н., Дехтерева Л.П., Зосимовский В.А., Макаренко А.С., Пирогов Н.И., Повшедный А.В., Сластснин В.А., Сухомлинский В.А.) , становление теории и практики. Проблемы воспитания моральных качеств и нравственного развития младших школьников связано с исследованиями Богдановой О. С., Божович Л. И., Давыдова В. В., Люблинской А. А., Петровского А. В., Шемшуриной А. И., Щурковой Н. Е., Эльконина Д. Б., Яновской М. Г. и др. Их работы содержат фундаментальные основы.
Однако в трудах этих ученых не рассматривается такое понятие как миротворчество, образ миротворца. Обострение политической обстановки вокруг Российского государства, национальные конфликты, конфликты между сверстниками, сложные безвыходные ситуации, - все это заставляет нас задуматься и начать формировать в начальной школе устойчивые черты миротворца.
Объект и предмет исследования.
Объект: Воспитание миротворца, путем воздействия на него литературных произведений, путем рассуждений над произведениями.
Предмет: Формирование компетенции миротворчества на уроках литературного чтения.
Цель: Дать понятие о миротворчестве, способствовать его становлению, с помощью составления блока упражнений по формированию компетенции миротворчества на уроках литературного чтения.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы исследования: формирование компетенции миротворчества на уроках литературного чтения учащихся начальных классов.
2. Разработать хрестоматию, рабочую тетрадь - комплекс упражнений для формирования компетенции миротворчества.
3. Провести экспериментальное исследование по развитию умения анализировать сложные ситуации, находить пути выхода из них и делать верные выводы путем прочтения литературных произведений и работы над ними.
Гипотеза: Миротворчество – это образ жизни, которому можно научиться.
Методы исследования –
1) теоретические - изучение и анализ нормативных документов, методической, психологической, педагогической по теме исследования.
2) практические - отбор материалов по теме исследования, тестирование школьников, наблюдение за процессом обучения.
3) экспериментальные - проведение опытно-экспериментального исследования.
4) статистические - обработка результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении актуальных исследований по формированию компетенции миротворчества на уроках литературного чтения учащихся начальных классов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности практического применения результатов данного исследования и комплекса упражнений по формированию компетенции миротворчества на уроках литературного чтения учащихся начальных классов.
Опытно – исследовательская работа заключается в проведении экспериментального исследования на базе МБОУ «Классическая школа» г.Гурьевска в 3 «В» классе, в количестве 2 групп по 15 человек.
Структура курсовой работы определяется ее целью и поставленными в ней задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
ГЛАВА I. КОМПЕТЕНЦИЯ МИРОТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 Конфликты в начальной школе
Говоря о методах формирования компетенции миротворчества в начальной школе, нельзя не сказать о конфликтах. В толковом словаре русского языка о конфликте сказано так: столкновение, серьезное разногласие, спор. [1]
Конфликты – это норма жизни. И обойтись без конфликтов практически невозможно, особенно если приходится взаимодействовать с одним и тем же окружением каждый день. Если без конфликтов обойтись сложно, то нужно научиться добиваться хороших конструктивных результатов, правильно разрешив напряженный момент: сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.
В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Что же является составляющими конфликтной ситуации? Во - первых, это участники конфликта (оппоненты). Во – вторых, это предмет конфликта.
В современной конфликтологии выделяют 2 вида конфликта: деструктивный и конструктивный. Деструктивный конфликт несет с собой разрушение отношений, непонимание, обиды. И, конечно же, воспринимается сторонами очень болезненно. Решение конструктивного конфликта полезно для обеих сторон, приобретается что-то ценное и обе стороны остаются довольны результатом.
Заключение
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. После оказания формирующего воздействия в экспериментальной группе мы можем отметить, что проявившаяся динамика свидетельствует о том, что дети стали более благополучными в сфере общения. В системе отношений со сверстниками стали занимать более высокостатусные позиции, при наличии некоторой доли низкостатусных. В общении со сверстниками стало возникать меньше проблем. Участники экспериментальной группы стали ориентироваться соответственно цели и ситуации общения (умеют обратиться с просьбой к другому человеку, правильно отказать в просьбе, высказать комплименты в адрес человека и т.д.), научились чувствовать невербальное поведение других и правильно использовать свой невербальный репертуар. В процессе формирующего эксперимента у детей развивался невербальный, двигательный и экспрессивный компоненты структуры коммуникативных умений (зрительный контакт с собеседником, сила голоса). В психологических особенностях общения также наблюдается положительная динамика: многие показатели снизились, ребенок чувствует себя намного увереннее в процессе общения, чем до формирующего эксперимента.
2. Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что в экспериментальной группе уровень миротворчества детей изменился. На 30% увеличилось число детей с высоким уровнем миротворчества, дети со средним уровнем составили 70% от общего числа, не стало детей с низким уровнем благополучия в общении.
3. В детской контрольной группе изменений в уровне миротворчества обнаружена отрицательная динамика: на 30% снизилось число детей со средним уровнем благополучия в общении, и, соответственно, возросло число детей с низким уровнем благополучия в общении.
4. Между экспериментальной и контрольной группой выявлены различия на 0,95% достоверности в уровнях миротворчества после формирующего эксперимента.
5. Опираясь на полученные результаты, можно заключить, что внедренная нами программа групповых занятий эффективна для повышения миротворчества младших школьников.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Абдуллина, А.А. Обучение младших школьников воссозданию образов художественных произведений: Научно-методические материалы. Часть 1 / А.А. Абдуллина. - М., 1997, С. 43.
2. Береснева, Л. О роли чтения / Л. Береснева // Домашнее воспитание. – 2002. - № 6, С.15-17.
3. Боразнова, Г.Д. Техника обучения чтению / Г.Д. Боразноваа школа. – 2002. - № 10, С.36-38.
4. Бугрименко, Е.А. Чтение без принуждения / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. – М.: ИНТОР, 1998, С. 67.
5. Выготский Л. С." Психология развития человека". - М., 2003, С. 168.
6. Джежелей, О.В. Чтение и литература. Программа / О.В. Джежелий // Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В.Игнатьева. - М.: Дрофа, 2004, С. 68.
7. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, С.17.
8. Качурин, М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя / М.Г. Качурин. – М.: Просвещение, 1998, С. 119.
9. Климанова, Л.Ф. Уроки внеклассного чтения / Л.Ф.Климанова. – М.: Просвещение, 2004. – 64с.
10. Колганова, Н.Е. Обучение полноценному чтению детской литературы / Н.Е. Колганова // Начальная школа. – 2005. - № 6. – С.56-65.
11. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтения / С.Н. Костромина. – М.: Ось-89, 2006, С.50.
12. Кочетова, П.Б. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать / П.Б. Кочетова // Начальная школа. – 2003. - № 1. – С. 19-24.
13. Лифинцева, Н.И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Н.И. Лифинцева // Начальное образование. – 2004. - № 3, С.10-15.
14. Маранцман, В.Г Методика преподавания литературы / В.Г. Маранцман. - М.: Просвещение, 1995 . – 216 с.
15. Неборская, Т.А. Учимся читать вслух и молча / Т.А.Неборская. – М.: Академия, 2006. – 85с.
16. Никонович, Е.В. Развитие творческих способностей на уроках внеклассного чтения / Е.В. Никонович // Начальная школа. – 2005. - № 6, С.35-37.
17. Оморокова, М.Н. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя / М.Н.Оморокова. – М.: Аркти, 1999, С. 73.
18. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Игры, викторины, конкурсы в начальной школе: кто хочет стать отличником? – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. С. 160.
19. Пичерол, Т.С. Практические советы учителю, овладевающему современной методикой обучения чтению / Т.С. Пичерол // Начальная школа. – 2005. - № 2, С.15-17.
20. Подласый И.П., Педагогика начальной школы: редактор: Антипенко З. Г. издательство: Владос, 2008 г., С - 64.
21. Книга «Психология читателя и книги» Н. А. Рубакин , год издания 1977, издательство «Книга».
22. Светловская, H.H. Методика внеклассного чтения / Н.Н. Светловская. - М.: Педагогика, 1991,С. 44.
23. Светловская, Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое / Н.Н. Светловская // Начальная школа – 2005. - № 2, С.9-14.
24. Светловская, Н.Н. Обучение детей чтению: Практическая методика. Учебная практика / Н.Н.Светловская, Т.С. Пичерол. – М.: Академия, 2001, С.23.
25. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. - № 1. – С.11-18.
26. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. /В. А. Сухомлинский. – Киев, 1969, С. 169.
27. Тихомирова И.И. Чудо чтения / Начальная школа: - 1999. - № 6, С. 61-65.
28. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - М.: Уч/пед, 1954.С. 30.
29. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы, М., 1999, С.135.
30. Швакина Е. В. «Вместе с книгой мы растем». Программа развития читательских интересов у детей младшего школьного возраста.